Творчество в сотрудничестве – совместная детско-взрослая проектная деятельность (cоциализация детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума с.Сунтар как основа духовно-нравственного воспитания)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: проектная деятельность


"Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа
как исторической общности".
(Г.Н.Волков)

Введение

В центре современной школы – развивающаяся личность ученика, создание условий, необходимых для ее самоопределения и самореализации, становления индивидуальности, раскрытия творческих возможностей. Развитие личности ученика зависит от социальных условий семьи и социума, в котором воспитывается ребенок.

Анализ социокультурной ситуации нашего села выявила ряд проблем:

  • отсутствие системы единого воспитательного пространства семьи, школы и сельского социума как основы этнокультурного воспитания школьников;
  • отсутствие содержательного взаимодействия важнейших участников социализации, расхождения в требованиях с их стороны к личности учащегося;
  • недостаточное использование потенциала сетевых социальных сообществ в педагогической практике школы;
  • ослабление социального контроля над молодым поколением со стороны семьи, школы, социума;
  • отсутствие утвержденных ГОС по вопросам культурного образования;
  • несостоятельность школьных учебно-воспитательных программ в формировании этнокультурных ценностей, жизнестойкости выпускников в сложившихся современных условиях;
  • недостаточная интеграция урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, трудовой, социально-коммуникативной деятельности на основе базовых национальных ценностей.

Таким образом, для решения проблем назрела необходимость создания единого воспитательного пространства.

Идея о создании единого воспитательного процесса дает возможность разработки новых творческих проектов по привлечению в дело воспитания широких кругов общества. Воспитание должно становиться делом общества, школы, социума, семьи.

Творческой группой учителей нашей школы разработана программа совместной детско-взрослой проектной деятельности «Айар-сайдар эйгэбит» («Творчество в сотрудничестве»), направленной на создание единого поликультурного пространства семьи, школы и социума (социальных партнеров – организаций и предприятий с Сунтар). Проектная деятельность реализуется через все направления урочной и внеурочной деятельности, основана на изучении школьниками своего родного края и, начиная еще с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времен и поколений. Знали и гордились своими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину, были сопричастными к жизни своей семьи, наслега, улуса, республики, страны.

1. Проектная деятельность, в основе которой лежит проблемно- поисковый принцип образования, как совокупность современных и эффективных педагогических технологий, наиболее способствующие формированию коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность проектной деятельности, являются:

  • согласованность воспитательной деятельности семьи, школы и других социальных институтов села;
  • широкое использование многообразия традиционных форм этнопедагогики в воспитательной работе;
  • совместное активное участие взрослых и детей в реализации проектов;

Совместная детско-взрослая проектная деятельность «Айар – сайдар эйгэбит» предполагает  построение воспитательной системы на народных традициях как важнейшем средстве передачи детям исторического опыта народа в виде различных социальных норм и правил, прежде всего - нравственных. Школа выступает как координатор деятельности сельского социума по совместной детско-взрослой проектной деятельности.

2. Цель проектной деятельности: обеспечение социализации детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума через совместную детско-взрослую проектную деятельность.

3. Задачи проектной деятельности:

- совместная детско-взрослая творческая деятельность, направленная на коллективное создание этнокультурного пространства;

- воспитание и обучение на лучших семейных традициях народа саха;

- интегративное взаимодействие дополнительного и основного образования - практико-ориентированный подход к обучению, подразумевающий повышение качества учебно-воспитательной работы;

- воспитание этнокультурно-ориентированной личности, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Сроки реализации проектной деятельности:

Совместная детско-взрослая проектная деятельность рассчитана на 4 года обучения в условиях начального образования.

Механизм реализации программы «Айар-сайдар эйгэбит»

Общеобразовательная школа является центром в создании единой системы обучения и воспитания обучающихся, включающим в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности народов, наций и этносов нашей республики.

Программа «Айар – сайдар эйгэбит» основана на изучении школьниками своего родного края и, начиная еще с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времен и поколений. Знали и гордились своими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину, были сопричастными к жизни своей семьи, наслега, улуса, республики, страны, приобщались с малых лет к духовной культуре своего народа.

Язык, память и культура – важная трилогия народного менталитета. Традиции якутского сельского социума, которые складывались веками, способствуют сохранению и передаче культурного наследия подрастающему поколению.

Основные положительные традиции, несущие воспитательный потенциал:

  • Трудовые - сатабыллаах (воспитание потребности к труду, обеспечение усвоения ролей, подготовка к будущей семейной жизни);
  • Охотничье-промысловые;
  • Культурно-досуговые (формирование знаний об обрядах, ритуалах праздничных традиций, приобщение к фольклору);
  • Природоохранные (развитие умения анализировать явления природы, находиться в согласии с природой и обществом, формировании к привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к растительному и животному миру);
  • Словесно-напутственные и традиции нравственных отношений между поколениями (формирование привязанности к своему роду, семье и уважение к родному краю, организация социального поведения детей в среде своего этноса).

В едином социальном пространстве села в реализации совместной детско-взрослой проектной деятельности духовного воспитания необходима согласованная деятельность субъектов семейного, школьного и открытого сельского социума.

Проектная деятельность «Айар – сайдар эйгэбит» реализуется на программах и подпрограммах:

  • «Сунтаарым – мин дойдум» (программа гражданско-патриотического воспитания);
  • «Холумтан» (программа «Саха ыала»);
  • «Чел турук» (программа «Здоровье»);
  • «Айыллаан» (культурно-образовательная программа).

Проектная деятельность «Айар – сайдар эйгэбит» выделяет три модели социализации семьи, социума, образовательных учреждений:

  • Модель этнокультурной социализации семьи «Ил-Эйгэ»;
  • Модель семьи «Утуе угэстээх ыаллар»
  • Модель содержание деятельности на основе народных традиций.

Оценка результативности представлена совокупностью ряда качественных и количественных параметров.

На уровне семьи:

  • воспитание на традициях и обычаях народа саха;
  • начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • повышение материального и духовного уровня;
  • изучение родословного древа семьи.

На уровне социума:

  • стабилизация культурной атмосферы в обществе;
  • обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе;
  • сохранение и умножение общественного достояния, охрана природы;
  • приобщение к моральным и духовным ценностям;
  • приобщение к здоровому образу жизни;

На уровне образовательного учреждения:

  • наличие единой системы воспитания;
  • подготовленность педагогических кадров к деятельности;
  • приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь:
  • развитость этнокультурного компонента в преподавании школьных дисциплин;
  • активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе воспитания личности;
  • уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся;
  • нравственная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Предполагаемые конечные результаты:

  • использование воспитательных возможностей семьи (ценности, традиции, интересы, круг общения, возможности семьи, в том числе материальные и хозяйственно - бытовые);
  • создание единой школьной воспитательной системы открытого типа: «школа – центр социокультурного развития»;
  • разработка и реализация проектов и программ на основе системно – деятельностного подхода;
  • активизация и включение всех субъектов проектной деятельности в созидательную деятельность.

Действия учителя в ходе реализации проектной деятельности:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т.д.

Деятельность родителей:

  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Типы проектов различны: исследовательские, творческие; приключенческо-игровые; информационные; практико-ориентированные.

Выполнение каждого проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • проблема (выбор темы);
  • планирование;
  • поиск информации;
  • практическая деятельность (продукт);
  • презентация;
  • портфолио.

Примерная программа совместной проектной деятельности по классам и месяцам:

Темы проектной деятельности различны, исходят из интересов и склонностей детей, связаны с календарными датами, с народными традициями.

Линия каждого месяца получает дальнейшее развитие из класса в класс, если в 1-2 классах проектная деятельность носит больше игровой, развлекательный характер, то в 3-4 классах преобладают исследовательские, творческие типы проектов.

В рамках проектной деятельности работает Интеллектуальный клуб младших школьников «Тобул». Интеллектуальный клуб в нашей школе организован с целью всестороннего развития личности детей через формирование УУД младших школьников. Занятия клуба проводятся один раз в месяц согласно календарно-тематическому планированию.

Задачи клуба:

  • Формировать умение работать в группе, паре через игровую деятельность (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности, умение слушать и отвечать на заданный вопрос);
  • Формировать нормы речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
  • Учить эффективно работать с литературой, пользоваться словарями и справочниками;
  • Умение планировать этапы работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и оценку их правильности.
  • Формировать первоначальные умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

Основные направления клуба:

  • Интеллектуально-игровая деятельность: марафоны и тематические игры, турниры;
  • Научно-исследовательская деятельность: НПК учащихся начальной школы, исследовательская и проектная деятельность, участие в олимпиадах разного уровня: очное и заочное.

В конце каждого месяца подводятся итоги совместной детско-взрослой проектной деятельности «Айар – сайдар эйгэбит», проводятся презентации, защита исследовательских, выставки творческих работ. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектами и развитии творческого потенциала каждого ребёнка.

Таким образом, в результате совместной детско-взрослой проектной деятельности «Айар-сайдар эйгэбит» можно обеспечить социализацию детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума.