Формирование сферы жизненной компетенции следует считать значимым направлением в учебно-воспитательном процессе работы с обучающимися, имеющими ментальные нарушения.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) испытывают трудности в осознании социальных явлений. Планомерное формирование осмысленного восприятия социальной действительности и умений ориентироваться в окружающем социальном мире, умения включаться на доступном уровне в жизнь общества являются главными задачами коррекционного курса «Социальная коммуникация», входящего в коррекционно-развивающую область учебного плана АООП (вариант 2) и представляющего собой систему групповых занятий с обучающимися.
Цель реализации программы по данному предмету заключается в проектировании модели коррекционной работы, максимально обеспечивающей создание специальных условий: 1) для успешного освоения обучающимися АООП, адаптации в учебной деятельности, дальнейшей позитивной социализации; 2) для формирования и развития социокоммуникативных навыков, расширения ситуации социального взаимодействия; 3) для профилактики вторичных нарушений, развития личности, мотивации и способностей обучающихся в различных видах деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Программа коррекционного курса «Социальная коммуникация» в структуре АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) обеспечивает реализацию частных коррекционно-развивающих задач:
- установление положительного эмоционального контакта с обучающимися;
- развитие навыков совместного внимания;
- развитие навыков положительной коммуникативной мотивации;
- развитие понимания речи и возможности активно пользоваться собственной речью в обучающих и игровых ситуациях;
- расширение представлений о социальной жизни и о предметном мире, созданном человеком;
- формирование умений называть, комментировать, описывать предметы, людей, действия, события;
- формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
- формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
- формирование и развитие диалоговых навыков, в том числе умения «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего»;
- освоение правил общения и социального поведения, используя вербальные и невербальные средства;
- закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях.
Программа коррекционного курса может включать в себя следующие разделы: «Формулы общения», «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Культура поведения. Школа», «Культура поведения. Дом, квартира», «Культура поведения. Улица, транспорт», «Торговля», «Учреждения, предприятия и организации», «Места досуга», «Праздники, традиции, обычаи».
В соответствии с учебным планом на изучение данной программы в старших классах выделено 68 часов, 2 часа в неделю. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов в соответствии с содержанием коррекционно-развивающей области учебного плана, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися (Приложение 1).
Программа реализуется следующими методами и приемами:
- игры (дидактические, подвижные, творческие,имитационные, хороводные, ролевые, игры перед зеркалом и др.);
- практические упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, беседа и т.д.);
- элементы арт-терапевтических методик (изотерапия, куклотерапия и др.);
- альтернативные (дополнительные) средства коммуникации: визуально-графические, объемные репрезентации (например, «визуальное расписание»); метод глобального чтения (Лебединская, Никольская, Баенская, 2010); пиктограммы; демонстрация фотографий; карточная система PECS (Фрост Л., Бонди Э, 2011);
- приемы растормаживания и закрепления появившихся речевых форм; приемы побуждения, провоцирования на эхолалию и подражание (Никольская, Баенская, Либлинг, 2007);
- эмоционально-смысловой комментарий (Либлинг, 1997);
- моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление (Федоров, 2002; Bandura, 1969, 1971; Lovaas, 1981; Maurice, 1996 и др.);
- метод «сопровождающего обучения» (Carr, 1985);
- метод социальных историй (CarolGray, 1991) и моделирование социальных (жизненных) ситуаций;
- программные комплексы интерактивных развивающих игр (компьютерная программа «Аутизм. Общение», мобильное приложение «AR Tutor» - интерактивное пособие с технологией дополненной реальности).
Результаты освоения программы коррекционно курса «Социальная коммуникация» предполагают достижение предметных и личностных результатов.
В структуре планируемых личностных результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― овладение обучающимися с ментальными нарушениями социокультурным опытом. К личностным результатам освоения данной программы относятся:
- осознавать себя как ученика;
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять стремление к общению, выражать его социально приемлемым способом;
- владеть доступными средствами коммуникации, использовать их адекватно ситуации;
- проявлять и выражать свои эмоции социально приемлемым способом;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- быть готовым адаптироваться к изменениям в учебной среде и дома;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым [1].
В структуре планируемых предметных результатов предполагается, что обучающиеся будут знать:
- значение невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, визуальный контакт, тактильный контакт, дистанция, интонация и т.п.);
- допустимое и недопустимое использование невербальных средств коммуникации;
- общепринятые правила общения с друзьями и близкими, с незнакомыми людьми;
- модели поведения в различных бытовых ситуациях;
- изученные жесты и пиктограммы;
- об ответственности за нарушение норм поведения;
- правила ведения диалога;
- правила поведения в общественных местах.
Предполагается, что обучающиеся будут уметь:
- понимать смысл коммуникации;
- вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные вербальные и невербальные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
- смотреть на взрослого/сверстника в ситуации общения;
- различать невербальные средства общения и определять их значение (мимику, жесты, интонацию и т.п.);
- вступать в контакт со знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками приемлемым способом;
уметь обратиться за помощью к незнакомому взрослому; - соблюдать правила поведения в общественных местах;
- передавать свои впечатления, соображения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- использовать модели поведения в бытовых ситуациях с участием других людей [1].
В рамках коррекционного курса «Социальная коммуникация» проходят комбинированные уроки, в ходе которых обучающиеся овладевают ключевыми компетенциями, имеющими отношение к базовым учебным действиям, как-то: умение работать по предложенному плану, использовать средства альтернативной коммуникации; с помощью учителя находить и исправлять свои ошибки; оценивать собственные чувства, поведение, способности; использовать полученные знания в повседневной жизни; умение работать в паре и микрогруппе; умение следовать правилам поведения.
Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, и определения целей обучения используется опросник, разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Вrасkеn, Fair, Fiore, 2002).
Опросник представляет собой перечисление коммуникативных умений и навыков, которые должны быть сформированы у обучающегося. Для оценки используется балльная система. В столбце «баллы» напротив каждого утверждения ставят цифры: «0», «1», «2» в зависимости от сформированности навыка.
- «0» - навык не сформирован. Обучающийся никогда не использует данный коммуникативный навык.
- «1» - навык сформирован частично. Обучающийся иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только в домашних условиях, только с некоторыми педагогами и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.
- «2» - навык сформирован полностью. Обучающийся всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях - в разных местах, с разными людьми.
Когда все баллы проставлены, просчитывается сумма по каждой области и общая сумма баллов. В столбце «комментарии», отмечаются все особенности: например, обучающийся использует навык только при взаимодействии с родителем, отдельным педагогом, или с подсказкой, или только используя жесты [2].
Исходя из концепции специального федерального государственного образовательного стандарта, первоочередными задачами образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются формирование компонента «жизненной компетенции»: накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность. Реализация данных задач - важный составляющий компонент в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ментальными нарушениями, как в условиях образовательной организации, так и в семье.
Список литературы
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2016/08/Primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-obuchayushhihsya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
- Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП. – 84 с.