Методическая рекомендация для старшей группы детского сада "Знаки больше, меньше"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Игра «Живые числа», загадочная математика, пересчет


Цели урока:

  • сформировать представление о знаках > и < , умение использовать их для записи результата сравнения групп предметов по количеству;
  • закрепить умение сравнивать количество групп предмета путем пересчета;
  • закрепить понятие «слева», «справа»;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  • тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук, логическое и вариативное мышление, инициативность, коммуникативные навыки.

Дидактические материалы:

  • демонстрационный: видеозапись письма Маши; интерактивная презентация «Игра с Машей»; карточки с изображением пакетов с яблоками (карточка 1: в пакетах по 5 яблок, карточка 2: в одном пакете 5 яблок, в другом 4), знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше»; карточка 5 = 5; цифры 1–5;
  • раздаточный: детали конструктора четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку, 8 полосок одинакового цвета, одинаковой длины и ширины.

Письмо Маши (Приложение 1)

Игра с Машей (Приложение 2)

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход образовательной ситуации

I. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать желание оказывать помощь.

Воспитатель: (собирает детей возле себя) Дети, скажите, как люди могут общаться друг с другом, если живут далеко? Дети высказывают свои варианты общения (по телефону, можно письмо написать по электронной почте…) Вы когда-нибудь получали видеописьма? Нам пришло видеописьмо. Посмотрим его?

Смотрят видеообращение. (Маша просит помочь выполнить домашнее задание, которое дал ей Мишка: сравнить количество яблок в каждой паре пакетов, определить, в каком пакете яблок больше и записать результат)

Хотите помочь Маше? Сможете?

II. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать умение сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар, использовать для записи результатов сравнения знаки = и ?;

Развивать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитатель: Вот первое задание Маши – нужно сравнить количество яблок в этих двух пакетах (выставляет карточку 1):

Карточка 1.

Дети сравнивают путем пересчета или путем составления пар. Как это можно записать? Дети записывают знак «равно». В этой паре есть пакет, в котором яблок больше? (Нет, яблок в пакетах поровну)

Воспитатель: Теперь Маше нужно сравнить количество яблок в таких пакетах (выставляет карточку 2):

Дети сравнивают путем пересчета или путем составления пар. В левом пакете яблок больше.

III. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и < ;

Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.

Как это можно записать? Дети могут предложить использовать знак «не равно». Тогда воспитатель говорит, что с помощью этого знака Маша не узнает, в каком пакете яблок больше.

Смогли мы помочь Маше? (Не смогли) Почему? (Не знаем знака, который показал бы, где яблок больше, а где меньше) Значит, что нам нужно узнать, чтобы помочь Маше? (Нам нужно узнать, как записать, что предметов больше или меньше)

IV. Открытие нового знания

Дидактические задачи: сформировать представление о знаках > и < ;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Воспитатель: Как мы можем это узнать? (Cпросить у того, кто знает; посмотреть в книге; придумать самим) Если дети не назовут последний способ, воспитатель его озвучивает и предлагает самим сконструировать знаки.

Воспитатель: Давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете? Тогда проходите за столы (дети рассаживаются по 4 человека).

Дети садятся за столы, на которых лежат детали конструктора четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку, 8 полосок одинакового цвета, одинаковой длины и ширины.

Воспитатель: Предлагаю взять по 5 кубиков одинакового цвета и построить из них столбик (может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета возьмут несколько детей – эту ситуацию дети должны решить самостоятельно). Как вы думаете, сколько вам потребуется кубиков, чтобы построить еще один столбик такой же высоты? (Пять кубиков)

Воспитатель: Да, потребуется 5 таких же кубиков.

Воспитатель выставляет на столы дополнительные кубики, дети строят еще 1 столбик.

Воспитатель: Поставьте оба ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую. Какой знак получился из полосок? Как вы думаете, почему получилось равно? (В обоих столбиках одинаковое количество кубиков) Воспитатель выставляет на доске карточку 3:

Воспитатель: А теперь возьмите правый столбик и за каждым столом уберите с этого столбика разное количество кубиков. Детям нужно договориться и убрать 1, 2, 3 или 4 кубика. Поставьте этот столбик на место и положите сверху полоску. Что интересного заметили? (Полоска лежит неровно) Где расстояние между полосками больше? (Там, где кубиков больше, слева) Сколько кубиков в левом столбике? Воспитатель выставляет в столбик цифры «5» А где расстояние между полосками меньше? (Там, где кубиков меньше, справа) Сколько кубиков осталось в правом столбике? Воспитатель выставляет в столбик цифры 1, 2, 3, 4.

Где же расстояние между полосками больше (справа, возле числа 5)?

Воспитатель (выставляет между числами знак > ): Так? Можем мы назвать его знаком «больше»? Пять больше одного? Далее воспитатель выставляет знак больше между числами и вместе читают записи.

5 > 1

5 > 2

5 > 3

5 > 4

Воспитатель (предлагает поменять столбики местами): А теперь поменяйте столбики местами и положите на них полоску. Сколько теперь кубиков в столбике слева?

Дети называют, а воспитатель выставляет в столбик цифры 1, 2, 3, 4.

А сколько кубиков в столбике справа? Воспитатель выставляет справа в столбик цифры 5. Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа, вправо) Какие знаки вы записали бы между этими числами? Дети выходят и записывают свои варианты знаков.

1 < 5

2 < 5

3 < 5

4 < 5

Давайте прочтем записи! (Дети читают: один меньше пяти, два меньше пяти, три меньше пяти, четыре меньше пяти) Какой же знак вы только что придумали и записали? (Знак «меньше»)

Воспитатель: Вы молодцы: придумали знак, с помощью которого можно показать, какое число больше, а какое меньше!

Можем мы теперь записать, что в левом пакете яблок больше? Дети ставят нужный знак.

Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Маше? Молодцы!

Воспитатель: Давайте теперь проверим себя – верно ли мы догадались, как пишутся знаки «больше» и «меньше». Откройте свои тетради по закладке. Что нарисовано на первой картинке? (Пеликан и два аквариума с рыбами) Сколько рыбок в левом аквариуме? А в правом? Пеликан хочет полакомиться рыбкой, в какую сторону он открывает рот? (Там, где рыбок больше, влево) У нас такой же знак «больше»?

Что нарисовано на второй картинке? (Тоже пеликан и два аквариума с рыбками) Сколько рыбок в левом аквариуме? А в правом? Пеликан хочет полакомиться рыбкой, в какую сторону он открывает рот? (Там, где рыбок больше, вправо) Четыре больше двух, а два меньше четырех. У нас такой же знак «меньше»? Значит, мы верно сконструировали знаки.

V. Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: закрепить представление о знаках > и < , умение использовать их для записи результата сравнения групп предметов по количеству;

Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, воображение, речь.

Игра «Кого больше»

Воспитатель: Давайте Маше поможем запомнить знаки, которые мы придумали – «больше» (воспитатель показывает знак «больше») и «меньше» (воспитатель показывает знак «меньше»). Предлагаю разбиться на две группы по какому-то признаку, например: справа от меня пусть встанут девочки, а слева – мальчики. Кого больше – девочек или мальчиков? Придумайте, как можно показать, что девочек (мальчиков) больше? Как изобразить нужный знак с помощью рук, пальчиков? Дети изображают нужный знак.

А по какому еще признаку можно разбиться на 2 группы? Дети предлагают варианты и разбиваются на группы, обозначают нужным знаком.

Воспитатель: Маша прислала еще одно письмо – придумала для нас игру «Волшебные знаки», в которой нужно правильно поставить знаки. Справимся?

Игра на интерактивной доске «Сравни и запиши результат с помощью знаков»

Воспитатель (при наличии времени): А теперь я предлагаю вам игру «Живые числа».

Игра «Живые числа»

Каждое число живет в своем доме. Расположите числа по порядку. Числа пошли погулять. Но скоро погода испортилась, и они стали возвращаться домой.

- Первым пришло число, которое больше одного, но меньше трех. (Дети выставляют число 3)

- Затем вернулось число, которое больше четырех, но меньше шести. (Дети выставляют число 5, ориентируясь на число 3)

- За ним прибежало число, которое меньше пяти, но больше трех. (Дети выставляют число четыре между числами 3 и 5) и т.д.

VI. Осмысление

Дидактические задачи: сформировать опыт фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель: Кому вы сегодня смогли помочь? В чем мы Маше помогли? Какие новые знания позволили нам помочь Маше? Молодцы!