Интегрированный урок математики в 6-м классе "Мир помнит о войне" по теме "Решение задач"

Разделы: Математика, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 6

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель урока: продолжить формировать навыки по решению задач и расширить познания о переломных моментах Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать навык решения линейных уравнений, нахождения процента от числа, числа по его части, составления пропорций.
  • Способствовать применению полученных знаний при решении задач.
  • Осознать содержание теоретического материала, его значение в задачах практического характера.

Развивающие:

  • Развивать память и речь учащихся при формулировании правил и пояснений в ходе решения задач.
  • Способствовать переносу знаний в новую ситуацию, развитию логического мышления учащихся, их творческих способностей путём решения задач.
  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
  • Тренировать внимание учащихся.
  • Побуждать учащихся к самоконтролю, преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
  • Развивать интерес к математике.
  • Расширять кругозор учащихся.

Формы работы:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.

Оборудование урока:

  • Экран;
  • Мультимедийный проектор;
  • Мультимедийная презентация;
  • Раздаточные материалы для учащихся.

План урока:

  1. Постановка цели урока.
  2. Экскурс в историю (немецкая операция «Тайфун»).
  3. Решение исторической задачи (Битва за Москву) на соотношение величин.
  4. Историческая справка о Сталинградской битве.
  5. Решение исторической задачи (бои в Сталинграде) на нахождение всего числа по его части.
  6. Динамическая пауза под музыку песни «Брянская улица».
  7. Краткое сообщение о Мамаевом кургане.
  8. Решение исторической задачи (Битва за Мамаев Курган) на нахождение процента от числа.
  9. Краткий рассказ о Курской Битве.
  10. Решение исторической задачи (Битва на Курской дуге) нахождение частей от целого.
  11. Гимнастика для глаз под музыку песни «Соловьи».
  12. Домашнее задание.
  13. Рефлексия.
  14. Клип песни «И всё-таки мы победили».

Ход урока

Постановка цели урока. Ребята, сегодня на уроке математики перелистаем страницы истории и вспомним переломные моменты Великой Отечественной войны: битву за Москву, Сталинградскую и Курскую битвы.

Наша цель:

  • Продолжить формировать навык по решению задач;
  • Расширить познания о Великой Отечественной войне.

Для этого нам понадобится компьютер, а также Ваша активная работа (презентация) (слайды 1-3).

В начале урока каждому ученику выдаётся печатный материал с текстом задач, чтобы можно было решать самостоятельно тем учащимся, у кого высокий темп работы.

Экскурс в историю (немецкая операция «Тайфун»)

Захват Москвы немецкими войсками имел кодовое название «Тайфун». Гитлеровцы планировали захватить столицу Советского Союза всего за неделю. Начав наступательную операцию, немцы к 8 октября оказались в 20 км от Москвы, но из-за героического сопротивления советской армии и неблагоприятных погодных условий утратили атакующий потенциал. Советская армия начала постепенно перехватывать инициативу. 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в контрнаступление по всему участку фронта. Немцы не смогли сдержать наступление, и были отброшены на 150 км от столицы (слайд 4).

Решение исторической задачи (Битва за Москву) на соотношение величин.

Задача: В битве под Москвой участвовало 2744 танка, причём советских было на 656 меньше, чем немецких. Сколько танков принимали участие в битве с каждой стороны? (слайд 5).

Задачу на доске решает ученик, остальные в тетрадях. Если имеется второй способ решения, то у доски работают двое учащихся.

! Пустые слайды чёрного цвета нужны для пауз, чтобы обеспечить работу учащихся на доске без отключения проектора.

1 способ (арифметический).

Решение:

1) (2744-656):2=1044 (т.) – советские

2) 2744-1044= (1044+656)=1700 (т.) – немецкие

Ответ: 1044 советских и 1700 немецких танков принимали участие в битве.

2 способ (алгебраический).

Решение:

1) Пусть x - немецких танков, (х-656) – советских танков. Зная, что всего 2744 танка, то x+x-656=2744

2x=3400
x= 3400:2
x= 1700

2) 1700-656=2744-1700=1044 (т.) – советских танков.

Ответ задачи демонстрируется учащимся (слайд 7).

В апреле 1942 года Московскую область удалось полностью освободить от немецких войск.

Контрнаступление советских войск под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии по всему фронту. Это было началом коренного поворота событий в ходе Великой Отечественной войны.

Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны. Одержав победу под Москвой, наши войска окончательно похоронили фашистский план «молниеносной войны» и развеяли миф о непобедимости германской армии (слайд 8).

Словами Г.К.Жукова завершается часть урока, посвящённая битве за Москву (слайд 9).

Историческая справка о Сталинградской битве.

Целью Германии было овладение промышленным городом, выпускающим необходимую военную продукцию; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. В Сталинграде шли ожесточённые бои (слайд 10).

Решение исторической задачи (бои в Сталинграде) на нахождение всего числа по его части.

Задача: 19 ноября 1942 года советские войска перешли в наступление. 75 дней и ночей понадобилось им, чтобы разгромить немецкие войска, что составило 3/8 от всего времени битвы на Волге. Сколько дней и ночей шли бои в Сталинграде? (слайд 11).

Задачу на доске решает ученик, остальные в тетрадях.

75 суток - 3/8
? суток – бои в Сталинграде.

Решение: 1) 75: 3/8 = 200 (суток)

Ответ: 200 суток шли бои в Сталинграде (слайд 13).

Динамическая пауза под музыку песни «Брянская улица».

Утомление быстро проходит при смене вида деятельности. Поэтому нас ждёт физкультпауза. Ученики под музыку песни «Брянская улица» с помощью нескольких физических упражнений проводят её (слайд 14).

Краткое сообщение о Мамаевом кургане.

Мамаев Курган («высота 102») - естественная возвышенность на правом берегу Волги в центре Сталинграда.Cвоё имя Мамаев курган получил еще в период татаро-монгольского ига.До войны местные жители именовали эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Это место известно всему миру как арена одних из самых ожесточённых сражений второй мировой войны. Находясь на вершине кургана, можно было контролировать не только город, но и все переправы через Волгу (слайд 15).

Решение исторической задачи (Битва за Мамаев Курган) на нахождение процента от числа.

Задача: Битва за Мамаев курган составила 67,5% от 200 дней Сталинградской битвы. Сколько дней продолжалась битва за Мамаев курган? (слайд 16).

Задачу на доске решает ученик, остальные в тетрадях.

Решение:

1) 200∙0,675=135 (суток).

Ответ: 135 суток шли бои за Мамаев Курган (слайд 18).

Сталинградская битва - решающее сражение всей Второй мировой войны.

Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Теперь всему миру стало понятно, что СССР не проиграет войну нацистской Германии, а будет и дальше наступать до полного поражения гитлеровского блока. Слово «Сталинград» стало синонимом Победы (слайд 19). В 1965 году Сталинград стал городом-героем. На Мамаевом кургане открыт мемориальный комплекс, в центре которого статуя «Родина-Мать зовёт!» (слайд 20).

Краткий рассказ о Курской Битве.

Немцам нужна была победа, новое наступление. И оно было запланировано на Курском направлении. Планировалось нанести два удара по Курску из Орла и Харькова, окружить советские части, разгромить их и устремиться в дальнейшее наступление на юг. Цель немцев – «срезать» Курский выступ (слайд 21).

Курская битва (5 июля -23 августа 1943 года) – крупнейшее танковое сражение в истории. 5 июля 1943 года - начало немецкой операции «Цитадель» на Курском направлении (просуществовала 6 дней), когда немцы пытались продвинуться вперёд. И все эти 6 дней стойкость и мужество простого советского солдата срывали все планы врага (слайд 22).

Решение исторической задачи (Битва на Курской дуге) нахождение частей от целого.

Задача: В сражении под Курском на вооружении советской армии количество танков относилось к количеству самолётов как 5:4. Сколько танков и сколько самолётов было у армии, если общее количество этой техники 6300 боевых единиц (слайд 23).

Задачу на доске решает ученик, остальные в тетрадях. Если имеется второй способ решения, то у доски работают двое учащихся.

Танки: самолёты = 5:4

Решение:

1 способ (арифметический).

1) 5+4=9 (частей) – всей техники.

2) 6300:9=700 (единиц) – составляет одна часть.

3) 700∙5=3500 (единиц) – танков.

4) 4∙700=6300-4500=2800 (единиц) – самолётов.

2 способ (алгебраический).

Решение:

1) Пусть x- коэффициент пропорциональности. Тогда 5x – танков, 4x – самолётов. Зная, что всего 6300 единиц боевой техники, то

5x+4x =6300
9x=6300
x= 6300:9
x= 700

2) 700∙5=3500 (единиц) – танков.

3) 4∙700=6300-4500=2800 (единиц) – самолётов.

Ответ: 3500 танков и 2800 самолётов находились на вооружении у Советской Армии в сражении под Курском (слайд 25).

Курская битва стала решающей на Восточном фронте – Красная Армия решительно начала наступление, а силы Вермахта больше не предпринимали попыток атаковать. Это поражения для немцев стало сокрушительным, и оно полностью изменило ход войны – теперь было ясно, что контратаковать СССР они уже не смогут, а значит, и переломить ход войны уже было невозможным. Авторитет СССР после этой победы возрос еще сильнее.

Эта битва дала понять, что войны Гитлеру не выиграть (слайд 26).

Гимнастика для глаз под музыку песни «Соловьи».

Учитель проводит с детьми гимнастику для глаз (слайд 27).

Домашнее задание.

Учащиеся получают листы с текстами задач для домашней работы (слайд 28):

1) Советские войска выдвинулись 3 августа из города Курска в город Богодухов. В первый день они прошли четверть всего пути, во второй день - 80% пути, пройденного в первый день, а за третий день войска прошли остальные 154км. Сколько километров прошли советские войска за 3 дня?

2) По сводке 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов: разведывательные самолеты, бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?

Рефлексия.

Учитель подводит итоги урока, учитывая результаты самостоятельной и фронтальной работы учащихся на уроке, оценивает их.

Если остаётся резерв времени, то учениками повторяются и проговариваются правила, применяемые при решении задач.

Клип песни «И всё-таки мы победили» завершает интегрированный урок.

Интернет-ресурсы

1. https://pedsovet.su/load/397-1-0-35647 (шаблон для презентации рамка «Георгиевская лента», автор Ранько Елена Алексеевна).
2.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2427227/771031cd-6468-4e03-82e7-496c71770d00/s1200?webp=false (75 лет Победы, слайд 1).
3. http://www.100book.ru/b1706333.jpg (битва за Москву, слайд 2).
4.http://xn----gtbesbyahk4j.xn--p1ai/wp-content/uploads/11ac37e5c69ddd73f31414460ff508b6f7d99767.png (Сталинградская битва, слайд 2).
5.https://cv2.litres.ru/pub/c/pdf-kniga/cover_max1500/14128828-author-litagent_belyiyi_gorod-kurskaya_bitva_ognennaya_duga_1943.jpg (Курская битва, слайд 2).
6. http://makeyevka.ru/images/FOTO/Pobeda/Ya_pomniy5.jpg (Я помню и горжусь, слайд 3).
7.https://thumbs.dreamstime.com/b/d-%D1%87%D0%B5-%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%B5-%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%BA%D0%BE%D0%B9-30160032.jpg (Человек и знак вопроса, слайд 3).
8. https://pbs.twimg.com/media/C0BmhLjWEAAkw6_.jpg (пленные немцы, слайд 4).
9. https://savelki.mos.ru/upload/medialibrary/541/697870.jpg (битва за Москву, слайд 5).
10.https://wallbox.ru/resize/2560x1600/wallpapers/main/201201/voennaya-tehnika-tanki-c76e62a.jpg (танки войны, слайд 7).
11.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b84/000241eb-3abc1c54/1/img44.jpg(Г.К.Жуков, слайд 9).
12.https://ustaliy.ru/wp-content/uploads/2019/11/stalingradskaia-bitva-srazhenie-vtoroi-mirovoi-voiny-rkka-sr.jpg (Сталинградская битва, слайд 10).
13.http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk-LEKaf2ybL1CH7jZklqvqKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic (Оборона Сталинграда, слайд 11).
14.https://p.calameoassets.com/180126110442-e60bd94c1820a9a59368f6e2eb30d237/p1.jpg (слайд 13)
15. https://inkompmusic.ru/?song=%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81+%E2%80%93+%D0%91%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 (минусовка «Брянская улица, слайд 14).
16. https://mtdata.ru/u11/photo6441/20560842715-0/original.jpg (битва за Курган, слайд 16).
17. https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_566a979452d9c/img_user_file_566a979452d9c_20.jpg (бои за Мамаев Курган, слайд 18).
18. https://pp.userapi.com/c834304/v834304861/917e0/KcmQESQlkWg.jpg (монумент Славы, слайд 20).
19. https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/mamaev_kurgan_7.jpg (зал воинской славы, слайд 20).
20. http://worldcrisis.ru/pictures/3312914/3312914_11_1552812663.jpg (площадь скорби, слайд 20).
21. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/869/112869559_large_3.jpg (память поколений, слайд 20).
22. https://venusian.ru/wp-content/uploads/Kursk_bitva1s.jpg (карта сражения, слайд 21).
23..https://www.thevintagenews.com/wp-content/uploads/2015/10/6275100000000000-1024x768.jpg (танки, слайд 22).
24. https://diletant.media/upload/iblock/90c/90ca291a38e9ab64850440c28fb9eaec.jpg(сражение, слайд 22).
25.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1683212/2c531f20-d618-4be2-80ce-d14755401429/s1200?webp=false (танк т-34, слайды 23;25;28).
26. https://vologda-portal.ru/upload/iblock/cbe/il_2.jpg (самолёт ил-2, слайды 23;25;28).
27.http://x-minus.club/track/234441/%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B8 (Соловьи, минусовка).
28. https://www.youtube.com/watch?v=fydNL2zEaDM (клип песни «И всё-таки мы победили, Олег Борисов, слайд 29).
29. https://school-science.ru/8/7/42113 (Агзамова П.Р. сборник задач на материалах ВОВ).
30.https://docplayer.ru/45207230-Issledovatelskaya-rabota-po-matematike-sozdanie-sbornika-zadach-po-matematike-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-dlyauchashchihsya-5-9-klassov.html (Фильченко И.А., Козлов Владимир - Новопетровская школа Кулундинского района Алтайского края – исследовательская работа по математике).