Консультация для родителей и педагогов по профилактике речевых нарушений у дошкольников "Будем с ручками дружить"

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: мелкая моторика, профилактика речевых нарушений у дошкольников


Цель: профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью пропаганды среди родителей и педагогов о пользе развития мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами.
  • Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием различных предметов.
  • Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Актуальность темы: профилактика речевых нарушений у детей, развитие психических процессов, подготовка руки к письму.

«Рука - это второй орган речи»

Мелкая моторика успешнее всего развивается в детской игре.

Нетрадиционное воздействие - один из наиболее эффективных и доступных вариантов развития мелкой моторики.

Средства развития мелкой моторики:

  • Мячики-ежики;
  • шестигранные карандаши;
  • Грецкие орехи
  • мячики, наполненные различной крупой, изготовленные своими руками;
  • камешки Марблс;
  • веревочка (шнурок);
  • губка для посуды;
  • бельевые прищепки;
  • сухой бассейн с фасолью
  • Бумажная салфетка.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование интегративных качеств (рительной памяти, точных целенаправленных движений, наблюдательности).
  • Интеллектуальное развитие детей (развитие мышления, речи).
  • Обогащение родительского (педагогического) опыта в развитии мелкой моторики пальцев рук у детей.

Ход мастер-класса

В настоящее время для логопедов, воспитателей и родителей актуальным остается вопрос о развитии и профилактики нарушений детской речи.

Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли.»

Кончики пальцев (или мелкая моторика) - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь. Если систематически упражнять и тренировать движениями пальцы рук, то это будет мощное средство повышения работоспособности головного мозга.

Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, неутомимой и разнообразной.

Сегодня широко используются нетрадиционные методы работы в данном направлении, потому что они просты, доступны, эффективны. Их использование в комплексном коррекционно-развивающем процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех методах, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными и доступными. Их могут использовать не только логопеды в своей образовательной деятельности, но и Вы родители, играя с ребёнком дома.
Давайте и мы вместе с Вами поиграем. (логопед показывает, родители выполняют задания)

Всю коррекционную работу начинаю с самомассажа, а помогают мне в этом самые обычные предметы.

1. Мячики-ежики

Их можно вертеть в руках, катать, перебрасывать из одной руки в другую.

Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу,
Взад - вперёд его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук. (переброс мяча из рук в руку)

2. Шестигранные карандаши

Грани карандаша легко укалывают ладошки, снимают напряжение.

Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного покатали.

3. Грецкие орехи

Катать два грецких ореха между ладонями.

4. «Сенсорные шарики»

Можно использовать мячики, сделанные из воздушных шариков, наполненных разной крупой (предлагаю наполнить шарики гречкой, мукой, солью).

Эти шарики берём
Ими ручки разомнём.
Каждый шарик не простой-
Этот с речкой, тот - с мукой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора и отдыхать!

5. Бельевые прищепки

Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Помимо развития мелкой моторики, с их помощью можно изучать цвета, счет, развивать логическое мышление, творческое воображение.

Бельевыми прищепками тихонько поочередно «Кусать» ногтевые фаланги пальцев.

Кусается больно котенок – малыш,
Но я не боюсь
И скажу ему «Кыш!»

6. Веревочка (шнурок)

Упражнение «Узелки».

Предлагаю завязать семь узелков на небольшом расстоянии друг от друга. Затем, перебирая узелки назвать дни недели, гласные звуки, животных жарких стран, слова на определенный звук и т.д.

7. Поролоновая губка

Игра «Музыканты»

На губке нарисованы клавиши. Предлагается поиграть сначала пальцами одной руки, начиная с большого пальца, затем другой на клавиатуре.

8. Одноразовые тарелочки с манкой

Мелкую крупу хорошо использовать для пальчикового рисования. Рисовать можно всё, что угодно. (линии, домики, геометрические фигуры, можно изучать цифры, буквы)

9. Веревочка и сухие макаронные изделия

Предлагается изготовить бусы из макарон, нанизывая макароны на верёвочку.

10. Бусы

Самое интересное и необычное для детей - это игры с бусами.

Давайте подружимся с бусами, сожмем их в кулак. Какие у Вас ощущения?

А сейчас бросьте бусы на стол? На какой предмет это похоже»

Проведем пальчиком по дорожке и пропоём гласные звуки. (а,о,у)

Превратите бусы в любую геометрическую фигуру.

11. Сухой бассейн с фасолью

«Волшебная коробочка»: насыпать в коробку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок должен найти и назвать предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки.

В коробочке не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

12. Камешки Марблс

На специально изготовленном трафарете предлагается выложить картинку. (домик, машинку, букву, цифру)

Взять 5 камешков синего цвета,2 желтого цвета; назвать только зимующих птиц и взять за каждое названное слово камешек. (животных, мебель).

13. «Снегопад»

Положить салфетку на стол. Сделать одной рукой комочек из бумажной салфетки и положить его на ладошку. А сейчас сдуть комочек с ладошки.

Таким образом:

У ребенка формируется пластичность, ощущение раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение.

У ребёнка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.

Надеюсь, что данные игры были для Вас полезными, и Вы успешно будете их применять на практике.