Направленность: художественная.
Уровень: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 4-7 лет.
Срок реализации: 8 месяцев (32 часа).
1. Пояснительная записка
Актуальность программы
В изобразительной деятельности ребёнок выражает своё внутреннее отношение, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она не только доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает и формирует его представления о мире.
Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях, которые пробуждают их фантазию, но исключительно в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений,.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Новизна программы заключена в подходах к занятиям. Предлагаемые в них техники нетрадиционного рисования раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление.
Поэтому, актуальность обучения детей нетрадиционным способам рисования заключена в активизации и постоянном развитии познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к процессу художественной деятельности. А это способствует эффективному развитию детского творчества в разных формах его проявления.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Данная программа дополняет ООП ДО.
Задачи программы.
1. Задачи обучения:
- познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.);
- обучать основам создания художественных образов;
- отрабатывать навык использования разных величин и способов их измерений;
- отрабатывать навык работы с различными алгоритмами выполнения арифметических действий, различными алгоритмами решения задач.
2. Задачи развития:
- развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
- формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации;
- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
3. Задачи воспитания:
- содействовать развитию интереса к умственному труду;
- воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Возраст обучающихся: Данная программа рассчитана на детей 3-7 лет.
Срок реализации программы: Занятия проводятся раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 25 минут учебного времени и 5-минутный перерыв); 32 часа за учебный год.
Формы организации образовательной деятельности и аттестации
В процессе реализации программы используются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная работа;
- практическая работа в парах;
- практическая работа в условиях группы;
- беседа.
Данная программа опирается на коллективно-распределительную деятельность, так как в процессе неё между детьми происходит распределение ролей при решении практико-ориентированных задач.
Планируемые результаты освоения программы
По каждой из задач художественного развития детей планируется достижение следующих результатов:
- Знакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- Умеют создавать различные образы, используя различные изобразительные материалы и техники.
- Уверенно экспериментируют с изобразительными материалами.
- Активно используют способы нестандартного раскрашивания.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
- Развивают мелкой моторики рук.
- Развивают технические навыки рисования.
- Умеют передавать личное отношение к объекту изображения.
- Повышают уровень воображения и самооценки.
- Проявляют интерес и к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений.
2. Содержание программы
2.1. Содержание учебного-тематического плана
Тема 1 | Вводное занятие (1 ч.) |
Тема 2 |
Ромашки (рисование восковыми мелками и акварелью) (2 ч.) |
Тема 3 |
Бабочка (шаблонография) (1 ч.) |
Тема 4 |
Земное солнце (пальчиковое рисование) (2 ч.) |
Тема 5 |
Моё море (рисование на мокром листе) (1 ч.) |
Тема 6 |
Осенний ковёр (печать растений) (1 ч.) |
Тема 7 |
Автопортрет (рисование штрихом) (1 ч.) |
Тема 8 |
Первый снег (граттаж) (1 ч.) |
Тема 9 |
Морозные узоры (рисование свечой) (1 ч.) |
Тема 10 |
Картина моего настроения (рисование втулкой от туалетной бумаги) (1 ч.) |
Тема 11 |
Игрушки («ожившие предметы») (1 ч.) |
Тема 12 |
Весенний калейдоскоп (витраж) (1 ч.) |
Тема 13 |
Разноцветный зонтик (смешивание цветов) (2 ч.) |
Тема 14 |
Картина «Дружеский салют» (тычки жёсткой полусухой кистью) (3 ч.) |
Тема 15 |
Весёлые кляксы (кляксография) (2 ч.) |
Тема 16 |
Несуществующее животное (раздувание краски) (1 ч.) |
Тема 17 |
Живописный луг (оттиск скомканной бумагой) (4 ч.) |
Тема 18 |
Бабочка-красавица (монотипия) (3 ч.) |
Тема 19 |
Золотая рыбка (рисование мозаичными мазками) (2 ч.) |
Тема 20 |
Ночное небо (набрызг) (1 ч.) |
Тема 21 |
Чудо-дерево (рисование ладошками) (4 ч.) |
2.2. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Названия тем |
Количество часов |
Формы аттестации / контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа |
2 |
Ромашки (рисование восковыми мелками и акварелью) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Творческая работа |
3 |
Зоопарк (шаблонография) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
4 |
Земное солнце (пальчиковое рисование) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Групповой проект |
5 |
Моё море (рисование на мокром листе) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
6 |
Осенний ковёр (печать растений) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
7 |
Автопортрет (рисование штрихом) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
8 |
Первый снег (граттаж) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
9 |
Морозные узоры (рисование свечой) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
10 |
Картина настроения (рисование мыльными пузырями) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
11 |
Игрушки («ожившие предметы») |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
12 |
Весенний калейдоскоп (витраж) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
13 |
Разноцветный зонтик (смешивание цветов) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Творческая работа |
14 |
Дружеский салют (тычки жёсткой полусухой кистью) |
3 |
0,5 |
2,5 |
Творческая работа |
15 |
Весёлые кляксы (кляксография) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Групповой проект |
16 |
Несуществующее животное (раздувание краски) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа |
17 |
Живописный луг (оттиск скомканной бумагой) |
4 |
0,5 |
3,5 |
Творческая работа |
18 |
Бабочка-красавица (монотипия) |
3 |
0,5 |
2,5 |
Творческая работа |
19 |
Золотая рыбка (рисование мозаичными мазками) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Творческая работа |
20 |
Ночное небо (набрызг) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Групповой проект |
21 |
Чудо-дерево (рисование ладошками) |
4 |
0,5 |
3,5 |
Групповой проект |
Итого: |
36 |
10,5 |
25,5 |
|
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Система оценки осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности с ними. В ходе занятий педагогом инициируется у детей самооценка творческой деятельности, проводится совместный анализ продуктов детской деятельности.
На каждом занятии дети выполняют творческое задание. В течение года 4 раза задание выполняется в группе. Критерием достижения планируемого результата является выполнение творческого задания и его анализ на соответствие изначальным требованием к работе.
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Для занятий необходимо организовать рабочие места: столы и стулья. Столы подготавливаются для работы с красками и другими маркими материалами.
Реализация программы предполагает использование следующих оборудования, принадлежностей и материалов:
- принтер;
- компьютер;
- акварельные краски;
- офисная и газетная бумага;
- бумажные салфетки;
- картон;
- ватман;
- кисточки;
- коктельные трубочки;
- зубные щётки;
- ушные палочки.
В целях создания условий для достижения современного качества образования используются эффективные методики обучения, здоровьесберегающие технологии (разминки, игры). При организации занятий используются методы:
- словесный (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ заданий);
- наглядный (демонстрации иллюстраций);
- практический (выполнение заданий, в том числе групповая работа).
Для психолого-педагогической поддержки воспитанников используются методы: поощрение самостоятельности воспитанника, постановка творческих задач.
5. Список литературы
|
Библиографическое описание |
1. |
Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 125 с. |
2. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В.Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 96 с. |
3. |
Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. |