«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста. Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования, а именно: приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками возраста ребенка, которые определяют уникальный вклад каждого возрастного периода в общий цикл психического развития.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Социализация ребёнка проходит в тесном контакте с воспитывающими взрослыми, от качества общения зависит полноценное развитие личности ребёнка и его положительное эмоциональное самочувствие. К сожалению, непонимание потребностей ребёнка взрослыми, как родителями, так и воспитателями, приводит к постоянному накоплению у детей неудовлетворённости, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации. Кроме этих проблем у ребёнка возникает масса проблем во взаимодействии со сверстниками, особенно в старших группах. Ребёнка мучают возрастные страхи, о которых он не может рассказать ни в детском саду, ни дома. Переживания ребёнка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и в поведении ребёнка, а также своей роли в них.
Сохранить и укрепить здоровье ребенка на разных этапах его развития – одна из важнейших задач, стоящая перед родителями и педагогами. Поэтому, в современных условиях актуальна работа психолога по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Все это возможно, только при организации совместных мероприятий для родителей. В этом взаимодействии можно выделить несколько блоков.
Совместная работа педагог-психолога с родителями в период адаптации
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества педагогов и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Основными принципами дошкольного образования ФГОС являются:
1. Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
2. Сотрудничество организации с семьей. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду (т.е. успешного прохождения адаптационного периода ребенка).
Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке.
В размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:
- отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
- необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
- постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
- внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самому гуманному и любящему воспитателю вряд ли под силу уделять такое количество внимания каждому ребенку;
- необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.
Задача детского сада в период адаптации - оказать родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогическую помощь, направленную на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка.
Задача родителей на данном этапе – помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга.
Блок 1. Предварительная работа
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать его и привлечь к участию.
Анкетирование
- Анкета «Усовершенствования методов и технологии работы педагога-психолога».
- «Личные качества и предпочтения ребенка.»
- «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
- «Способность ребенка адаптироваться к детскому саду».
- Анкета для знакомства с ребенком и успешной работы педагога.
- Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»?
- «Возрастные особенностей детей раннего возраста.»
- «Почему ребенок не хочет ходить в детский сад» Модификация мини-тестов Ю.Василькиной.
- Тест «Правильны ли Ваши представления о мальчиках и девочках?»
Ожидаемые результаты
Психолог диагностирует нервно-психическое развитие ребенка, составляет социальный портрет семьи, с помощью анкет и опросов уточняет особенности взаимодействия родителей с детьми. Также он дает прогноз адаптации каждого ребенка. Диагностика проводится при приеме ребенка в детский сад, далее психолог ежедневно наблюдает за его поведением.
Блок 2. Родительский клуб в детском саду
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Цель: Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания физически и психически здорового ребенка.
Задачи: Познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми, способствующие развитию гармоничных взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье. Пропаганда навыков и привычек ЗОЖ.
Тематика встреч:
- Тема: «Давайте знакомиться»;
- Тема: «Наши дети, какие они?»;
- Тема: «Дети и окружающий мир»;
- Тема: "Путешествие в страну здоровья";
- Тема: «Моя семья - здоровая семья».
Формы работы «Родительского клуба»
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:
- заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса;
- психолого-педагогические консультации, мини-лекции.
- игровые мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);
- тренинги (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);
- практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, пальчиковые игры в первой младшей группе);
- решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему 2–3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта);
- обмен опытом семейного воспитания.
- чаепитие.
Блок 3. Совместные игровые занятия родителей с детьми
В основе данного психолого-педагогической направления лежит идея своевременной профилактики отклонений психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и как следствие появление проблем в дальнейшей социализации детей в современном обществе. Эта деятельность затрагивает всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. Инновационная практическая значимость данного направления, заключается в создании комплекса методов и приемов по профилактике психоэмоционального напряжения.
Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, рекомендуется присутствие родителей на занятиях по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с новыми взрослыми, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого взрослого.
Цель: Создание условий для конструктивного общения родителей и детей раннего возраста.
Задачи:
- Оптимизировать детско-родительские отношения, развивать эмоциональные отношения между родителями и детьми.
- Обогащать взаимодействия родителей с детьми новыми методами и приемами
- Развивать социальные и коммуникативные умения у детей раннего возраста путем взаимодействия с детьми и взрослыми.
- Развивать эмоциональную сферу, эмпатию у детей.
Результат работы.
Развивающие занятия направлены на эмоциональное благополучие детей в группе, их сближение, развитие социальных навыков.
Часто родители просто не умеют или не считают нужным играть с детьми.
В процессе адаптации родители находятся вместе с ребенком, и педагоги имеют возможность научить их общаться со своими малышами.
Блок 4. Консультирование родителей детей раннего возраста
Целью консультирования родителей по проблемам развития ребенка раннего возраста является оказание эффективной психолого-педагогической помощи путем повышения их компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка, переориентации родительского поведения, создание условий для организации адекватной ребенку семейной среды.
Содержание консультативной помощи может включать:
- информацию о закономерностях развития ребенка в раннем возрасте;
- информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка;
- информацию о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком.
Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций с родителями. Консультации могут быть разовыми и регулярными. В первом случае они носят в основном информационный и рекомендательный характер.
Запросы с которыми чаще всего обращаются родители ребенка раннего возраста к педагогу-психологу за консультацией:
- Прежде всего, с запросом на помощь в преодолении отклонений или нарушений в поведении ребенка;
- С запросом по поводу несоответствия родительских ожиданий и реальных возможностей ребенка;
- С запросом на определение наиболее адекватных условий развития ребенка;
- С запросом на разрешение некоторых личностных проблем, связанных с рождением ребенка.
Темы для «Уголка психолога».
1. «Какие игрушки необходимы детям»
2. Как найти подход к «протестующему» ребенку
3. Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать
4. «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
5. «Ваш ребенок поступает в детский сад»
6. «Упрямство детей раннего возраста»
7. «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
8. «Развитие речи у детей раннего возраста»
9. «Развитие детей до трех лет»
10. «Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребенка»
11. «Развитие познавательной сферы личности в раннем возрасте»
12. «Развитие самостоятельности. Кризис трех лет»
13. «Воспитание ответственности и самостоятельности»
14. «Как телевидение влияет на детей»
15. «Воспитание сказкой»
16. «Что важно знать о ребенке третьего года жизни ,что бы понимать его?»
17. «Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации к ДОУ»
Психолог оказывает помощь родителям и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения дошкольника. Консультирование проводится в случаях, когда нужна помощь семье в процессе трудной адаптации, при необходимости коррекции детско-родительских отношений, коррекции недостатков в психическом развитии детей.
Одной из форм консультационной работы с родителями стала «Школа заботливых родителей». Педагог-психолог заранее опрашивает их, какие вопросы их интересуют, затем приглашает на практикумы, тренинги, семинары. Встречи проходят интересно, родители активны и общаются открыто, доверительно. Родителям интересно узнать возрастные особенности развития детей, целевые ориентиры образования раннего возраста. В беседах они также задают вопросы, которые волнуют лично их. Например, почему ребенок капризничает, как научить самостоятельности, что нужно сделать, чтобы ребенок не упрямился, играл с другими детьми.
Блок 5. Родительские собрания
Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания. Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной обстановке чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.При таком подходе родители стремятся к индивидуальным контактам со специалистом, так как их интересуют вопросы, касающиеся формирования личности маленького ребенка, его внутреннего мира, отношений с родителями и окружающим миром.
Цель родительских собраний:
- Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребенка в семье;
- Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность группы;
- Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
- Подведение итогов совместной деятельности педагогов, детей и родителей за определенный период времени.
Структура родительского собрания.
1. Организационный момент
2. Основная часть
3. Обсуждение
4. Обмен мнениями (обратная связь)
5. Подведение итогов.
Темы родительских собраний
- «Адаптация – трудное время»;
- «Как бороться с детской истерикой»,
- «Я и мой ребенок»,
- «Роль родителей в процессе адаптации»,
- «Маленький человек в новой среде»,
- «Капризы и упрямство»,
- «Психологические особенности детей раннего возраста»,
- «Что важно знать о ребенке третьего года жизни, чтобы понимать его?»
- «Мальчики и девочки - два разных мира».
Памятки для родителей:
- Памятка «Искусство быть родителем».
- Памятка для родителей «Что делать, если ребенок перевозбужден перед сном».
- Памятка для родителей «Сохранение психического благополучия детей при поступлении в детский сад».
- Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка.
- Адаптация к детскому саду: что должны знать родители.
- Мифы об адаптации.
- Пальчиковые игры.
Несколько советов от авторов книги "Мальчики и девочки два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман.
Задача психолога – создать благоприятные психологические условия в ГКП, чтобы предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер детей. Он помогает педагогам и родителям в вопросах воспитания, обучения и развития.
Итоги работы с родителями:
1. Повышение уровня компетентности родителей по вопросам адаптационного периода ,его прохождения и путей решения возможных проблем;
2. Создание условий в группе и на прогулочном участке, обеспечивающие физическую и психологическую безопасность детей;
3. Использование эффективных форм работы с родителями;
4. Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.
Литература
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Авт. – сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М: Педагогика, 2001.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Зверева О.Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М., 2010.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008.
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2004.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб., 2005.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2004.
- Родительские собрания в детском саду: младшая группа / Авт.-сост. Чиркова С.В. – М.: ВАКО, 2012.
- Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрюшенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. – СПб., 2010.