«Ни одно великое открытие не было
сделано без инициативы».
Р.Эмерсон
Проблема становления личности занимает центральное место в системе образования России. Какими качествами должен обладать современный человек, чтобы быть востребованным и способным строить свою судьбу? Ответ прост – вера в себя, вера в свои силы, вера в успех своего дела, иными словами – самоэффективность.
Самоэффективность не возникает сама по себе. Это, прежде всего, условия, в которых ученик проявляет инициативность.
Самоэффективность и инициативность не идут параллельно, они постоянно пересекаются: инициативность рождается на основе веры, уверенности в себе, а продуктивная инициативность еще больше укрепляет самоэффективность и возможности личности для самовыражения, саморазвития, проявления креативности.
История и обществознание являются теми ключевыми предметами, которые обладают большими возможностями для развития личности, в частности таких качеств как инициативность и самоэффективность.
Специалисты выделяют 5 компонентов инициативности, которые важны для своевременного ее проявления и успешности: ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоционально-волевой.
Чтобы инициатива проявилась в полной мере и не приводила к негативным результатам, важно наличие каждого из этих компонентов в той или иной мере. Отсутствие ценностно-смыслового или мотивационного компонентов будет означать неспособность проявлять инициативу, неготовность к этому, страх сделать шаги в новой ситуации. Отсутствие хотя бы одного из трех последних компонентов приведет к непониманию данного качества, несвоевременному его проявлению, неспособности справиться с последствиями инициативности.
Хочу поделиться опытом по развитию инициативности в процессе обучения истории и обществознания.
Развитие ценностно-смыслового и мотивационного компонентов
Ценностно-смысловой и мотивационный компоненты тесно связаны между собой, поэтому развиваются взаимосвязано и выражаются в личном отношении к инициативности, в ее оценке и значимости, готовности проявить инициативу.
В своей профессиональной деятельности развитие этих компонентов вижу через научение учащегося планировать свои действия и ставить цели. При этом важной является вера в свои действия, что именно эти действия способны обеспечить результат.
Стоит отметить, что логика процесса обучения истории представляет собой движение ученика от первой встречи с сущностью изучаемого исторического события к созданию целостной субъективно-окрашенной научной исторической картины мира. Для того, чтобы это движение было результативным, необходимо включить самих учеников в процесс постановки цели собственной деятельности. Если ученик участвует в определении проблемы и цели урока – включаются его чувства, интересы, возможности и тогда поставленная цель становится для него личностно-значимой и будет побуждать ребенка к действию.
Рассмотрим на примере темы урока «Отечественная война 1812 года» для 8-го класса некоторые приемы постановки проблемы и определения цели на уроке.
Формулировка темы в виде вопроса.
Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
«Почему войну 1812 г. называют Отечественной войной?»
«Кто победил в Бородинском сражении?»
Проблемная ситуация, знакомство с противоречивыми фактами;
Гроза двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима,
Иль русский Бог? (А.С. Пушкин)
Предъявление парадоксов (противоречий).
После подписания Тильзитского мира Россия и Франция стали союзниками. Почему тогда 12 июня 1812 г. Франция напала на Россию?
Группировка.
Например: на слайде презентации или на доске написаны события (а можно дополнительно использовать иллюстрации по теме) завоевательных войн Наполеона до 1812 г. и события Отечественной войны. В ходе классификации у учащихся должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний.
Развитие ценностно-смыслового и мотивационного компонентов может происходить и посредством формирования образа инициативной личности, что особенно эффективности достигается в рамках социально-гуманитарных дисциплин на примере исторических деятелей.
Давая характеристику историческим личностям необходимо уделять внимание такой черте как инициативность, а также тому, какую роль она сыграла в жизни конкретного человека и общества в целом.
Например, Билл Гейтс, основатель Майкрософт, создал проект компьютера с графическим интерфейсом и проявил инициативу, показывая его различным компаниям и людям, задействованным в данной области. Его инициативу не сломил серьёзный неуспех – его бизнес Traf-o-Data, провалился. Инициативность, и как следствие, самоэффективность, представляющая собой убежденность человека в том, что он способен выполнить стоящие перед ним задачи, стали важной ступенью к его успеху и значительно продвинули научно-технический прогресс.
Развитие когнитивного компонента
происходит через создание учебных ситуаций, в которых возможно проявление инициативы.
Обязательным элементом современного учебного процесса должны быть учебные ситуации, содержащие в себе проблемность, требующие конкретного разрешения, но не имеющие однозначного решения.
В данном случае главное не содержание обучения, а учебная деятельность.
Как писал Чжуан Цзы, «истина должна быть пережита, а не преподана». (Китайский философ предположительно IV века до н.э.)
Увидеть многовариантность решения ситуаций в жизни и обосновать поиск рационального ответа позволяют технологии ситуационного анализа (кейс технологии).
К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
- метод инцидента;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- метод ситуационного анализа.
Основой технологии является анализ ситуаций. Ситуации базируются на современных научных, этических, политических проблемах (например, клонирование, эвтаназия, легализация «легких наркотиков» и т.д.), поэтому позволяют учащимся «почувствовать» реальную жизнь. Ситуация всегда является началом и поводом для рассуждения или исследования. В ней должен присутствовать конфликт, т.е. противоречие или столкновение точек зрения, ценностей, моральных предпочтений. Учебные ситуации могут быть смоделированы специально, а не взяты из жизни. Например, в некоторых случаях ситуацией могут выступать фрагменты литературных произведений, которые рассматриваются под углом зрения современных проблем.
Проиллюстрируем вышесказанное примерами использования кейс технологий на уроках социально-гуманитарных дисциплин.
Метод инцидента.
Тема «Правоотношения и правонарушения»
Краткая характеристика состояния преступности в РФ за январь-июль 2016 г.:
- 43,7% всех зафиксированных случаев преступности в России составляют хищения чужого имущества;
- динамика хищений: число краж подскочило на 8,7% уменьшилось число грабежей (на 10,1%) и разбойных нападений (на 5,6%);
- рецидивистами совершается свыше половины всех преступлений;
- каждое третье расследованное преступление совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения.
Вопросы к тексту:
- в чем заключается проблема?
- как государство ее решает?
- какие способы решения проблемы вы можете предложить?
Метод разбора деловой корреспонденции.
«В отдел социальной защиты одного из районов г. Нижний Тагил обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей.
Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители».
Вопросы:
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?
4. Предложите ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.
Метод ситуационного анализа.
Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с инициативной личностью с развитой самоэффективностью. Таким образом, войдя во взрослую жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов и приспособлен к встрече с трудностями.
Применение кейс технологий позволяет добиваться позитивных результатов учебной деятельности.
Развитие поведенческого и эмоционально-волевого компонентов
Психолого-педагогическая поддержка развития этих компонентов включает в себя:
- поэтапное включение в серьезную самостоятельную деятельность;
- помощь в проявлении инициативы, грамотное направление ее при необходимости;
- стимулирование самоанализа своей деятельности. Важно, чтобы ученик сам оценивал результаты проявления собственной инициативы.
Одним из весьма действенных методов в этом направлении является исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Исследовательская и проектная деятельность являются работой, которую необходимо инициировать, при этом задача инициации такой деятельности возлагается на педагога. Педагог первоначально стимулирует как деятельность, так и самого учащегося.
Достигнутый уровень развития инициативности обучающихся укрепляет их веру в эффективность собственных действий, убежденность, что он способен конструктивно решать различные задачи коммуникативного характера, т.е. влияет на самоэффективность.