Формы контроля как способ повышения мотивации при обучении истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: Тест, устный опрос, карточки, краткая самостоятельная работа


Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки знаний.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

  • устный или письменный опрос,
  • карточки,
  • краткая самостоятельная работа,
  • практическая или лабораторная работа,
  • тестовые задания.

1. Устная проверка знаний.

Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом материале или объекте, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет отметки в конце урока.

2. Работа с карточками.

Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей. Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует сделать карточки для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. На вопросы карточек ученики отвечают письменно, поэтому каждую карточку учитель раздает ученикам вместе с чистым листом бумаги. Вопросы ученики не списывают, а только записывают номер карточки.

3. Письменная проверка знания.

Распространенная форма контроля знаний и умений учащихся. Она представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов отличает его от остальных форм контроля. С помощью письменной проверки можно проверить ограниченную область знаний учащихся: буквенные обозначения, названия единиц, определения, формулировки, связь между величинами, формулировки научных фактов. Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Письменная проверка не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения письменной проверки является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

4. Кратковременная самостоятельная работа.

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2–3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

5. Практическая или лабораторная работа.

Практическая или лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений работы с текстом параграфа или отрывком из исторического источника. Лабораторная работа активизирует познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.

6. Тестовые задания.

Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Оптимальны тесты, содержащие 8–12 вопросов при 4–5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа.

Но все же применяемые в настоящее время традиционные методы контроля не полностью отвечают указанным требованиям, что затрудняет управление познавательной деятельностью учащихся, не позволяя получать объективные данные об уровне их обучения.

Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Формирование положительной мотивации обучения должно рассматриваться учителем как специальная задача. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на положительную мотивацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование интеллектуальной компетенции учащихся, расширение знаний по сравнению с базовым уровнем изучаемого материала.

Сегодня современная педагогика активно внедряет и поощряет нетрадиционные формы занятий, такие как урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок-экскурсия, а также такие формы контроля как составление и решение исторических кроссвордов, ребусов, написание учащимися исторических текстов с ошибками, проектно-исследовательская деятельность как индивидуальная, так и групповая.

Цель, поставленная обществом перед историческим образованием, требует от современного учителя грамотного использования в своей работе всех форм и методов обучения, повышающих его эффективность, в том числе и нетрадиционных. 

Если рассмотреть само понятие «традиция», то оно означает (от лат. tradi-tio ) передачу духовных ценностей из поколения к поколению. Поэтому понятие нетрадиционных форм связано в первую очередь с необычностью самих форм или с редкостью их применения.

Эффективность контроля знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.

Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Литература

1. Е.А. Юнина. Технологии качественного обучения в школе. М., 2007 г.

2. В.В. Гузеев. Эффективные образовательные технологии. М., 2007 г.

3. И.П. Подласый. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007 г.

4. А.Д. Лашук. Формы, методы и технологии обучения. М., 1999 г.

5. М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе: учебник. М.: Владос, 2004 г.