Аннотация
Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов, воспитателей и методистов дошкольных организаций. Она представляет собой коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы по теме «Расскажи мне дедушка о войне». В методической разработке представлена коррекционная работа по познавательному развитию. Может быть включена в курс коррекционной работы с детьми, нуждающихся в дополнительном сопровождении по повышению актуального уровня их развития. Методическая разработка содержит познавательный рассказ взрослого в сочетании с презентацией о событиях в годы Великой отечественной войны, что поможет детям лучше воспринять, прочувствовать и запомнить информацию. Коррекционные задания подобраны с учетом возрастных возможностей детей и различной целевой направленности, это позволит поддерживать мотивацию и активность детей в ходе их выполнения. Методическая разработка содержит задания различного уровня сложности и показывает их применение при организации организованной деятельности с детьми.
Введение
Одно из основных изменений современного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных психологических ресурсов личности. В ФГОС прописана личностно-ориентированная модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса базируется на принципе развивающего обучения, который состоит в том что «педагог должен стремиться сделать обучение развивающим, то есть направленным не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения». [5]
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают дети, которые имеют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания думать, стремление узнавать что-то новое. Основой успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь, а также качества личности: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность и самостоятельность. Одним из путей решения, выделенных системой образования требований, является интегрирование образовательных областей в организации коррекционно-развивающей работы. Лишь при активизации всех ресурсов ребенка можно говорить об эффективности организации процесса обучения и развития.
В коррекционно-развивающей работе с детьми особое место уделяется проблеме нравственно-патриотического воспитания детей. Сегодня, когда наш мир продолжает содрогаться от звуков войны, когда в памяти свежи воспоминания о событиях Великой отечественной войны, которая стала для нас поучительным примером стойкости, отваги и мужества нашего народа, проблема нравственно-патриотического воспитания детей остается наиболее важной. Чтобы сохранить мир на нашей земле, необходимо накапливать знания детей об истории своей страны, о ее героях. Необходимость патриотического и нравственного воспитания, повышение интеллектуального и творческого потенциала детей определили актуальность данной методической разработки.
В методической разработке интегрируются образовательные области: социально-коммуникативное и познавательное развитие.
Цель методической разработки - изучение и внедрение методов и форм познавательного развития детей через погружение в игровую ситуацию.
Для реализации поставленной цели, выделены следующие задачи:
- актуализировать имеющиеся знания и умения детей по данной теме;
- изучить и выделить эффективные приемы развития познавательных процессов у детей;
- проанализировать и конкретизировать информацию для восприятия детьми по доступности, с ориентиром на зону ближайшего развития детей.
Ожидаемые результаты:
Повышение стартовых возможностей детей, мотивации и познавательной активности за счет достижения личностных результатов. Более развитые способности у детей к умению работать по правилам, находясь в заданном образе. Расширенные знания детей об окружающей действительности, истории своего Отечества.
Основная часть
1. Теоретическое обоснование методической разработки
Дошкольное детство – это один из важных периодов психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. К проблеме психического развития детей обращались Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер. Ориентируясь на опыт работы педагогов-практиков Г.А.Урунтаевой, М.И.Чистяковой, М.А.Панфиловой мною выделены наиболее эффективные и получившие эмоциональный отклик у детей формы организациии коррекционного процесса погружения в игровую ситуацию. Для детей дошкольного возраста игра- это образ жизни, это способ самовыражения, самораскрытия, это зона комфорта и уверенности ребенка. Именно поэтому, включаясь в игровую ситуацию, дети более мотивированы во время выполнения заданий, стремятся к качественному их выполнению, нацелены на результат, более внимательны, им легче удерживать и воспроизводить инструкцию взрослого к заданиям, соблюдать алгоритм их выполнения. Это повышает эффективность корреционно – развивающего процесса. Интеграция в социально-коммуникативной и познавательной области также повышает качество образовательного процесса, расширяет кругозор детей, систематизирует и уточняет знания о социуме.
Данная методическая разработка ориентирована на детей предшкольного возраста, 6-7 лет, нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении и может быть использована с детьми подготовительных групп, как развивающее занятие.
Методическая разработка может быть включена в систему коррекционно-развивающего процесса с детьми группы риска.
Методическая разработка включает технологии:
- проблемного обучения, состоящей в поиске и решении сложных вопросов и задач, требующих актуализации знаний у детей, способность рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон.
- игрового обучения, направленного на развитие коммуникативной и социальной компетентности, способности самовыражения, действие по правилам, развитие психических процессов.
- сказкотерпия, чтение познавательного рассказа взрослым из личного опыта, прослушивая который, дети, отождествляя себя с героем рассказа, на сознательном и подсознательном уровне, более глубоко воспринимают информацию, корректируя свои взгляды и ценности.
В работе по разработке методики использовались следующие методы:
- Словесные - беседа в ходе всего занятия дети участвуют в диалоге со взрослым, рассказ взрослого, пояснение, объяснение алгоритма выполнения заданий, обсуждение.
- Наглядные - демонстрация презентации, показ образца складывания фронтового письма, работа по образцу осуществляется детьми самостоятельно.
- Практические - тренировочные упражнения, самостоятельная работа детей.
- Коррекционные - тренировочные упражнения, задания, направленные на развитие познавательных процессов, стимулирующая и направляющая помощь взрослого.
Цель методической разработки:
Повышение познавательной активности детей посредством воспитания патриотических чувств, осознания важности событий Великой Отечественной войны для нашего народа.
С учетом поставленной цели определяются следующие задачи:
Образовательные:
- Расширять и уточнять знания детей о событиях Великой отечественной войны.
- Дать представления о разных видах деятельности людей во время войны.
- Учить анализировать и выражать свое эмоциональное состояние в ходе занятия.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать логическое, наглядно-образное, конструктивное мышление, умение рассуждать, делать умозаключения, продумывать алгоритм своих действий.
- Развивать зрительную память, объем и переключаемость внимания, слуховое восприятие, моторику руки.
- Учить работать по образцу, координировать свои действия.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к ветеранам войны.
- Формировать у детей образ защитника отечества, путем погружения в игровую ситуацию.
В результате проводимой работы у детей повысится интерес к истории своей страны, будут более полные знания детей о событиях ВОВ, уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам войны, местам памяти, повысится актуальный уровень развития детей.