В российском образовании проблем немало: кризис традиционной системы образования; низкий уровень финансирования; низкая практическая направленность образования; падение престижности обучения в ПТУ и др.
Проблема, которая вышла на первый план сегодня, это проблема дистанционного обучения. Все образовательные учреждения внезапно были поставлены перед фактом необходимости как-то организовать учебный процесс удалённо. К такому не были готовы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, родители.
Проблема дистанционного обучения – проблема многоступенчатая, решение или осуществление которой зависит не только от учителя и ученика, но и моральной готовности общества, технической оснащённости участников образовательного процесса, методических рекомендаций.
Перейти на дистанционное обучение готовы были единицы. Казалось бы, что для дистанта необходим только компьютер с камерой и микрофоном (или ноутбук) и Интернет или даже просто смартфон. Однако выяснилось, что не каждое техническое устройство способно успешно связать участников образовательного процесса. Интернет также везде отличается скоростью передачи данных. В итоге, изображение нечёткое, расплывчатое, звук пропадает или запаздывает.
Как показала практика, в больших городах, где передача данных в сети интернет высокая, уроки проводить в онлайн-режиме достаточно комфортно. Совершенно другая картина в городах с небольшим количеством населения и сельской местности. Интернета может не быть вообще. А если он есть, то скорость передачи низкая. Онлайн-уроки проводить в таких условиях просто невозможно.
В последние годы появилось немало интерактивных образовательных платформ. Доступный и разнообразный контент позволяет без труда ориентироваться на подобных порталах. Но когда все «ринулись» заниматься на таких сайтах, те просто не выдержали увеличившейся нагрузки. Техническому персоналу и разработчикам заданий пришлось в спешном порядке модернизировать образовательные ресурсы. Некоторые образовательные платформы до сих пор не могут войти в нормальный режим работы.
Огромной проблемой стало то, что многие учителя оказались не готовы вести обучение онлайн. Они просто не знали, как это делать, и научить их было некому. Методисты из управлений образований только требовали отчёты о том, как проходит дистанционный учебный процесс, все ли обучающиеся приступили к выполнению заданий. Тогда учителя стали действовать, руководствуясь памятной фразой с советских плакатов: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Заработало правило: научился сам – научи товарища (коллегу). Сейчас, по моему мнению, многие учителя научились планировать собственные видео-уроки и проводить их.
Но что делать тем, кто, всё-таки, по каким либо причинам, не проводит уроки онлайн? Такие учителя, по-прежнему, выкладывают задания учащимся в электронном журнале или социальной сети. Это неинтересно ученикам. Да, они выполнят задание учителя, но только по необходимости.
Ещё один вариант изучения тем в создании уроков-документов. Этот процесс по-настоящему творческий. Каждый учитель может использовать все известные ему способы наполнения урока: ссылки на видеоролики, разбор заданий и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что каждый обучающийся должен овладеть регулятивными учебными действиями, а в частности, научиться планировать свою деятельность. Именно с планированием у нас возникли проблемы. Далеко не все учащиеся могут самостоятельно, без помощи взрослых, организовать свой учебный день. Отсюда задержки со сдачей выполненных работ. Мало того, что работу надо выполнить, её ещё надо отправить своему учителю. Учитывая, что в школе, практически у всех учащихся в руках смартфоны, можно было бы сделать вывод, что дети умеют ими пользоваться. Оказалось, что это далеко не так. Как навести камеру смартфона на свою работу, дождаться того момента, когда сработает фокус камеры, а потом ещё и выложить фото своих работ в социальной сети, знают и умеют не все.
Третьи участники дистанционного образовательного процесса – родители. Они не знают современных требований, предъявляемых к образованию, им сложно ориентироваться в учебниках. Если ребёнок не понимает какого-то момента, то многие родители уже не в состоянии объяснить его. Они элементарно забыли. Отличное свойство человеческого мозга «складировать» ненужную ему информацию на «дальние полки» сыграло с родителями злую шутку. И поэтому снова проблема: ученик не понимает, а родитель не то, что объяснить не может, но и просто вспомнить. Ещё одна проблема: не у каждой российской семьи есть возможность обеспечить своему ребёнку отдельное рабочее место, оборудованное компьютером или ноутбуком. Ребёнок может быть не один в семье, тогда проблема ещё больше усугубляется. Не в каждом доме или квартире проведен Интернет.
Таким образом, мы выделяем самую актуальную проблему современного образования – дистанционное обучение. Участниками дистанционного обучения являются учителя, обучающиеся и родители обучающихся. Для нормального процесса обучения, проходящего в дистанционном формате, требуется оборудованное рабочее место (компьютер с выходом в интернет). Учитель, который проводит уроки онлайн, должен владеть информационными технологиями проведения урока.
Министр просвещения в одном из своих интервью сказал, что формат дистанционного обучения ни в коем случае не будет превалировать над традиционным обучением в школе. Очень хочется поверить в это!