Классный час "Может живой..."

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 8

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Введение

Слова «война» и «дети» несовместимы. Сколько бы ни было лет человеку, он навсегда останется для матери ребёнком. Мать, вырастившая десятерых детей, всю жизнь ждала и надеялась, что вернётся её «первенец», без конца повторяя слова до самой смерти: «Может где-то живой…». Стали фронтовиками второй сын и муж. Классный час построен на воспоминаниях младшей сестры и дочери, фотографиях из семейного архива, литературном материале, фильме Г.Чухрая «Баллада о солдате».

Методическая разработка классного часа

Номинация «Лучший классный час».

Педагогические цели: Создать условия для осмысления знаний по теме, выбора средств обучения с учетом психофизиологических способностей учащихся 8 В класса; содействовать развитию нравственности обучающих.

Цель: Формирование гордости за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «материнская любовь», «долг перед Родиной».
  • Развивать нравственную культуру и сострадание.
  • Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Методические приемы:анализ, помощь в поиске информации, работа с лирическими произведениями, интервью.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Тип: Урок открытия новых знаний на примере одной семьи с опорой на изученный ранее материал и опыт.

Универсальные учебные действия:

Личностные: 

  • устанавливают связи между целью воспитательной деятельности и ее мотивом,
  • учащиеся должны задаваться вопросом о том, «какое значение имеет для меня знание темы», и умеет находить ответ на него;
  • проявляют положительное отношение к деятельности, познавательный интерес к материалу.

Метапредметные УУД

Познавательные:

  • самостоятельное выделяют и формулируют познавательную цель;
  • логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать материал, обобщать, делать выводы)

Регулятивные:

  • правильно воспринимают и выполняют воспитательную задачу (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
  • планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно оценивают свою деятельность на уроке;
  • выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • адекватно оценивают качество и уровень усвоения

Коммуникативные:

  • умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе, учатся слушать друг друга;
  • формулируют ответы на вопросы по теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания.

1 урок. Классный час рассчитан на 60 минут.

Технологическая карта классного часа

Вызов

Ждала… Фрагмент из фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате» (прощание матери с Алёшей)

Слова за кадром в исполнении Юрия Яковлева: «Это дорога в город. И те, кто уезжает из нашего села, и те, кто возвращается в родные места, уходят и приходят по этой дороге. … Ее сын Алеша не вернулся с войны.» (1 слайд, 2 слайд – дорога)

Презентация

Классный руководитель:

«Притча»

Как-то раз одну многодетную мать спросили, кого из детей она любит больше.
И она, улыбаясь, ответила:
— Послушайте сердце матери:
Мой любимый сын, которому я отдаю душу и сердце.
Тот, кто заболел до тех пор, пока не выздоровеет.
Тот, кто в пути, пока не вернется домой.
Тот, кто устал, пока не отдохнет.
Тот, кто голоден, пока не насытится.
Тот, у кого жажда, пока не напьется.
Тот, кто учится, пока не выучится.
Тот, кто обнажен, пока не оденется.
Тот, кто безработный, пока не найдет работу.
Тот, кто в женихах, пока не женится.
Тот, кто отец, пока не вырастит.
Тот, кто пообещал, пока не выполнит.
Тот, кто должен, пока не заплатит.
Тот, кто плачет, пока не перестанет.
И уже с печалью в голосе завершила:
— Тот, кто меня оставил, пока не вернется.

  • Установите соответствие между фрагментами фильма и притчи.
  • Соотнесите отрывок из фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате» и последнюю строчку притчи.
  • Что объединяет фильм и последнюю строчку притчи?
  • Как вы думаете, какая тема классного часа? Цель урока?

Ответы учащихся.

Целеполагание. На примере одной семьи рассмотреть тему материнской любви к детям и сыновнем долге.

Учитель: Мы с вами будем говорить о войне, материнской любви и сыновнем долге на примере одной семьи.

Осмысление

«Родина-мать зовёт!» (3 слайд) Представим те страшные дни - начало Великой Отечественной войны. Многие семьи прощаются со своими родными, которые уходят на фронт. Дома остаются матери, жёны, дети. Семья Якимовых – одна из миллионов. (4 слайд)

Ученик читает:

Конец июня. Первый день.
Из городов и деревень
Страна сынов своих зовёт…
Война покой России рвёт.

На войну сначала уходит старший сын, затем второй сын и глава семьи. Саша и Миша вместе с отцом оставили родной дом в маленьком селе Налимск Читинской области в Сибири и ушли на фронт. Мать вместе с шестью детьми на руках (одного еще носила под сердцем) остаются дома! Можно ли словами передать чувства женщины, которая провожает на страшную войну близких ей людей?

Ответы учащихся

Ученица задаёт вопрос учителю: Кто эта мать?

Ученик вступает в беседу: Мать 10 детей Татьяна Афанасьевна Якимова отправляет двух юных сыновей. Что испытывает Мать, провожая своего ребёнка на войну?.. Страшно представить…(Слайд 5) Её старший ребёнок, её сын. Добрый, любящий детей и… историю. Да, именно историю решил преподавать в школе Саша. В 1938 году окончил Сретенское педагогическое училище. Получил специальность учителя начальных классов и учителя истории. Сама Татьяна Афанасьевна была малограмотная женщина, но любовь к учёбе прививала у детей с маленьких лет. Год отработал Александр в школе. Мать гордилась сыном. В деревне ребятишки полюбили Александра Ануфриевича. Добрый, скромный, вежливый. В 1940 году Балейским райвоенкоматом Читинской области был призван в ряды рабоче- крестьянской Красной Армии. 1941 год, июнь… С первых дней был отправлен на фронт. Ему был 21 год. (6 слайд)

Ученица: Клавдия – сестра Александра (1932-2019г.), которой в это время было 9 лет, вспоминала:

«В 41-м году мы последний раз видели Сашу. Саша уходил молча, только маму, которая ждала девятого ребёнка Витю, прижал крепко и погладил по голове, поправил на голове платок. Прижавшись к матери, провожали брата 15-летняя сестра Мария, 13-летняя Пана, я. По-мужски, пожав руку и крепко поцеловав, попрощался Саша с 19-летним Михаилом, 8-летним Кешей, 4-летним Володей, поднял к потолку маленького 2-летнего Колю. Никто не плакал. Только был наказ помогать маме и беречь друг друга». (7 слайд. Кадр из фильма «Баллада о солдате»)

Ученик читает отрывок из стихотворения Натальи Алимовой:

Мать, провожая сына на войну,
Старалась спрятать глубже боль и грусть, —
В свой дом навечно поселяя тишину,
Лишь голос слышала: «Родная, я вернусь!»

Он ей запомнился шагающим в строю —
Её сынок — надежда и отрада.

Классный руководитель:

Воспоминание. Родные. Накануне мы с ребятами посетили родную сестру Александра Ануфриевича и младшую дочь Татьяны Афанасьевны – Нину Ануфриевну. Старший брат Александр был учителем, Нина Ануфриевна 40 лет проработала в школе Читинской области учителем математики, завучем. Она Ветеран труда. В настоящее время вместе с мужем Александром Васильевичем проживает рядом со своими детьми в посёлке Большой Луг Шелеховского района Иркутской области. Она продолжила дело, которое начал Саша. Нина Ануфриевна рассказала нам о братьях, которые ушли на фронт. (8 слайд)

Нина Ануфриевна: «В 1941 году поступил в Новосибирское лётное авиационное училище на ускоренные курсы брат Михаил. (9 слайд)

Александр написал брату одно единственное письмо, в котором сообщил: «Наверно, брат, погибну. Бросают нас в самое пекло. Всё время в огне и в огне». Маме отправил письмо с фотографией. К сожалению, само письмо не сохранилось, а фотография хранится у внучки мамы, дочери брата Иннокентия, Марины. Сейчас этой фотографии почти 80 лет. Больше писем не было. По предположениям Михаила, Александра и его товарищей забрасывали с самолетов в тыл врага, у них не было документов, знаков различия» (10 слайд - фронтовая фотография)

Ученик:

Города полыхали и хаты,
Немец рвался к Москве в эти дни,
Но держались духом солдаты -
Люди были сильнее брони.

Содрогнулась Отчизна от горя.
Гулкий стук от кирзовых сапог,
Потянулись колоннами вскоре
Километры военных дорог…

Ученик задаёт вопрос: «Нина Ануфриевна, скажите, пожалуйста, когда семья узнала, что Александр Ануфриевич пропал без вести?»

Нина Ануфриевна: «Как вспоминали старшие сёстры, в 1942 году маме пришло сообщение: «Ваш сын пропал без вести». Не поверила мама, как не верили в то время многие матери в смерть и гибель своих детей. И только повторяла: «Может где-то живой…». (11 слайд)

Ученица:

И к сердцу мать прижала сухонькой рукой
Письмо, что в сельсовете ей вручили…
А сын, сражённый пулею шальной,
Лежит в никем не найденной могиле.

Ученик: Расскажите про второго сына Татьяны Афанасьевны.

«Ждала второго сына. Михаил окончил ускоренно лётное училище, получил звание младшего лейтенанта. Служил в полку дальней авиации бомбардировщиком, командиром экипажа. Часто вылетал на боевые задания. Участвовал в ожесточённых боях по освобождению Будапешта, Кёнигсберга и Берлина. (12 слайд)

В 1941 году вслед за сыновьями ушел на фронт муж, наш отец Ануфрий Мефодьевич. Вернулся в 1944 году. Был демобилизован по состоянию здоровья. В 1945 году в семье родилась я, десятый ребёнок. Когда мне было 3 годика, умер отец. (13 слайд)

В 1946 году полк, где служил Михаил, был переведён в город Белую Церковь. В 1949 году - в г. Прилуки, а затем на Октябрьский военный аэродром, который был одним из крупнейших аэродромов авиации Черноморского флота. В 1961 году, в звании подполковника, Михаил демобилизовался и переехал на постоянное место жительства в город Керчь (Крым). С 1961 по 1976 год Михаил проработал диспетчером на Керченском аэродроме.

Михаил Ануфриевич награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги» и многими юбилейными медалями.

За большие заслуги в деле обороны СССР в мирное время, в обеспечении государственной безопасности, награждён двумя орденами Красной Звезды и орденом Богдана Хмельницкого. (14 слайд)

В 2017 году в свой 95-летний Юбилей Михаил получил персональное поздравление от Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. (15 слайд)

В 2019 году накануне Дня Победы позвонил мне и сказал, что собирается на Парад. Для него этот День всегда был святым. Дочери Гале сказал, что сходит в последний раз. Утром, 8 мая 2019 года, Михаил умер» (16 слайд)

Классный руководитель: Татьяна Афанасьевна – мать-героиня. В семье Нины Ануфриевны хранится единственная довоенная фотография Александра и орден мамы «Мать-героиня». ( 17 слайд)

Всю жизнь Татьяна Афанасьевна посвятила себя детям, всегда была рядом. (18 слайд). В 1992 году в возрасте 91 года её не стало. Она пережила трёх детей: Александра, Марию и Прасковью. Все её дети выросли достойными и порядочными людьми. Сейчас остались Владимир Ануфриевич и Нина Ануфриевна.

Нина Ануфриевна: «Своего старшего сына мы назвали Александром в честь брата. Да и похожи они. Всю свою жизнь, все 50 лет, с 1941 года мама ждала своего первенца, своего Сашу, и часто повторяла слова: «Может где-то живой…». (19 слайд), (20 слайд – могила Неизвестного солдата)

Ученица читает стихотворение «Ждёт сына мать с войны...» Светланы Угрюмовой:

Совсем седая, старенькая мать
С войны ждёт сына, глядя на дорогу...
Одной пришлось  ей в жизни  вековать,
А помощи просить - в молитвах к Богу.

Немало долгих зим прошло и лет
С тех пор, когда на фронт  ушёл  мальчонка...
Получен на запрос один ответ-
Пришедшая на сына похоронка.

Но ждёт его она... ждёт, до сих пор,
Убитого в ночном бою солдата.
Её печальный  взгляд - немой  укор-
За что такая страшная расплата?..

И  голос от молитв совсем охрип,
И высохла в глазах слеза скупая.
Но ждёт она... не верит, что погиб...
Что дом его теперь - земля сырая.

Седая мать с войны сыночка ждёт,
А ей пора в дорогу собираться...
И,  в час ночной, она  в рассвет уйдёт...
Навеки... к сыну...чтобы с ним остаться. (21 слайд)

Размышление

Классный руководитель:

  • Скажите, ребята, какой нравственный урок вы извлекли из сегодняшнего классного часа?
  • Что для вас может стать примером?
  • Как вы понимаете слова «долг перед Родиной», «материнская любовь»?

Они ждали. Всё ли мы знаем о своих родных, участниках той страшной войны? А как ваша семья хранит память о тех страшных годах? Может, чья-то история похожа на историю семьи Якимовых из маленькой деревни в Сибири.

Рефлексия

«Огонёк общения». Обучающиеся встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Обучающиеся передают по кругу «Свечу Памяти» и говорят:

- Сегодня меня тронула тема…

- Сегодня меня огорчило…

- Мне запомнился…

- Мне было интересно… и т.д.

Спасибо за урок!