Формирование познавательной активности дошкольников средствами инновационных компьютерных технологий (модульная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче
постигать новое, проводя собственные исследования –
наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе
собственные суждения и умозаключения, чем получать
уже добытые кем-то знания в готовом виде».
А.И.Савенков

Наш мир стремительно меняется. Меняется отношение к жизни, техника, социально-экономическое развитие страны. Меняются и люди: они обретают новое мышление, стиль поведения, мотивацию. По-прежнему жить не получится, возникает необходимость качественно нового образования. В его основе будет стоять задача воспитания человека творческого, самостоятельного, инициативного, умеющего учиться. Сегодня модно быть умным. Чтобы ребенок стал умным, нужно играть с ним по-умному.

На современном этапе развития общества в дошкольном образовании происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются новые программы, методики, подходы, которые требуют активное внедрение ИК технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения. В связи с этим, коллектив детского сада осуществляет поиск новых современных программ, методик, применяемых в работе с детьми.

Игра является у дошкольников ведущей деятельностью. Любая познавательная задача эффективно решается только при наличии интереса к ней и к игровой ситуации. Играя, дошкольники учатся и учатся – играя.

ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый игровой уровень.

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование играет не менее важную роль в период дошкольного развития ребенка, как и игровая деятельности.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

Ж.Пиаже, проанализировав значение экспериментальной деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

А.И.Савенков в своих научных работах отмечает, что исследовательская активность - это естественное состояние дошкольника, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

В нашем образовательном учреждении мы организовали детям необходимые условия для познавательно-исследовательской деятельности. Свои первые научные открытия воспитанники совершают в игровой форме.

Образовательным учреждением была приобретена модульная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», организован мобильный образовательный центр в группе, а также реализуется проект «Музыкальная лаборатория экспериментирования со звуками».

Главная цель, которая заложена в работе образовательного учреждения по данному направлению – пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремления к новым знаниям.

Вся работа строится на следующих принципах развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста:

  • Принцип интеграции (позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой);
  • Принцип деятельности и интерактивности (предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу);
  • Принцип научности (подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне);
  • Принцип природосообразности (позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка);
  • Принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей;
  • Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности (содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка).

В интересной, познавательной форме с использованием новейших интерактивных технологий с воспитанниками подготовительных групп проводится экспериментальная и исследовательская деятельность.

Система проведения занятий строится из игр, опытов на развитие у дошкольников наблюдения, измерения, сравнения. Занятия помогают обогатить жизненный опыт детей; формируют первичные ценностные представления о себе, о здоровье; развивают восприятие, мышление, внимание, память, речь. В ходе игры воспитанники придумывают способы, как повлиять на окружающую среду, чтобы сделать ее комфортной.

Методика работы в музыкальной лаборатории с профессором Любознайкиным предполагает интегрированный подход к обучению. Для этого создана соответствующая развивающая среда в музыкальном зале, отвечающая интересам дошкольников и направленная на развитие способностей, учитывающая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах. Знакомство со свойствами звука, участие в интересных опытах со звуками, полученные знания используют в своей творческой деятельности, например: изготовление музыкальные инструменты из бросового материала, сочинение собственных мелодии, овладение детьми знаниями пользования современными музыкальными техническими средствами, позволит почувствовать свою значимость, самостоятельность. Тесное взаимодействие с родителями (участие в выставках, концертах) дает им исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.

Развивая познавательный интерес у наших воспитанников через современные цифровые технологии мы создаем условия для их активного участия в самостоятельной экспериментальной деятельности и успешное выступление на конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» на муниципальном уровне, «Юные исследователи Алтая» на региональном уровне тому подтверждение.

В результате участия детей в исследовательской деятельности, дошкольники получают бесценный опыт: умение ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Список литературы

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. - М., 2001.
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комароой, М.А.Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 352 с.
  3. Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство / Под науч. ред. И.В.Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
  4. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников: Методическое руководство для педагогов / Е.А.Шутяева. – М.: Ювента, 2015. – 76 с.