«В поисках башмачков» (профилактика плоскостопия). Старший дошкольный возраст

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники, профилактика плоскостопия


Задачи:

  • Укреплять и формировать свод стопы у детей.
  • Обучать правильной постановке стоп при ходьбе.
  • Формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы.
  • Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование: корригирующие дорожки, мячи-ёжики массажные по количеству детей, камушки, ракушки, канат, магнитофон, проектор, ноутбук, аудиозаписи.

Ход занятия

Презентация. Слайд 1 (В поисках башмачков)

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Под музыку (восточную) хромая входит, маленький мук.

М.М: - Здравствуйте! Ребята, я потерял башмаки, а я очень привык к ним.

Без них я не могу летать и поэтому приходится много ходить, от этого у меня болят ноги. Хотелось бы найти свои башмаки.

Воспитатель: - Ребята мы поможем М.М.?

Ответы детей.

Воспитатель: - Сейчас мы отправимся на поиски, но где же ты их мог потерять?

М.М.: - Я помню, что там была дорога из камней.

Идем по дорожке (музыка «Дорогою добра»).

Слайд 2 (дорога из камней)

Воспитатель: - А вот и дорожка из камней, может здесь найдем твои башмаки?

Кажется, здесь нет твоих башмачков.

М.М.: - А может я потерял их на речке? Но это далеко. Не легко придется моим ножкам.

Воспитатель: Не переживай М.М. мы сейчас присядем и подготовим наши ножки к путешествию.

Слайд 3 (самомассаж стоп)

Выполняется самомассаж стоп.

Чтобы далеко шагали,
В путь дороге не устали.
Сядем все мы, отдохнем
Ножек мы массаж начнем.
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья нужна.
Это помни ты всегда!

Воспитатель: Ну как, ребята? Размялись ножки?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда продолжим.

По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.

Воспитатель: Ну как настроение, ребята? Давайте поиграем с пальчиками.

Раз — сгибай, два — выпрямляй
Ну активнее давай
Каждый пальчик мы найдем,

Хорошенько разомнем.
Надо с ними нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Будем их беречь, любить.

Воспитатель: Ваши ножки готовы к путешествию?

Становитесь друг за другом
Отправляемся в дорогу.

Слайд 4 (дорога в лесу)

Под музыку "Мы идём, мы идём»

(ходьба на носках, на пятках, высоко поднимаем колено, по корригирующим дорожкам)

Воспитатель:Куда же нам идти дальше? Где ты мог оставить свои башмаки?

Слайд 5 (уточка)

М.М.: - Смотрите вон уточка, может быть, она что-то слышала о башмачках?

Воспитатель: - Давайте спросим у нее.

Воспитатель: Уточка, М.м проходя мимо речки потерял башмачки. Видела ты башмачки?

Уточка: Мне про башмачки Колобок рассказывал.

Воспитатель: А как найти дорогу к Колобку?

Уточка. Некогда мне дороги указывать мне лапки тренировать надо, у нас скоро чемпионат по заплыву среди уток.

Воспитатель: А если ребята покажут тебе чудесную гимнастику для твоих лапок, ты покажешь нам дорогу к колобку?

Уточка: Ну что ж, давайте.

М.М: Ребята, выручайте! Мне очень нужны башмачки.

Гимнастика для ног под музыку "Танец утят"

1."Утята шагают к реке" И.п. — сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

2."Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку" И.п. — то же. 1-2 — поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп. 3-4 — и.п.

3."Утята встретили на тропинке гусеницу" И.п. — то же. Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4."Утка крякает" И.п. — то же. 1-2 — отрывая пятки от пола, развести их в стороны. ("клюв открылся"), произнести "кря-кря" 3-4 — и.п.

5."Утята учатся плавать" И.п. — сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть. 1 — согнуть правую стопу вперед. 2 — разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу.

Уточка: Спасибо вам ребята. Идите воооон по той дорожке.

Слайд 6 (дорога в поле)

Воспитатель: Ну, а теперь мы отправляемся к Колобку. Он точно расскажет нам где башмачки.

Слайд 7 (колобок)

Воспитатель: А вот и сам Колобок.

М.М: Ты скажи, где мои башмаки?

Рассказ Колобка.

Колобок: Ох, башмаки, причем тут башмаки, когда мои младшие братья- мячики печальные в корзине скучают. У них скоро соревнования, им нужна тренировка. А провести ее некому. Не до башмаков мне.

Воспитатель: Ребята, давайте проведем тренировку с мячиками для того, чтобы они смогли выиграть соревнования.

Слайд 8 (массажные мячики)

Упражнения с массажными (колючими) мячами под музыку.

1.И.п. — сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2.И.п. — то же Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3.И.п. -то же Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.

4.И.п. — лежа на спине, руки внизу, мяч между лодыжками 1-2 — ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3-4 — и.п.

5.И.п. — сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой. Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот.

Колобок: Спасибо вам ребята, после такой тренировки мои мячики, точно смогут исполнить свою мечту. Вон по той дорожке шагайте к матрешке.

Воспитатель: Тренировку провели, теперь идём к Матрёшке. Может быть, она знает, где башмаки?

Слайд 9 (извилистая дорожка)

Идем по кочкам и извилистой дорожке.

Слайд 10 (Матрешка)

М.М: Милая матрешка не встречались ли тебе мои башмаки?

Матрешка

Отчего же встречались,
Укажу я вам дорожку
Коль попляшут ваши ножки.

Воспитатель. С этим заданием мы справимся легко, правда, ребята?

Ответы детей.

Слайд 11 (матрешки)

Танец ножек "Матрешки". (музыка)

"МАТРЕШКИ"

1."Мы — веселые матрешки, на ногах у нас сапожки" И.п. — стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 — правую вперед на пятку. 2-3 — покачать носком вправо-влево. 4 — приставляя правую, и.п. 5-8 — то же с левой.

2."Красные сапожки, резвые ножки" И.п. — то же. 1 — правую вперед-в сторону на пятку. 2 — правую на носок, 3 — правую на пятку. 4 — с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 — то же с левой.

3."Танец каблучков" И.п. — то же. 1-2 — поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 — поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4."Гармошка" И.п. — стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо. 2- опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь. 3- слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо. 4- опуская носок правой и пятку левой на пол, и.и. 5-8 — то же, что 1-4, 1 -8 — то же, передвигаясь влево

5."Елочка" И.п. — то же. 1- слепка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол. 2- слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3-8 — продолжать передвигаться таким образом вправо, 1-8-то же влево.

6."Присядка" И.п. — то же 1- присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх. 2-и. п. 3- правую в сторону на пятку. 4-приставляя правую, и.п. 5-8 — то же с другой ноги.

Матрешка: Ох как здорово ребята, танцуют ваши ножки. Пройдите к башмачкам вон по той дорожке.

Слайд 12 (природа)

М.М: Спасибо вам, ребята, помогли найти башмачки. Как хорошо, что я вас встретил, мои ноги перестали болеть.

Воспитатель: Да, маленький Мук ходить босиком по травке, камушкам, песочку, носить удобную обувь - ножкам очень полезно! Забирай свои башмачки и путешествуй.

Маленький мук уходит.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового?

Ответы детей.

Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу. Мы прощаемся с нашими гостями до новых встреч!

Дети уходят в группу по соленой дорожке.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2-х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Оборудование: 3 фланелевых коврика,

а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,

б) с нашитыми палочками.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды.

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.