Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Место темы в системе учебных занятий: Данная тема позволяет упорядочить информацию о политической жизни на основе системного подхода.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания о политике, полученные не только на предыдущем уроке, но и в курсе обществоведения основной школы, а также на уроках истории;
- углубить понимание процессов, происходящих в политической жизни;
- способствовать ориентации учащихся на демократические ценности.
Планируемые результаты
предметные:
- усвоение понятий «политическая система», «государство», «политический режим»;
- сформировать знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- сформировать навыки оценивания политической информации;
- владеть умением применять полученные знания, прогнозировать последствия принимаемых решений.
метапредметные
- уметь определять назначение и функции различных социальных институтов;
- формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных, политических реалий;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.
личностные
- формирование российской гражданской идентичности;
- складывание системности научных знаний.
Оборудование: учебник «Обществознание» для учащихся 10 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова, базовый уровень; компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации схем; рабочие листы с заданиями.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Политика и власть».
Два человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным заданиям:
- В чьих интересах осуществлялась аграрная политика Столыпина? Кто был заинтересован в устранении с политической сцены П.А.Столыпина? Свой ответ аргументируйте.
- Прочтите строки из песни, написанной в первой четверти XX века:
Наш паровоз, вперед лет!
В Коммуне остановка.
Иного нет у нас пути –
В руках у нас винтовка.
Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?
Пока ребята готовятся к монологическому ответу, идёт работа с классом:
- Раздаются индивидуальные рабочие листы для работы по теме «Политика и власть»;
- Осуществляется фронтальная работа с классом по вопросам 1,4, 5 на странице 228 учебника по обществознанию.
После коллективной работы заслушивается подготовленный устный развёрнутый ответ учащихся и комментарии одноклассников.
II. Изучение новой темы
План:
1. Политическая система.
2. Государство в политической системе.
3. Политический режим.
1. Политическая система
А) Понятие
Политическая система – это совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними; это совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции.
Б) Структура политической системы
Учитель: Политическая система, как и любая сфера общества, это нечто целостное, состоящее из отдельных элементов. Исходя из этого можно выделить четыре компонента или элемента политической системы.
Работа класса в тетради с таблицей «Компоненты политической системы»
Название политического компонента |
Сущность политического компонента |
1. Институциональный |
Включает в себя государство, партии, общественно-политические движения, средства массовой информации и различные политические институты |
2. Нормативный |
Включает правовые нормы, политические традиции, нормы морали, которые воплощены в конституции, законах, в программах партий и регулируют политическую жизнь |
3.Коммуникативный |
Выражается в совокупности связей и взаимодействий между участниками политического процесса |
4. Культурно-идеологический |
Охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включает в себя политические ценности и идеалы |
В) Функции политической системы
- Руководящая – разработка, принятие и внедрение в общество различных законов, норм поведения, регулирование конфликтов, введение налогов.
- Программная – определяет цели и задачи общественного развития, разрабатывает политический курс.
- Мобилизационная – привлечение материальных, финансовых, людских ресурсов для достижения поставленных целей.
- Интеграции – обеспечение связей, координация между всеми элементами политической системы для достижения какой-либо цели, согласование интересов субъектов политического процесса.
2. Государство
1. Понятие
Государство - это основной институт политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность.
Государство - это политическая форма организации и управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
2. Признаки государства:
А) Наличие публичной власти
Учитель: это новые для вас знания и на них следует обратить особое внимание
Особенности публичной власти:
- государство обеспечивает защиту публичных, общих интересов граждан, а не частных;
- публичная власть отделена от общества, при осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
- публичная власть обладает аппаратом управления, органами законодательной и исполнительной власти;
- публичная власть обладает аппаратом подавления, армией, полицией, судами, прокуратурой, исправительными учреждениями;
Схематично публичную власть можно изобразить следующим образом:
Учитель: Используя знания за курс 9 класса назовите другие признаки государства.
3. Функции государства
Учитель: Заполните таблицу используя материал учебника на станице 232.
Внутренние функции государства |
Внешние функции государства |
|
|
4. Формы государства
Учитель: Используя знания за курс 9 класса давайте повторим формы государства используя предложенную схему.
Учитель: Дайте определение формам государства, представленным в этой схеме.
Для закрепления этого материала предлагаю вам выполнить задания.
Определите форму правления в следующих примерах:
А) Президент, являющийся главой государства и правительства, наделен очень большими полномочиями. Таких республик в мире более 100.
Б) Государство N имеет такую форму правления, в которой император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная у Кабинета министров.
В) В результате выборов в парламент в государстве М. возник политический кризис, причиной которого стали разногласия по кандидатуре президента, возникшие между двумя партиями, победившими на выборах с минимальным разрывом.
Определите форму государственно-территориального устройства:
А) Государство Z поделено на области по территориальному принципу. В государстве действует единая конституция, система права и органов государственной власти. Главы областей назначаются правительством государства.
Б) Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Парламент имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе принимать собственные конституции.
3. Политический режим
Учитель: Типы политической системы оправляются политическим режимом.
- Используя знания за курс 9 класса, дайте определение понятию «политический режим».
- Какие существуют политические режимы?
- Назовите признаки демократического, тоталитарного, авторитарного политического режима.
Учитель: Для закрепления данного материала предлагаю выполнить следующие задания:
А) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
Демократия, тоталитарное общество,nполитический режим, авторитарное государство, диктатура.
Б) В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z?
Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.
III. Домашнее задание
1. Прочитать параграф 21.
2. Ознакомиться с документом на странице 239 и выполнить задания по этому документу.
3. Выполнить задания 4 на странице 241.
Задание 2,3 сделать письменно по выбору.
4. Выделенные курсивом термины выучить.