Дошкольный возраст самый лабильный возраст для речевого развития. С развитием речи в дошкольном возрасте перестраиваются все познавательные процессы. Овладение речью открывает перед ребенком новые возможности в познании окружающего мира [4].
Развитие речи взаимосвязано с развитием восприятия, мышления, деятельности детей и др. Иными словами, развитие речи способствует полноценному развитию личности, как в психологическом, так и в интеллектуальном плане. Речь это некий регулятор поведения ребенка. К тому же это способ передачи ребенку социокультурного опыта [13].
Дошкольный возраст очень восприимчивый к овладению речевыми навыками и способностями. Если раннее детство является некой подготовкой для речевого развития, то дошкольный возраст – это возраст активного формирования и развития речи. В дошкольном возрасте речь детей активизируется, на основе того, что его потребности в познании мира увеличиваются. Вместе с развитием речевых способностей ребенка, необходимо развить его физические способности к речи, а именно артикуляцию и речевой слух [6].
Речь для ребенка, в первую очередь, служит средством познания мира. Взрослый формирует и развивает речь детей для того, что бы удовлетворить их потребность в общении. Развитие речи в раннем детстве можно разделить на два этапа: от 1 года до 1,6 года и от 1,6 до 2 лет. От 1 года до 1,6 дети накапливают пассивный словарь, развивается понимание речи взрослого. Средством развития понимания речи служат показ картинок и их речевое сопровождение. Чаще дети употребляют cлова, обозначающие предметы быта и т.д.
В раннем детстве активная речь развивается слабо. Анализ источников показал, что в среднем, дети к полутора годам владеют 30-40 словами. В этом возрасте, взрослым необходимо создавать условия для активизации речи детей. Для этого взрослые не должны предоставлять ребенку по первому требованию. В раннем детстве развитие артикуляции отстает, поэтому речь их чаще не внятная. Также в этом возрасте наблюдается автономная речь, т.е. предметы обозначают не общепринятыми словами, а своими [12].
Взрослые с детьми до 1,4 используют облегченные формы слов (ням-ням, киса и др.), постепенно отказываясь от них. Если же продолжать использовать такие обозначения слов, речевое развитие ребенка отстает, развиваясь при этом неправильно и не грамотно.
В раннем детстве основным средством развития речи является речеподражание. Именно подражая взрослым, ребенок воспринимает речь и учиться произносит слова. Ближе к полутора годам, на основе подражание, ребенок учится говорить предложения из двух слов [1].
После полутора лет, речь ребенка начинает активно развиваться. Анализ источников показал, что к 2 годам ребенок владеет более 300 слов. Анализ исследований показал, что стремление детей узнать название предметов развивают новые способы обращения с предметами. Взрослые осуществляют данное развитие, путем того, что добиваются речевых ответов, не спешат выполнить просьбу, особенно если она сопровождается жестами, напротив, дают различные поручения и др.
К двум годам речевое развитие детей достигает такого уровня, что ребенок может, к примеру, рассказать, что видел по дороге в садик. К тому же это учит детей задавать вопросы, передавать свои эмоции и переживания. С развитием, речь ребенка становится регулятором его поведения. Кроме того, речь способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми [11].
Развитие речи тесно связно с предметной деятельностью ребенка. К двум годам в ребенке пробуждается любопытство, он стремится узнать и познать этот мир. Кончено, познать мир самостоятельно он не может, для этого нужен взрослый, а что бы взрослый его понял необходимо формирование активной самостоятельной речи. Переход к самостоятельной речи означает переход от младенчества к раннему возрасту. После двух лет активно обогащается словарный запас ребенка [5].
Анализ исследований В.В. Гербовой [2] показал, что в речи детей преобладают слова, обозначающие предметы обиходы, живой природы и транспорта, т.е. в основном преобладают существительные. По мере развития, словарь детей усложняется и обогащается.
Анализ исследований М.И. Лисиной [8] показал, что возникновение двухсложных предложений обусловлено новыми потребностями детей. Это связано с противоречием между сформированной формой общения и необходимостью более точного выражения своих желаний. В этом случае, взрослым, также необходимо создать условия, что бы ребенок почувствовал потребность говорить, т.е. не выполнять его желания по первому зову. К трем годам ребенок овладевает всеми падежами.
Как уже отмечалось выше, речь детей в начале ее развития является ситуативной. Чаще она связана совместной деятельностью со взрослыми. Речь детей развивается в диалоге со взрослыми. Кроме речевого развития, диалог способствует развитию социальных навыков ребенка, которые необходимы для взаимодействия с окружающими людьми. Сформированные социальные навыки, ребенок использует в диалоге со сверстниками. С помощью диалога дети устанавливают дружеские отношения, привлекают друг друга к игре и др. [7]
Практика показывает, что не все дети дошкольного возраста овладевают способностью поддерживать разговор как со взрослыми, так и со сверстниками. Задача взрослого развить социально-речевые навыки детей. Самым лучшим средством развития являются игры. К примеру, в сюжетно- ролевых играх, дети проигрывают различные жизненные ситуации, которые в реальной жизни им не доступны. Тем самым они в процессе игры, проговаривают возможные диалоги, в ходе игровой ситуации учатся строить диалоги на соответствующие темы.
В дошкольном возрасте имеет место развитию описательной речи. Развитию описательной речи способствует усложнение системы взаимоотношений, с развитием самостоятельности детей. Ситуативная речь уже недостаточно для взаимопонимания со взрослыми и со сверстниками, что является условием для развития описательной речи. В ситуативной речи дети много используют различные жесты и мимики, с развитием же описательной речи употребление их значительно сокращается [10].
Наряду с развитием описательной речи, развивается и понимание речи ребенка. Анализ исследований Г.М. Ляминой [9] показал, что развитию понятийной речи способствует осознание ребенком своих действий и обозначение этих действий словами со стороны взрослого. Понимание ребенком поручений взрослого свидетельствует о развитии делового общения. Взрослый может руководить поведением детей с помощью речевых установок.
На основе того, что речь ребенка формируется и развивается в процессе общения со взрослыми, взрослым необходимо особенно тщательно обращать внимание на свою речь, и на создание условий для развития речи детей. Основная задача в развитии детей это создание условий для развития активной и коммуникативной речи. Для этого нужно не просто активно разговаривать с ребенком, но активно включать его в диалог. Ребенку нужно создать потребность высказывать свои желания посредством речевых знаков.
Речь старшего дошкольника характеризуется тем, что она становится осмысленной, содержательной, также развивается диалогическая речь. Отличительной особенностью развития речи от речи младших дошкольников является развитие монологической речи. К этому возрасту дети умеют высказывать свои мысли, пересказывать текст, и приобретают основы умения высказывать свою точку зрения. Старшие дошкольники умеют противопоставлять однородные члены, могут пользоваться противительными союзами. В таком возрасте бывают синтаксические ошибки, в виде того, что дети неправильно расставляют слова в предложении. В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.
Сверстник для дошкольника является наиболее интересным собеседником, нежели взрослый. Общение между сверстниками становится богатым и содержательным. У детей расширяется круг общения, в нее входят не только взрослые, также сверстники. Речь в младшем школьном возрасте перестает быть ситуативным, т.е. дети могут обсуждать мнимые предметы, или которые отсутствуют на момент разговора [3].
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Дошкольный возраст является самым оптимальным возрастом для речевого развития. К дошкольному возрасту уже сформированы основы к речевому развитию. Развитие речи обусловлено тем, что ребенок стремится к более полному и широкому познанию мира. Речевое развитие детей осуществляется лишь под целенаправленным воздействием взрослого человека. Речь ребенка развивается лишь в условиях, когда у ребенка возникает потребность выражения своих желаний средствами языковой речи. Поэтому, взрослым нужно создать условия, где ребенок будет стараться говорить, а не исполнять его желания по всем требованиям. В диалоге со взрослыми развивается диалогическая и монологическая речь. Дети приобретают навыки социального общения, что способствует развитию способности детей устанавливать контакт со взрослыми и со сверстниками.
Список литературы
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/А.Г. Арушанова.- М.: 2013. -С 285.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2013. -С 143.
- Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Автореф. Канд. Дис./В.П. Глухов. – М.: 2017. -С 265 .
- Дьяченко О.М. Развитие речи дошкольника./О.М. Дьяченко. –М.: Просвещение, 2014. – С 289.
- Конина, М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста/М.М. Конина. – М.: 2008. -С 145-176.
- Левшина Н.И. Диагностические методики речевого развития дошкольников: учебно-методическое пособие/Н.И. Левшина. - Магнитогорск: МаГУ.: 2018. –С 67.
- Леонтьев А.Н. Речевая деятельность/А.Н. Леонтьев. – М.: 2016. 398.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении/М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2015.-С 320.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении/М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2015.-С 320.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи ./Н.В. Новотворцева. – Ярославль.: ООО «Академия развития», 2017. –С 240.
- Струнина, Е.М. Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание/Е.М. Струнина.– М.: 2011. - С 43-46.
- Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет. Вопросы психологии/Т.Н. Ушаков. - 2017. - N2.-С 56-65.
- Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2015. –С 269.