Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: сказкотерапия, музыкальная терапия, мандала-терапия


Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в образовательной деятельности.
  2. Создать положительный эмоциональный настрой у педагогов, используя виды арт-терапии, как одну из форм организации мастер-класса.
  3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом на мастер-классе.
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
  3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Оборудование: лист ватмана с надписью «Чудесный лес», карандаши, бумага для рисования, музыка, компьютер, мультимедийная установка.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса». Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенная раздражительность или агрессивность. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, я рассмотрю один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами – психологами это арт-терапия.

2. Основная часть

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением – у детей, работой – у педагогов и воспитанием – у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности. Исследования показали, что занятия, включающие арт-терапевтические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Характер подобных занятий зависит от индивидуальных трудностей ребёнка.Арт-терапия являются бесценным даром, находкой для работы с детьми и подростками, которые в жизни обделены теплом, любовью, пониманием, видят насилие, испытывают боль, гнев, обиду. Результат не в отличном рисунке, а в том, что ребенок в конце занятия начинает улыбаться.

Современная арт-терапия включает множество направлений, вот некоторые из них:

  • музыкальная терапия,
  • игровая терапия,
  • драматерапия,
  • сказкотерапия,
  • библиотерапия,
  • кинотерапия,
  • танцевальная терапия,
  • фототерапия,
  • изотерапия,
  • мандала-терапия.

Расскажу о некоторых направлениях.

Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события. Изображая свои переживания, чувства, ребенок как бы заново переживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу. Рисование, лепка или живопись красками являются безопасными способами разрядки напряжения. Кроме того, внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре.

Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Танцетерапия. Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений. Мы почти каждый день используем возможности фототерапии, сами того не осознавая:

- когда делаем серию снимков, ищем лучший ракурс, исследуем пространство вокруг себя, моделируем картинку своей жизни;

- когда выкладываем фотографии о поездке, событии, впечатлении в соцсетях, создавая свою историю – веселую, нежную или авантюрную;

- когда позируем перед камерой, создавая определенный образ и настроение;

- когда просматриваем старый семейный альбом с пожелтевшими фото, соединяя себя с историей своего рода и семьи.

Мандала-терапия – помогает найти скрытые в человеке возможности изменить то, что не нравиться в жизни или в себе. Она достаточно мягко и аккуратно погружает человека в мир бессознательного, пробуждая в нем ребенка, умение радоваться всему и играть, открывая новые грани творческой стороны человека. Мандала, созданная руками человека уникальна и неповторима. Она является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном месте. Именно поэтому, мандала словно зеркало нашей души! Проблемы, радости, тревоги, физическое состояние организма, ресурсы и многое другое — все это находит свое отражение в мандале. В процессе рисования мандалы мы можем ее гармонизировать! Ведь то, что окружает нас – всего лишь отражение того, что внутри, а значит, изменив внутреннее состояние, мы автоматически изменяем то, что нас окружает снаружи. А само рисование в круге красиво и настраивает человека на положительные мысли!

Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. В игре «проигрываются» и «переигрываются» травматические события и конфликтные ситуации. С помощью игры ребенок моделирует разные ситуации, проецирует свои мысли и чувства. Игротерапия помогает преодолеть психологические и социальные трудности, которые препятствуют личностному развитию. В игре развивается образное мышление, творческое воображение и речь

Драматерапия сейчас набирает обороты и очень широко используется в повседневной жизни. Является не только воспитательно-образовательным средством, но и методом лечебной терапии. Драматерапия позволяет человеку отвлечься, открыться на сцене и выпустить на волю свои эмоции. Примерив на себя какую-либо роль человек как-бы начинает жить другой жизнью и отдаляется от обыденных проблем. Игра на сцене позволяет преодолеть собственные ограничения и даёт толчок человеку для новых свершений. Открывая перед собой на сцене огромные возможности, легче реагировать на то, что происходит в реальной жизни. Полученный в игре опыт чаще всего используется в жизни для достижения каких-либо целей, поиска жизненного места и избавления от проблем.

Библиотерапия — это психотерапевтический метод, использующий литературу как форму коррекции психического состояния человека. Это лечение с помощью книги. Ребенок ассоциирует себя с героем произведения и ситуациями, в которые он попадает. Все чувства и переживания героя становится личным переживаниями. Таким образом, вскрываются неразрешенные конфликты и проблемы, дети или взрослые получают осознания их причин, находит пути решения.

Кинотерапия – это просмотр художественных кинофильмов с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после фильма. Разумеется, фильм не может дать ответ на любой вопрос и вымышленный мир живет по своим правилам, не всегда соответствующим реальному положению дел. Однако кино может подарить возможность отвлечься от собственных переживаний и посмотреть на ситуацию и на мир с совершенно новой точки зрения.

3. Практическая часть

- Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни.

- А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать один из методов арт-терапии. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя. Для этого я предлагаю вам, расположиться так чтобы вы почувствовали себя максимально комфортно. Закройте глаза и слушайте мой голос.

«Представьте себе какое-нибудь дерево, которое вы когда либо видели, либо которое рисует ваше воображение. Внимательно рассмотрите его. Что его окружает? Где находится ваше дерево…Оглянитесь вокруг… Какая погода вокруг вашего дерева? Ощутите, что чувствует ваше дерево под теплыми лучами солнца…или при сильном грозовом ветре Какое вы дерево? Большое? Маленькое? Подойдите к нему, потрогайте. Почувствуете его. Представьте себя этим деревом. Еще раз внимательно оглянитесь и запомните это место. Откройте глаза, нарисуйте свое дерево, которое вы увидели…»

4. Индивидуальная работа

Предлагаю вам нарисовать дерево какое вы увидели в образе или то, которое для вас является значимым, оно может быть любым.

А теперь я немного расскажу вам о ваших деревьях с целью узнать что-то о себе, каждый что-то для себя отметит, примет или не согласится.

Размеры рисунка

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Расположение рисунка

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

7. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

8. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

- А теперь я предлагаю создать лес из наших деревьев. Вырежьте свое дерево при помощи пальцев, оторвав по контуру дерева лишнюю часть рисунка.

Представьте, что этот лист бумаги – поляна, на которой вырастут ваши деревья. Каждый вправе решить, где удобнее будет расти его дереву: среди других в лесу или в сторонке от всех на опушке леса. Выберите подходящее место и приклейте свое дерево. (Общий рисунок прикрепляют к мольберту, к стене, чтобы все могли рассмотреть получившуюся картину.)

5. Заключительный этап (вербализации и рефлексии)

- Совместными усилиями и благодаря сотрудничеству, совместному творчеству обычный лист бумаги превратился в красивую картину «Чудесный лес». Каждое дерево в нашем «чудесном лесу» не одиноко рядом с ним растет много других «деревьев – друзей»! Вы тоже не одиноки. Поглядите вокруг, вас тоже окружают друзья. Вы вместе «один за всех и все за одного»!

Я хочу, чтобы все, кто присутствовал сегодня здесь, мне и друг другу – улыбнулись, и поаплодировали себе за прекрасную работу.

6. Обратная связь