Конспект урока русского языка "Применение правил правописания: звук ы, после звука ц". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, звук ы после звука ц


Номинация: «Сценарий урока в ТДМ образовательной области «Филология» с учащимися начальной школы».

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Класс/курс: 3.

Основные цели:

  • создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы – и после ц;
  • учить правильно обозначать орфограмму
  • формировать УУД

Задачи урока: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.

Планируемый результат: Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приемы проверки данной орфограммы.

Дидактические материалы: Индивидуальные карточки (См. приложение)

Оборудование: Краткая аннотация к работе: конспект урока русского языка, 3 класс, УМК «Начальная школа 21 век».

Примечание: при разработке урока с учащимися участники Конкурса могут использовать не только требования к этапам урока открытия нового знания, но и требования к другим типам уроков деятельностной направленности (урок рефлексии, урок развивающего контроля, урок обобщения и систематизации) в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. Структура урока может быть скорректирована в соответствии с требованиями к проведению уроков в ТДМ на разных ступенях обучения.

Ход урока 

I Мотивация к учебной деятельности

На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно, спинку выпрямили,
Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.

Чистописание (печатники)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

(К доске вызываются три ученика, которые записывают слова в столбик)

1. Игра «Узнайте слово по его определению и запишите

- Как называется вид искусства, объединяющий выступление акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков, фокусников и других артистов? (цирк)

- Как называется система государственных служб и органов по охране общественного порядка.

- Раньше называлась милиция (полиция).

- Название животных, тело которых покрыто перьями; они умеют летать, откладывают яйца (птицы).

- Давайте проверим ваши ответы.

- Слова записали одинаковые, но по-разному.

- Какой вопрос возникает? (в каком случае написано правильно?)

III Выявление места и причины затруднения

- Почему по-разному написаны слова? (Мы не знаем правила написания этих слов)

- В чём возникло затруднение? (Какую букву писать?)

- Тогда предположите, о чём будем говорить  на уроке?

 -Попробуйте сформулировать тему урока. (Предположения)

- А где можно проверить наше предположение? (В учебнике)

- Найдите в учебнике урок 50 (с.121)

- Прочитайте тему урока "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]".

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос, «Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?»

- Какую цель поставим перед собой? (узнать, когда писать [ы], а когда и)

- Прочитайте слова и скажите, какой звук вы слышите после звука [ц]?

- Какими буквами он записан?

- Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Когда нужно писать букву и после ц, а когда ы?

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

- Что для этого нужно сделать?

- Прочитайте название раздела. (Правописание)

- Тогда сформулируйте цель нашего урока? (Узнать, когда звук [ы] записывается буквой Ы, а когда буквой И).

- Какие ещё цели поставим себе на уроке? (версии)

IV Построение проекта выхода из затруднения

- С чего начнём наши действия?

- Проведем исследование.

- Понаблюдайте за словами каждого столбика

- Что их всех объединяет?

- Что объединяет слова первого столбика?

- В какой части слова стоит буква ц?

- Какая буква пишется после ц?

- Что объединяет слова второго столбика?

- В какой части слова стоит буква ц?

- Какая буква пишется после ц?

- Что объединяет слова третьего столбика?

- В какой части слова стоит буква?

- Какая буква пишется после ц?

V Реализация построенного проекта

- Какой вывод можно сделать?

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

- В какой рубрике мы это узнаем? («Тайны языка»)

- Чьи предположения были верными.

- Что ещё узнали из рубрики «Тайны языка»? (есть слова исключения)

- В русском языке есть слова, которые не подчиняются общему правилу. Это слова-исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Запомним их.

- Я предлагаю вам вот такую памятку, запомнить её будет легко.

Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»

VI Первичное закрепление во внешней речи

- Давайте составим алгоритм наших действий.

- Как будем применять правило? (с. 121)

Составляем алгоритм, проговариваем его, можно воспользоваться готовым алгоритмом в учебнике.

1) В корнях слов после Ц пишется И

2) В окончаниях после Ц пишется Ы

3) Слова, оканчивающиеся на ЦИЯ после Ц пишется И

- Предложите опорные схемы к нашим правилам. (Предлагают графический рисунок)

Физминутка

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Мы узнали, какую букву нужно писать после [ц].

- Чему теперь нужно научиться? (Применять правило)

- Какую цель поставим?

- Выполним упражнение 1, с. 122

- Как будем действовать? (определять в какой части слова стоит орфограмма)

(у доски 3 ученика) – записывают слова в три столбика

VIII Включение в систему знаний и повторение

Упр.3, с. 122-123 (Выполняют ребята с высоким уровне подготовки)

IX Рефлексия учебной деятельности

- Какой секрет русского языка узнали на уроке?

- Кто может сказать, что научился обозначать звук [ы] после [ц]?

- Оцените, на сколько хорошо вы поняли тему. (На полях ребята ставят себе отметку)

- Закончите предложение (одно по выбору)

X Рекомендации задания на дом

- Что нужно для того, чтобы наши знания были прочными? (дома закрепить знания, поупражнять писать слова с изученной орфограммой и выучить правило)

- Выполните упражнение по карточке. (Упражнения оформляются в тетради)