Сценарий урока развития читательской грамотности в 5-м классе "Торжество музыки и мужества"

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока:

  • формирование у учащихся 5-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией,
  • повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом.

Цель учителя: научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей.


Учебной ситуацией на уроке является текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач;
В основе разработке задача «День торжества музыки и мужества» для 5 класса.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  • работа с художественным текстом;
  • овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);
  • работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
  • интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего
  • содержания текста и отдельных его фрагментов);
  • выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация,
  • сопоставление, сравнение;
  • удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину;
  • формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.

Источники: Текст Клёнова А. взят из пособия Кобзарева Л.А. Русский язык. Технология педагогических мастерских. 5-11 классы; издательство «Учитель», 2012 – Волгоград.

Этап занятия

Содержание

Результат

Время

1

Организационный

Активация учащихся.
Создание доброжелательной атмосферы.

Учащиеся готовы к уроку. Создан позитивный эмоциональный настрой.

2 мин

2

Мотивация

1) Звучит Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича. На фоне музыки демонстрируются фотографии, изображающие блокадные события Ленинграда.
2) Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
3) Что вам известно о блокаде Ленинграда?
4) Каково лексическое значение слова «блокада»?

Создан необходимый эмоциональный настрой. Сложилась «ситуация предвосхищения».
Краткие ответы на вопросы.
Лексическая работа.

5 мин

3

Целеполагание

1) Приём «Реконструкция текста».
Учащиеся в группах восстанавливают предложение (В Древнем Риме бытовало такое выражение: «Когда гремит оружие, музы молчат»).
2) Как вы понимаете это высказывание? (Обсуждение в группах. Ответы. Обобщение ответов.)
3) Приём «Верите ли вы…?»
Верите ли вы, что всегда так и происходит?
4) Сформулируйте цель нашего урока. (Убедиться в истинности или ложности данного утверждения, опираясь на чтение текста)

Групповая работа.
Аналитическая деятельность.
Актуализация.
Интегрирование и интерпретация.
Ученики формулируют цель урока.

5 мин

4

Работа с текстом во время чтения
(прочтение и выполнение заданий)

Первичное чтение текста.
Выразительность чтения.
Выполнение ряда заданий к тексту в группах.
Обсуждение и обобщение ответов.
Работа над развитием устной речи.
В середине или в конце этапа предполагается физкультминутка с использованием упр. для глаз.

См. Приложение (текст и задания 1-4).

Прочтение текста. Понимание текста. Создание читательской интерпретации текста.
Выполнение ряда заданий на поиск и вычленение информации, на интеграцию и интерпретацию в группе.

20 мин

5

Работа с текстом после прочтения

Приём «Мозговой штурм».
Обобщение услышанных ответов.

См. Приложение (текст и задание 5).

Достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

8 мин

6

Рефлексия

1) Возвращение к цели урока и определение степени её достижения.
2) Продолжите фразу: Я сегодня впервые обратил внимание на то, что …
3) В конце урока звучит Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича.

Подведены итоги.
Получен ответ на вопрос при целеполагании.
Самооценка и взаимооценка.

5 мин

Корректировка возможных трудностей

Этап

Возможные трудности

1

Организационный

Привлечение внимания всех учащихся класса.

2

Мотивация

Подбор фотографий блокадного Ленинграда в соответствии с возрастом учеников (не пугать, не шокировать, не вызывать слёзы или желание закрыть глаза). Подбор к видеоряду подходящего отрывка из Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. Создание и сохранение особого эмоционального настроя (без дисциплинарных замечаний и отвлечений от темы). Требования полных ответов. Учитель не допускает выкриков с места и хоровых ответов. Под особым контролем учителя должны быть ответы на вопрос «Что вам известно о блокаде Ленинграда?», т.к. нельзя допустить выхода за временные рамки этапа.

3

Целеполагание

Состав группы – от 4 до 6 человек. Учащиеся должны уже иметь опыт работы в группах. Важно сохранить атмосферу сотрудничества и ненавязчиво контролировать деятельность ребят. Необходимо следить за временем. При реконструкции предложения могут возникнуть грамматические ошибки на нарушение порядка слов. При достаточной развитости ученики могут вспомнить более поздний вариант: «Когда грохочут пушки, музы молчат». Сложность может вызвать слово «музы». В этом случае для определения лексического значения можно обратиться к толковому словарю. Необходимо чётко руководить процессом ответов и обобщением. Приём «Верите ли вы …» не вызовет трудностей, т.к. он будет свёрнут до формы «да-нет-нет ответа). Ученики говорят о своей позиции поднятием руки. С формулировкой цели урока могут возникнуть трудности, но учитель с помощью ключевых слов направит детей (узнать …, определить …, убедиться в …).

4

Работа с текстом во время чтения

Выразительное чтение текста осуществляет либо учитель, либо хорошо читающий ученик класса. У каждой группы листы с текстом и заданиями к нему (из расчёта один экземпляр на 2 ученика). Выполнение задания 1 может вызвать трудности, связанные неправильным определением основной мысли текста. Ответы на задания 2 и 3 могут быть неточными или неполными, т.к. некоторые учащиеся не привыкли к точному и внимательному вычитыванию информации текста для ответа на конкретный вопрос. Задание 4 может некоторым показаться трудным из-за привычки довольствоваться поверхностным прочтением без осознанного чтения. По-прежнему учителю важно контролировать течение этого этапа с точки зрения дисциплины и времени.

5

Работа с текстом после чтения

Приём «Мозговой штурм» предполагает совместный поиск ответа и обмен мнениями, на основе которых делается общий вывод. Следует на это обратить внимание детей. При выполнении задания 5 частая ошибка – это отсутствие аргументации или неполный, односложный ответ. Учитель своим обобщением услышанных ответов ставит точку в этой работе. Следует обратить внимание на полноту и разнообразие аргументации.

6

Рефлексия

Помочь детям вспомнить цель урока. Поблагодарить их за работу. Отметить положительные моменты работы. Дать некоторые советы на будущее, учитывая трудности и ошибки. Очень важно дать возможность всем желающим высказаться при итоговой рефлексии. Конец урока не должен быть скомкан.