Цель урока:
- формирование у учащихся 5-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией,
- повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом.
Цель учителя: научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей.
Учебной ситуацией на уроке является текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач;
В основе разработке задача «День торжества музыки и мужества» для 5 класса.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
- работа с художественным текстом;
- овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);
- работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
- интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего
- содержания текста и отдельных его фрагментов);
- выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация,
- сопоставление, сравнение;
- удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину;
- формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.
Источники: Текст Клёнова А. взят из пособия Кобзарева Л.А. Русский язык. Технология педагогических мастерских. 5-11 классы; издательство «Учитель», 2012 – Волгоград.
№ |
Этап занятия |
Содержание |
Результат |
Время |
1 |
Организационный |
Активация учащихся. |
Учащиеся готовы к уроку. Создан позитивный эмоциональный настрой. |
2 мин |
2 |
Мотивация |
1) Звучит Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича. На фоне музыки демонстрируются фотографии, изображающие блокадные события Ленинграда. |
Создан необходимый эмоциональный настрой. Сложилась «ситуация предвосхищения». |
5 мин |
3 |
Целеполагание |
1) Приём «Реконструкция текста». |
Групповая работа. |
5 мин |
4 |
Работа с текстом во время чтения |
Первичное чтение текста. См. Приложение (текст и задания 1-4). |
Прочтение текста. Понимание текста. Создание читательской интерпретации текста. |
20 мин |
5 |
Работа с текстом после прочтения |
Приём «Мозговой штурм». См. Приложение (текст и задание 5). |
Достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. |
8 мин |
6 |
Рефлексия |
1) Возвращение к цели урока и определение степени её достижения. |
Подведены итоги. |
5 мин |
Корректировка возможных трудностей
№ |
Этап |
Возможные трудности |
1 |
Организационный |
Привлечение внимания всех учащихся класса. |
2 |
Мотивация |
Подбор фотографий блокадного Ленинграда в соответствии с возрастом учеников (не пугать, не шокировать, не вызывать слёзы или желание закрыть глаза). Подбор к видеоряду подходящего отрывка из Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. Создание и сохранение особого эмоционального настроя (без дисциплинарных замечаний и отвлечений от темы). Требования полных ответов. Учитель не допускает выкриков с места и хоровых ответов. Под особым контролем учителя должны быть ответы на вопрос «Что вам известно о блокаде Ленинграда?», т.к. нельзя допустить выхода за временные рамки этапа. |
3 |
Целеполагание |
Состав группы – от 4 до 6 человек. Учащиеся должны уже иметь опыт работы в группах. Важно сохранить атмосферу сотрудничества и ненавязчиво контролировать деятельность ребят. Необходимо следить за временем. При реконструкции предложения могут возникнуть грамматические ошибки на нарушение порядка слов. При достаточной развитости ученики могут вспомнить более поздний вариант: «Когда грохочут пушки, музы молчат». Сложность может вызвать слово «музы». В этом случае для определения лексического значения можно обратиться к толковому словарю. Необходимо чётко руководить процессом ответов и обобщением. Приём «Верите ли вы …» не вызовет трудностей, т.к. он будет свёрнут до формы «да-нет-нет ответа). Ученики говорят о своей позиции поднятием руки. С формулировкой цели урока могут возникнуть трудности, но учитель с помощью ключевых слов направит детей (узнать …, определить …, убедиться в …). |
4 |
Работа с текстом во время чтения |
Выразительное чтение текста осуществляет либо учитель, либо хорошо читающий ученик класса. У каждой группы листы с текстом и заданиями к нему (из расчёта один экземпляр на 2 ученика). Выполнение задания 1 может вызвать трудности, связанные неправильным определением основной мысли текста. Ответы на задания 2 и 3 могут быть неточными или неполными, т.к. некоторые учащиеся не привыкли к точному и внимательному вычитыванию информации текста для ответа на конкретный вопрос. Задание 4 может некоторым показаться трудным из-за привычки довольствоваться поверхностным прочтением без осознанного чтения. По-прежнему учителю важно контролировать течение этого этапа с точки зрения дисциплины и времени. |
5 |
Работа с текстом после чтения |
Приём «Мозговой штурм» предполагает совместный поиск ответа и обмен мнениями, на основе которых делается общий вывод. Следует на это обратить внимание детей. При выполнении задания 5 частая ошибка – это отсутствие аргументации или неполный, односложный ответ. Учитель своим обобщением услышанных ответов ставит точку в этой работе. Следует обратить внимание на полноту и разнообразие аргументации. |
6 |
Рефлексия |
Помочь детям вспомнить цель урока. Поблагодарить их за работу. Отметить положительные моменты работы. Дать некоторые советы на будущее, учитывая трудности и ошибки. Очень важно дать возможность всем желающим высказаться при итоговой рефлексии. Конец урока не должен быть скомкан. |