Урок Технология. 1 класс. Полёты человека. Изделие "Парашют"

Разделы: Технология

Класс: 1

Ключевые слова: парашют, полеты, летательные аппараты


Цели:

  • Образовательные: Познакомить с некоторыми видами летательных аппаратов; выполнить модель парашюта.
  • Развивающие: Закрепить умение работать с бумагой, закрепить умение организовывать свое рабочее место.
  • Воспитательные: Показать важность выполнения работы по плану для успешного проведения эксперимента (падение парашюта).

Задачи:

  • показать возможности полёта человека через историю воздухоплавания;
  • закрепить навык работы по шаблону;
  • закрепить навык соблюдения техники безопасности на уроке;
  • формировать навык работать по плану работы;
  • провести эксперимент.

Планируемые результаты:

Предметные (под руководством учителя): определять некоторые виды летательных аппаратов; определять назначение парашюта; использовать навыки работы с бумагой;

Метапредметные:

  • регулятивные (под руководством учителя): выполнять действие по образцу, осуществлять работу на основе представленных в учебнике Слайдовых и текстовых планов; уметь контролировать свою деятельность по результату; использовать способы работы с бумагой; планировать свою деятельность;
  • познавательные (под руководством учителя): решать проблемы поискового характера, проводить эксперимент и определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта); делать выводы на основе изученной информации; осуществлять практическую работу по изготовлению изделия с использованием техники оригами; проводить анализ объекта с целью выделения особенностей конструкции; в практической работе соблюдать правила работы ножницами, клеем, разметки по шаблону; учиться способам (или овладевать способами) поиска и выделения необходимой информации по иллюстративному материалу;
  • коммуникативные: уметь выражать свои мысли; вступать в диалог, формулировать ответы на вопросы по итогам прочтения отрывка текста;

Личностные: творчески подходить к выполнению изделия; ценить труд.

Ресурсы и оборудование: учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология», ноутбук, проектор.

Демонстрационный материал: презентация, готовое изделие «Парашют».

Ход урока

Слайд 2

Мне часто снится, я во сне летаю,
И тяжести своей не ощущаю,
И стаи птиц свободно обгоняю,
И облака руками обнимаю.
И сердце от восторга замирает,
И солнце теплотою согревает,
И дождик нежно, чисто умывает,
И радуга на небе расцветает.
Я маме расскажу: "Ты знаешь,
Как здорово, когда во сне летаешь
Верхушки сосен острых задеваешь?"

– Конечно, милая, ты ведь подрастаешь.

– Ребята, а из вас кто-нибудь летал во сне? (Ответы детей)

– Как вы думаете, может ли человек летать так же свободно и легко, как во сне? (Ответы детей)

Слайд 3

– В древнегреческой мифологии существует Миф об Икаре. Мастер Дедал, отец Икара, сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском. Икару удалось подняться высоко в небо. Но он слишком близко подлетел к солнцу, лучи солнца растопили воск, и Икар упал в море.

– Как вы думает, почему именно крылья создал Дедал для себя и своего сына? (Ответы детей)

Слайд 4

– С древних времен человек, наблюдая за полётом птиц, мечтал, так же как они, подняться в небо и парить среди облаков, преодолевая огромные расстояния, однако понадобились тысячи лет, чтобы эта мечта стала явью.

Слайды 5-6

– Мечта человечества о полёте, возможно, впервые была реализована в Китае. Учёные считают, что уже в 3 веке до н.э. в Китае делали воздушных змеев. В основном их использовали в качестве детской игрушки. Но со временем их стали использовать и для военных целей. Запуск змея с прикрепленным к нему фонариком порой служил сигналом к началу битвы. Более того, китайцы научились запускать воздушные змеи с человеком «на борту». Такие «змеенавты» были разведчиками во время военных сражений.

– Какие летательные аппараты человек использовал в прошлом? (Ответы детей)

Слайды 7-8

– 21 ноября 1783 года из сада замка де ла Мюэт в пригороде Парижа человек впервые отправился в свободный полёт на воздушном шаре. Точнее, в корзине шара были два пассажира — директор Парижского музея науки Пилатр де Розье и армейский офицер д'Арланд. Воздушный шар, наполненный горячим воздухом, создали братья Жозеф и Этьен Монгольфье. Воздушный шар нагревался огнём от сжигаемой древесины и не был управляемым, то есть перемещался по воле ветра. Смельчаки, рискнувшие отправиться в первый полёт на нем, провели в воздухе 25 мин, пролетев почти 10 км. Приземление прошло благополучно.

Слайд 9

Первый управляемый оснащённый паровым двигателем аппарат легче воздуха поднялся в 1852 г., когда француз Анри Жиффар пролетел 24 км.

Слайд 10

Хотя изобретение воздушного шара привело к появлению управляемых дирижаблей все же полёты птиц вновь и вновь заставляли энтузиастов думать о покорении неба с помощью крыльев. Среди них был и Отто Лилиенталь. Он объяснил причины парения птиц. Создал науку о планеризме. Сам строил планеры и совершил на них более 2 тысяч полётов.

За полётами Лилиенталя следили во всём мире. Лилиенталь дал человечеству крылья, оставалось оснастить его планер мотором с пропеллером, и мир получал готовый самолёт.

Слайд 11

И уже в 1903 году велосипедные мастера из города Дейтона (США), братья Уилбур и Орвил Райт совершили полёт на изобретённом ими самолёте.

Слайд 12

В связи с изобретением самолёта нельзя не упомянуть и о Александре Фёдоровиче Можайском. Можайский получил первый русский патент (привилегию) на "воздухоплавательный снаряд" и в 1883 году на самом деле собрал моноплан, оснащённый паровыми двигателями. Однако при испытаниях самолёт, едва взлетев, рухнул на землю, повредив крылья.

Слайд 13

Первый пилотируемый вертолёт, который поднялся над землёй, был сконструирован Полем Корню. Этот полёт состоялся в 1907 году. Это была первая летающая машина, которая поднялась над землёй, используя крутящиеся лопасти вместо крыльев.

Слайд 14

Однако люди не останавливались на достигнутом. В 1903 году Константин Эдуардович Циолковский опубликовал статью, где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. В статье был предложен и первый проект ракеты дальнего действия.

Слайды 15-16

Но только через много-много лет ученый-конструктор Сергей Павлович Королев сконструировал первый космический корабль «Восток». Создав первый пилотируемый космический корабль, он осуществил первый в мире полёт человека в космос — 12 апреля 1961. И все мы с вами знаем имя человека, совершившего этот полет – Юрий Алексеевич Гагарин.

Слайд 17

Таким образом люди, не умея летать сами, изобрели машины, с помощью которых научились летать.

– На чем еще может летать человек? (Ответы детей)

Слайд 18

– Что такое парашют? Для чего он нужен? (Ответы детей)

– Парашют – это устройство, которое используют для прыжков из летательных аппаратов.

Слайд 19

Считается, что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. Но, как оказалось позже, Леонардо да Винчи не первый додумался до идеи парашюта. Древние записи свидетельствуют, что во многих странах люди пытались спускаться с башен, деревьев, скал с помощью различных приспособлений, похожих на зонтики. Часто такие прыжки были неудачными, потому что никто не знал законов сопротивления воздуха, а чутье часто подводило. Леонардо да Винчи первый указал на самые выгодные размеры парашюта, и об этом вспомнили воздухоплаватели.

– Знаете ли вы из чего состоит парашют? (Ответы детей)

Слайд 20

– Прочитайте в Учебнике на странице 112 высказывание Вани. (Парашют состоит из купола и строп. Купол парашюта замедляет падение, отверстие в куполе помогает равномерному движению. Стропы удерживают груз или человека.)

– Из каких элементов состоит парашют? (Ответы детей)

– Какую функцию выполняет купол? (Ответы детей)

– Для чего в некоторых куполах делают отверстие? (Ответы детей)

– Для чего необходимы стропы? (Ответы детей)

– Что нам предлагает Аня? Прочитайте в Учебнике. (Выполним макет парашюта, проверим, как он опускается. Если не ровно, то увеличим вес груза.)

– Рассмотрите мой парашют и определите уровень сложности работы: очень легко, легко или трудно. (Ответы детей)

Слайд 21

– Рассмотрите план выполнения работы в рисунках и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что я буду делать? (Макет парашюта и зайца, который спускается на парашюте.)
  2. Из каких элементов он состоит (Круглый купол, отверстие, стропы.)
  3. Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы? (Нитки, клей, цветная бумага, ножницы, шаблон, карандаш.)
  4. Как я буду выполнять работу? Какими способами? (Вырезать детали, размечать их по шаблону, соединять детали при помощи клея.)
  5. Какие правила работы нужно вспомнить? (Правила разметки по шаблону, правила работы ножницами, клеем.)
  6. Что сделаю сначала, что потом? Учащиеся по рисункам составляют план работы.
  7. Для чего я буду мастерить это изделие? (Для проведения эксперимента, для игр.)

Практическая работа по изготовлению парашюта проходит следующим образом: учащиеся сравнивают пункт текстового плана и соответствующий ему рисунок, обсуждают приёмы работы, которые учитель при необходимости демонстрирует классу.

– Покажите свои парашюты. Дети демонстрируют изделия

– Сложно ли было его выполнять? (Ответы детей)

– Нравится ли вам ваше изделие? (Ответы детей)

– Как вы думаете от чего зависит скорость падения парашюта? (Ответы детей)

– Давайте проведем эксперимент. Учитель (или учащиеся) отпускает одновременно два парашюта. К тому парашюту, который приземлился вторым, учитель предлагает прикрепить груз — кусочек пластилина. Затем парашюты запускают снова и наблюдают за ними. Учащиеся должны эмпирическим путём прийти к выводу, что, чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта.