Номинация: «Сценарий урока в ТДМ образовательной области «Филология» с учащимися начальной школы».
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Класс/курс: 3.
Основные цели:
- создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы – и после ц;
- учить правильно обозначать орфограмму
- формировать УУД
Задачи урока: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
Планируемый результат: Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приемы проверки данной орфограммы.
Дидактические материалы: Индивидуальные карточки (См. приложение)
Оборудование: Краткая аннотация к работе: конспект урока русского языка, 3 класс, УМК «Начальная школа 21 век».
Примечание: при разработке урока с учащимися участники Конкурса могут использовать не только требования к этапам урока открытия нового знания, но и требования к другим типам уроков деятельностной направленности (урок рефлексии, урок развивающего контроля, урок обобщения и систематизации) в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. Структура урока может быть скорректирована в соответствии с требованиями к проведению уроков в ТДМ на разных ступенях обучения.
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно, спинку выпрямили,
Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
Чистописание (печатники)
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
(К доске вызываются три ученика, которые записывают слова в столбик)
1. Игра «Узнайте слово по его определению и запишите
- Как называется вид искусства, объединяющий выступление акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков, фокусников и других артистов? (цирк)
- Как называется система государственных служб и органов по охране общественного порядка.
- Раньше называлась милиция (полиция).
- Название животных, тело которых покрыто перьями; они умеют летать, откладывают яйца (птицы).
- Давайте проверим ваши ответы.
- Слова записали одинаковые, но по-разному.
- Какой вопрос возникает? (в каком случае написано правильно?)
III Выявление места и причины затруднения
- Почему по-разному написаны слова? (Мы не знаем правила написания этих слов)
- В чём возникло затруднение? (Какую букву писать?)
- Тогда предположите, о чём будем говорить на уроке?
-Попробуйте сформулировать тему урока. (Предположения)
- А где можно проверить наше предположение? (В учебнике)
- Найдите в учебнике урок 50 (с.121)
- Прочитайте тему урока "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]".
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос, «Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?»
- Какую цель поставим перед собой? (узнать, когда писать [ы], а когда и)
- Прочитайте слова и скажите, какой звук вы слышите после звука [ц]?
- Какими буквами он записан?
- Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Когда нужно писать букву и после ц, а когда ы?
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
- Что для этого нужно сделать?
- Прочитайте название раздела. (Правописание)
- Тогда сформулируйте цель нашего урока? (Узнать, когда звук [ы] записывается буквой Ы, а когда буквой И).
- Какие ещё цели поставим себе на уроке? (версии)
IV Построение проекта выхода из затруднения
- С чего начнём наши действия?
- Проведем исследование.
- Понаблюдайте за словами каждого столбика
- Что их всех объединяет?
- Что объединяет слова первого столбика?
- В какой части слова стоит буква ц?
- Какая буква пишется после ц?
- Что объединяет слова второго столбика?
- В какой части слова стоит буква ц?
- Какая буква пишется после ц?
- Что объединяет слова третьего столбика?
- В какой части слова стоит буква?
- Какая буква пишется после ц?
V Реализация построенного проекта
- Какой вывод можно сделать?
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
- В какой рубрике мы это узнаем? («Тайны языка»)
- Чьи предположения были верными.
- Что ещё узнали из рубрики «Тайны языка»? (есть слова исключения)
- В русском языке есть слова, которые не подчиняются общему правилу. Это слова-исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Запомним их.
- Я предлагаю вам вот такую памятку, запомнить её будет легко.
Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»
VI Первичное закрепление во внешней речи
- Давайте составим алгоритм наших действий.
- Как будем применять правило? (с. 121)
Составляем алгоритм, проговариваем его, можно воспользоваться готовым алгоритмом в учебнике.
1) В корнях слов после Ц пишется И
2) В окончаниях после Ц пишется Ы
3) Слова, оканчивающиеся на ЦИЯ после Ц пишется И
- Предложите опорные схемы к нашим правилам. (Предлагают графический рисунок)
Физминутка
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Мы узнали, какую букву нужно писать после [ц].
- Чему теперь нужно научиться? (Применять правило)
- Какую цель поставим?
- Выполним упражнение 1, с. 122
- Как будем действовать? (определять в какой части слова стоит орфограмма)
(у доски 3 ученика) – записывают слова в три столбика
VIII Включение в систему знаний и повторение
Упр.3, с. 122-123 (Выполняют ребята с высоким уровне подготовки)
IX Рефлексия учебной деятельности
- Какой секрет русского языка узнали на уроке?
- Кто может сказать, что научился обозначать звук [ы] после [ц]?
- Оцените, на сколько хорошо вы поняли тему. (На полях ребята ставят себе отметку)
- Закончите предложение (одно по выбору)
X Рекомендации задания на дом
- Что нужно для того, чтобы наши знания были прочными? (дома закрепить знания, поупражнять писать слова с изученной орфограммой и выучить правило)
- Выполните упражнение по карточке. (Упражнения оформляются в тетради)