Цели урока:
- сформировать представление о знаках > и < , умение использовать их для записи результата сравнения групп предметов по количеству;
- закрепить умение сравнивать количество групп предмета путем пересчета;
- закрепить понятие «слева», «справа»;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
- тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук, логическое и вариативное мышление, инициативность, коммуникативные навыки.
Дидактические материалы:
- демонстрационный: видеозапись письма Маши; интерактивная презентация «Игра с Машей»; карточки с изображением пакетов с яблоками (карточка 1: в пакетах по 5 яблок, карточка 2: в одном пакете 5 яблок, в другом 4), знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше»; карточка 5 = 5; цифры 1–5;
- раздаточный: детали конструктора четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку, 8 полосок одинакового цвета, одинаковой длины и ширины.
Письмо Маши (Приложение 1)
Игра с Машей (Приложение 2)
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход образовательной ситуации
I. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать желание оказывать помощь.
Воспитатель: (собирает детей возле себя) Дети, скажите, как люди могут общаться друг с другом, если живут далеко? Дети высказывают свои варианты общения (по телефону, можно письмо написать по электронной почте…) Вы когда-нибудь получали видеописьма? Нам пришло видеописьмо. Посмотрим его?
Смотрят видеообращение. (Маша просит помочь выполнить домашнее задание, которое дал ей Мишка: сравнить количество яблок в каждой паре пакетов, определить, в каком пакете яблок больше и записать результат)
Хотите помочь Маше? Сможете?
II. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать умение сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар, использовать для записи результатов сравнения знаки = и ?;
Развивать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Воспитатель: Вот первое задание Маши – нужно сравнить количество яблок в этих двух пакетах (выставляет карточку 1):
Карточка 1.
Дети сравнивают путем пересчета или путем составления пар. Как это можно записать? Дети записывают знак «равно». В этой паре есть пакет, в котором яблок больше? (Нет, яблок в пакетах поровну)
Воспитатель: Теперь Маше нужно сравнить количество яблок в таких пакетах (выставляет карточку 2):
Дети сравнивают путем пересчета или путем составления пар. В левом пакете яблок больше.
III. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и < ;
Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.
Как это можно записать? Дети могут предложить использовать знак «не равно». Тогда воспитатель говорит, что с помощью этого знака Маша не узнает, в каком пакете яблок больше.
Смогли мы помочь Маше? (Не смогли) Почему? (Не знаем знака, который показал бы, где яблок больше, а где меньше) Значит, что нам нужно узнать, чтобы помочь Маше? (Нам нужно узнать, как записать, что предметов больше или меньше)
IV. Открытие нового знания
Дидактические задачи: сформировать представление о знаках > и < ;
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.
Воспитатель: Как мы можем это узнать? (Cпросить у того, кто знает; посмотреть в книге; придумать самим) Если дети не назовут последний способ, воспитатель его озвучивает и предлагает самим сконструировать знаки.
Воспитатель: Давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете? Тогда проходите за столы (дети рассаживаются по 4 человека).
Дети садятся за столы, на которых лежат детали конструктора четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку, 8 полосок одинакового цвета, одинаковой длины и ширины.
Воспитатель: Предлагаю взять по 5 кубиков одинакового цвета и построить из них столбик (может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета возьмут несколько детей – эту ситуацию дети должны решить самостоятельно). Как вы думаете, сколько вам потребуется кубиков, чтобы построить еще один столбик такой же высоты? (Пять кубиков)
Воспитатель: Да, потребуется 5 таких же кубиков.
Воспитатель выставляет на столы дополнительные кубики, дети строят еще 1 столбик.
Воспитатель: Поставьте оба ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую. Какой знак получился из полосок? Как вы думаете, почему получилось равно? (В обоих столбиках одинаковое количество кубиков) Воспитатель выставляет на доске карточку 3:
Воспитатель: А теперь возьмите правый столбик и за каждым столом уберите с этого столбика разное количество кубиков. Детям нужно договориться и убрать 1, 2, 3 или 4 кубика. Поставьте этот столбик на место и положите сверху полоску. Что интересного заметили? (Полоска лежит неровно) Где расстояние между полосками больше? (Там, где кубиков больше, слева) Сколько кубиков в левом столбике? Воспитатель выставляет в столбик цифры «5» А где расстояние между полосками меньше? (Там, где кубиков меньше, справа) Сколько кубиков осталось в правом столбике? Воспитатель выставляет в столбик цифры 1, 2, 3, 4.
Где же расстояние между полосками больше (справа, возле числа 5)?
Воспитатель (выставляет между числами знак > ): Так? Можем мы назвать его знаком «больше»? Пять больше одного? Далее воспитатель выставляет знак больше между числами и вместе читают записи.
5 > 1
5 > 2
5 > 3
5 > 4
Воспитатель (предлагает поменять столбики местами): А теперь поменяйте столбики местами и положите на них полоску. Сколько теперь кубиков в столбике слева?
Дети называют, а воспитатель выставляет в столбик цифры 1, 2, 3, 4.
А сколько кубиков в столбике справа? Воспитатель выставляет справа в столбик цифры 5. Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа, вправо) Какие знаки вы записали бы между этими числами? Дети выходят и записывают свои варианты знаков.
1 < 5
2 < 5
3 < 5
4 < 5
Давайте прочтем записи! (Дети читают: один меньше пяти, два меньше пяти, три меньше пяти, четыре меньше пяти) Какой же знак вы только что придумали и записали? (Знак «меньше»)
Воспитатель: Вы молодцы: придумали знак, с помощью которого можно показать, какое число больше, а какое меньше!
Можем мы теперь записать, что в левом пакете яблок больше? Дети ставят нужный знак.
Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Маше? Молодцы!
Воспитатель: Давайте теперь проверим себя – верно ли мы догадались, как пишутся знаки «больше» и «меньше». Откройте свои тетради по закладке. Что нарисовано на первой картинке? (Пеликан и два аквариума с рыбами) Сколько рыбок в левом аквариуме? А в правом? Пеликан хочет полакомиться рыбкой, в какую сторону он открывает рот? (Там, где рыбок больше, влево) У нас такой же знак «больше»?
Что нарисовано на второй картинке? (Тоже пеликан и два аквариума с рыбками) Сколько рыбок в левом аквариуме? А в правом? Пеликан хочет полакомиться рыбкой, в какую сторону он открывает рот? (Там, где рыбок больше, вправо) Четыре больше двух, а два меньше четырех. У нас такой же знак «меньше»? Значит, мы верно сконструировали знаки.
V. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: закрепить представление о знаках > и < , умение использовать их для записи результата сравнения групп предметов по количеству;
Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, воображение, речь.
Игра «Кого больше»
Воспитатель: Давайте Маше поможем запомнить знаки, которые мы придумали – «больше» (воспитатель показывает знак «больше») и «меньше» (воспитатель показывает знак «меньше»). Предлагаю разбиться на две группы по какому-то признаку, например: справа от меня пусть встанут девочки, а слева – мальчики. Кого больше – девочек или мальчиков? Придумайте, как можно показать, что девочек (мальчиков) больше? Как изобразить нужный знак с помощью рук, пальчиков? Дети изображают нужный знак.
А по какому еще признаку можно разбиться на 2 группы? Дети предлагают варианты и разбиваются на группы, обозначают нужным знаком.
Воспитатель: Маша прислала еще одно письмо – придумала для нас игру «Волшебные знаки», в которой нужно правильно поставить знаки. Справимся?
Игра на интерактивной доске «Сравни и запиши результат с помощью знаков»
Воспитатель (при наличии времени): А теперь я предлагаю вам игру «Живые числа».
Игра «Живые числа»
Каждое число живет в своем доме. Расположите числа по порядку. Числа пошли погулять. Но скоро погода испортилась, и они стали возвращаться домой.
- Первым пришло число, которое больше одного, но меньше трех. (Дети выставляют число 3)
- Затем вернулось число, которое больше четырех, но меньше шести. (Дети выставляют число 5, ориентируясь на число 3)
- За ним прибежало число, которое меньше пяти, но больше трех. (Дети выставляют число четыре между числами 3 и 5) и т.д.
VI. Осмысление
Дидактические задачи: сформировать опыт фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель: Кому вы сегодня смогли помочь? В чем мы Маше помогли? Какие новые знания позволили нам помочь Маше? Молодцы!