Деловая игра «Интеллектуалы», проведённая на заседании методического объединения учителей начальных классов

Разделы: Профессия — педагог


Всегда считалось, что методическое объединение – дело серьезное. Планы, стандарты, оценки, проблемы – где тут место играм? Да и зачем играть взрослым людям, к тому же таким занятым, как педагоги?

Подобные, вполне резонные, вопросы придут в голову любому представителю администрации, когда он увидит заголовок обсуждаемой темы. И тем не менее… попробуем показать, что играть учителям можно и даже нужно, и методическое объединение – это то самое место и время, когда пора этим заняться.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу...
В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.»
А.С.Макаренко

Ведущий: Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.

Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу.

В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребёнок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться, - в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, и него вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.

Надеемся, что сегодня работа МО учителей нач. классов, проведенная в виде игры «Интеллектуалы» в полной мере отразит активную мыслительную деятельность педагогов и доставит радость победы, которую испытывают дети в игре.

В игре будут участвовать четыре команды, поэтому Вам необходимо пересесть за игровые столы, занимая свободные места (формируются команды).

Разминка

Ведущий: Для начала, в качестве разминки, мы предлагаем каждой команде ответить на блиц-вопросы (ведущий задаёт по очереди)

1.Отказ от пищи в знак протеста. (Голодовка)

2.Предвестник школьной перемены (Звонок)

3.Ввоз товаров из-за границы (Импорт)

4.Птица, приносящая маленьких детей. (Аист)

5.Созвучие концов стихотворных строк. (Рифма)

6.Школьная комната. (Класс)

7.Неожиданный подарок. (Сюрприз)

8.Насекомое – символ трудолюбия. (Муравей)

9. Второй экземпляр документа. (Копия)

10. «Что значит «летать в облаках»? (Мечтать)

11.Объект пристального внимания рыболова. (Поплавок)

12. Верный спутник Шерлок Холмса. (Доктор Ватсон)

13.Сплетенные в кольцо цветы и листья. (Венок)

14. Любимое занятие на досуге. (Хобби)

15. Самая крупная птица. (Страус)

16.В переводе с латинского «вода». (Аква)

17.Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать)

18.Партия, исполненная одним человеком. (Соло)

19.Зачинщик гриппа. (Вирус)

20.Его дают человеку раз и навсегда. (Имя)

21.И канцелярская, и электрическая, и ядерная. (Кнопка)

22.Изображение рельефа Земли на бумаге. (Карта)

23. Специалист по «взлому» компьютерных программ? (Хакер)

24. Что значит «дрожать как осиновый лист»? (Бояться)

25. Синоним слова «репортёр»? (Журналист)

26. Синоним слова «менеджмент». (Управление)

27. Прибор для построения окружности? (Циркуль)

28. Какой композитор был глухим? (Бетховен)

29. За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца? (За год)

30. В каком жанре прославился Иван Крылов? (Басни)

31. Кто автор песенки крокодила «Гены»? (Шаинский)

32.Что такое «прикусить язык»? (Молчать)

33. Четверть века, сколько лет? (25)

34. Ближайшая планета к Солнцу. (Меркурий)

35. Сколько букв в алфавите? (33)

36. Как называется полосатая палочка инспектора ГИБДД? (Жезл)

37.Она гуляет сама по себе. (Кошка)

38. Участок суши, со всех сторон омываемый водой. (Остров)

39. Автор трилогии о Незнайке. (Носов)

40. Самая маленькая птичка. (Колибри)

41. Основной закон нашей страны. (Конституция)

42.Птица – символ учительского труда. (Пеликан)

43. 12 июня наша страна отмечает праздник… (День независимости)

44. Что значит «наговорить в три короба»? (Наобещать)

45. Они находятся в колоде. (Карты)

46. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково)

47. Сколько цифр в математике? (10)

48. Деревья бывают хвойные и _ (Лиственные)

49. Сколько дней в високосном году. (366)

50. Курица, высиживающая цыплят. (Наседка)

51. Что значит «зарубить на носу»? (Запомнить)

52. Привязанность, страсть, сердечная склонность. (Любовь)

53. Подавальщица в ресторане. (Официант)

54. Старший брат пианино. (Рояль)

55. Украшение на запястье. (Браслет)

56. Дюжина – это сколько? (12)

1 тур

Ведущий: Уважаемые коллеги, все педагоги нач. школы работают, опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Следующий цикл вопросов связан с реализацией ФГОС.

1) Назовите, к каким результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандарт устанавливает требования. (Личностным, метапредметным, предметным)

2) Сколько разделов должна содержать основная образовательная программа начального общего образования? (3)

3) Назовите их. (Целевой, содержательный, организационный)

4) Какой подход лежит в основе стандарта? (Системно-деятельностный)

5) Какие две составляющие должны быть выделены в итоговой оценке? (Результаты промежуточной аттестации, результаты итоговых работ)

6)Что определяет содержание и организацию образовательного процесса? (Основная образовательная программа)

7) Через что реализуется основная образовательная программа начального общего образования? (Учебный план и внеурочная деятельность)

8) Кто реализует основную образовательную программу начального общего образования? (Образовательное учреждение)

9) На что ориентирован стандарт? (Портрет ученика начальной школы)

2 тур

Ведущий: А сейчас нашим конкурсантам предлагается решить педагогическую ситуацию.

1ситуация:

Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой. Как поступит учитель?

Возможный вариант объяснения: Я постараюсь выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из-за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать …

Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками.

Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.

2 ситуация:

В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не реагируют. Каковы действия учителя?

Возможный вариант объяснения: Определим причину драки. Попытаюсь прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь. Постараюсь научить толерантно, относиться к окружающим, независимо от их расовой и национальной принадлежности.

Если их просто разнять, то драка может возобновиться в другом месте.

После примирения проведу классный час на тему «Толерантность».

3 ситуация:

Весь класс идет в столовую и перед едой дружно моют руки. Один ученик, не помыв руки, бегом садится за стол. Учитель спрашивает:

- Петя, почему ты не помыл руки перед едой?

- А я никогда не мою руки перед едой, - говорит Петя.

- Почему? - спрашивает учитель.

- А зачем? Они же все равно станут грязные, - сказал Петя.

Возможный вариант объяснения:

Необходимо:

1. Провести беседу с учеником с целью выяснения причин несоблюдения правил гигиены в школе.

2. Помочь ребенку осознать свою неправоту, чтобы в будущем он так не делал.

3. Организовать беседу с родителями ученика с целью выяснения причин и путей решения данной проблемы.

4. Донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как чистоплотность: ребенок должен бережливо относиться к своему здоровью.

5. Провести беседу с родителями класса.

6. Организовать классный час с целью профилактической беседы о правилах личной гигиены в школе.

4 ситуация:

Ученик 4 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Возможный вариант объяснения:

В основе педагогической ситуации сложилась проблема- грубое нарушение дисциплины.

Такая проблема могла возникнуть по ряду мотивов:

У мальчика гиперактивность

Мальчик не знает правил поведения в школе

Отсутствие должного воспитания со стороны родителей

Учитель и администрация не являются авторитетом для ребенка

Ребенок отвержен классным коллективом

Необходимо:

1. Провести индивидуальную беседу с мальчиком, с целью выяснить причину такого поведения

2. Проведение беседы с родителями ребенка и класса.

3. Провести беседу с классным коллективом, с целью предотвращения подобного поведения с другими учениками.

4. Вынести на обсуждение МО учителей нач. классов, проблему «несоблюдение дисциплины класса»

3 тур

Ведущий: На данном этапе игры педагоги поработают над категорией «Аббревиатуры в образовании»:

1.ПНПО – приоритетный национальный проект «Образование»

2.ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты

3.УУД – универсальные учебные действия

4.УДО – учреждение дополнительного образования

5.ИМЦ – информационно-методический центр

6.РЦОКО – региональный центр оценки качества образования

7.ПДО – педагог дополнительного образования

8.ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

4 тур

Ведущий: В данной категории вопросов могут быть представлены варианты ответов. Необходимо выбрать правильный ответ, опираясь на «Закон об образовании РФ»

1.Понятие «образование», данное в «Законе об образовании»:

  • единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития;
  • деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

2.Понятие ФГОС, данное в законе:

  • совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
  • обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным.

3.Кто относится к данной категории людей, в соответствии с «Законом об образовании РФ»:

«Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности»;

Ответ: педагогический работник

4.Что относится к этой категории? «Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей?»

Ответ: инклюзивное образование

5.Кто является участником образовательных отношений?

Ответ: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

6.Правильно ли следующее утверждение? Если нет, дайте правильную трактовку. «В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее общее образование.

Ответ: Нет. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

7.Кто реализует образовательные программы?

Ответ: организация, осуществляющая образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

8.Аттестация педагогических работников проводится:

  • в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • в целях установления квалификационной категории;
  • в целях повышения заработной платы педагогических работников и улучшения материального благосостояния педагогов.

9.Кто имеет преимущественное право на обучение и воспитание детей?

  • образовательное учреждение;
  • государство;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся

10.К какой категории обучающихся не применяются меры дисциплинарного взыскания?

  • к обучающимся по образовательным программам дошкольного образования;
  • к обучающимся по образовательным программам начального общего образования;
  • к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости);
  • все ответы неправильные.

11. Входит ли в рабочее время педагогических работников:

- научная, творческая и исследовательская работа?

Ответ: да

12. Правильно ли следующее утверждение? Если нет, дайте правильную трактовку: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

  • заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  • соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

Ответ: ДА, но также

  • обеспечить получение детьми общего образования;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5 тур

Предлагаем командам «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

1.В чёрном ящике сейчас находится отгадка на корейскую загадку: "Десять на десять - по-прежнему десять. Десять без десяти - опять-таки десять."

Ответ: перчатки

2.Самое первое знакомство человека с предметом, который сейчас находится в чёрном ящике, философ Георгий Гачев назвал первым знакомством со всей ложью мира.

Ответ: пустышка.

3.В черном ящике находятся три предмета, объединенные градусом. Перечислите их.

Ответ: транспортир, термометр, алкоголь.

4.В черном ящике находится сейчас предмет, изобретенный еще в древнем Египте.Со стороны он выглядит очень аппетитно, хотя считается совершенно несъедобным и в тоже время многие съедают его по несколько раз в день и тут же накладывают следующую порцию.

Ответ: губная помада.

6 тур

А теперь приступим к упражнению "АкрОнимы". Что такое Акроним? Акроним – это слово, сформированное из первых букв определенной фразы или предложения. В нем нужно определить слово, отражающее ВАЖНОСТЬ нашего дела, или ЦЕННОСТИ школы, или НАПРАВЛЕННОСТЬ наших действий. Данное упражнение покажет значимость деятельности педагогов, отразит вложенные усилия учительского труда, а также смысл их работы. Приступаем!

Д
Е
Т
С
Т
В
О

А теперь сравним ваш ответ с возможным вариантом.

  • Доброжелательность
  • Единство
  • Творчество
  • Сотрудничество
  • Трудолюбие
  • Великодушие
  • Ответственность

Мы наблюдаем, что оба варианта в полной мере отражают заинтересованность педагогов в своей работе и несут положительный заряд.

7 тур

Ведущий: Каждый педагог стремится овладеть техникой движения, жестов, сопровождающих его речь для усиления эмоциональной стороны восприятия.

Предлагаем проверить, насколько вы владеете этой техникой в конкурсе «Чтобы это значило?»

Одному участнику от команды необходимо выбрать карточку с заданием и изобразить то, что там написано, а остальные участники команды должны угадать, что это?

1 команда. КОНСПЕКТ

2 команда. ПРИНТЕР

3 команда. АТТЕСТАЦИЯ

4 команда. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

Ведущий: Подведём итоги. Каждой команде удалось продемонстрировать свой творческий потенциал, высокий уровень взаимодействия друг с другом и, конечно, свой интеллект. Игра – дело серьезное. И не только для детей. Для взрослых, работающих с ними, она может стать не менее полезным и интересным занятием. Главное, не побояться начать играть и соответствующим образом к этому подготовиться.
Играйте на здоровье!