Политическая система

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Место темы в системе учебных занятий: Данная тема позволяет упорядочить информацию о политической жизни на основе системного подхода.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания о политике, полученные не только на предыдущем уроке, но и в курсе обществоведения основной школы, а также на уроках истории;
  • углубить понимание процессов, происходящих в политической жизни;
  • способствовать ориентации учащихся на демократические ценности.

Планируемые результаты

предметные:

  • усвоение понятий «политическая система», «государство», «политический режим»;
  • сформировать знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • сформировать навыки оценивания политической информации;
  • владеть умением применять полученные знания, прогнозировать последствия принимаемых решений.

метапредметные

  • уметь определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных, политических реалий;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.

личностные

  • формирование российской гражданской идентичности;
  • складывание системности научных знаний.

Оборудование: учебник «Обществознание» для учащихся 10 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова, базовый уровень; компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации схем; рабочие листы с заданиями.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Политика и власть».

Два человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным заданиям:

  1. В чьих интересах осуществлялась аграрная политика Столыпина? Кто был заинтересован в устранении с политической сцены П.А.Столыпина? Свой ответ аргументируйте.
  2. Прочтите строки из песни, написанной в первой четверти XX века:

Наш паровоз, вперед лет!
В Коммуне остановка.
Иного нет у нас пути –
В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

Пока ребята готовятся к монологическому ответу, идёт работа с классом:

  • Раздаются индивидуальные рабочие листы для работы по теме «Политика и власть»;
  • Осуществляется фронтальная работа с классом по вопросам 1,4, 5 на странице 228 учебника по обществознанию.

После коллективной работы заслушивается подготовленный устный развёрнутый ответ учащихся и комментарии одноклассников.

II. Изучение новой темы

План:

1. Политическая система.

2. Государство в политической системе.

3. Политический режим.

1. Политическая система

А) Понятие

Политическая система – это совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними; это совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции.

Б) Структура политической системы

Учитель: Политическая система, как и любая сфера общества, это нечто целостное, состоящее из отдельных элементов. Исходя из этого можно выделить четыре компонента или элемента политической системы.

Работа класса в тетради с таблицей «Компоненты политической системы»

Название политического компонента

Сущность политического компонента

1. Институциональный

Включает в себя государство, партии, общественно-политические движения, средства массовой информации и различные политические институты

2. Нормативный

Включает правовые нормы, политические традиции, нормы морали, которые воплощены в конституции, законах, в программах партий и регулируют политическую жизнь

3.Коммуникативный

Выражается в совокупности связей и взаимодействий между участниками политического процесса

4. Культурно-идеологический

Охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включает в себя политические ценности и идеалы

В) Функции политической системы

  • Руководящая – разработка, принятие и внедрение в общество различных законов, норм поведения, регулирование конфликтов, введение налогов.
  • Программная – определяет цели и задачи общественного развития, разрабатывает политический курс.
  • Мобилизационная – привлечение материальных, финансовых, людских ресурсов для достижения поставленных целей.
  • Интеграции – обеспечение связей, координация между всеми элементами политической системы для достижения какой-либо цели, согласование интересов субъектов политического процесса.

2. Государство

1. Понятие

Государство - это основной институт политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность.

Государство - это политическая форма организации и управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

2. Признаки государства:

А) Наличие публичной власти

Учитель: это новые для вас знания и на них следует обратить особое внимание

Особенности публичной власти:

  • государство обеспечивает защиту публичных, общих интересов граждан, а не частных;
  • публичная власть отделена от общества, при осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
  • публичная власть обладает аппаратом управления, органами законодательной и исполнительной власти;
  • публичная власть обладает аппаратом подавления, армией, полицией, судами, прокуратурой, исправительными учреждениями;

Схематично публичную власть можно изобразить следующим образом:

Учитель: Используя знания за курс 9 класса назовите другие признаки государства.

3. Функции государства

Учитель: Заполните таблицу используя материал учебника на станице 232.

Внутренние функции государства

Внешние функции государства

 

 

4. Формы государства

Учитель: Используя знания за курс 9 класса давайте повторим формы государства используя предложенную схему.

Учитель: Дайте определение формам государства, представленным в этой схеме.

Для закрепления этого материала предлагаю вам выполнить задания.

Определите форму правления в следующих примерах:

А) Президент, являющийся главой государства и правительства, наделен очень большими полномочиями. Таких республик в мире более 100.

Б) Государство N имеет такую форму правления, в которой император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная у Кабинета министров.

В) В результате выборов в парламент в государстве М. возник политический кризис, причиной которого стали разногласия по кандидатуре президента, возникшие между двумя партиями, победившими на выборах с минимальным разрывом.

Определите форму государственно-территориального устройства:

А) Государство Z поделено на области по территориальному принципу. В государстве действует единая конституция, система права и органов государственной власти. Главы областей назначаются правительством государства.

Б) Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Парламент имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе принимать собственные конституции.

3. Политический режим

Учитель: Типы политической системы оправляются политическим режимом.

  1. Используя знания за курс 9 класса, дайте определение понятию «политический режим».
  2. Какие существуют политические режимы?
  3. Назовите признаки демократического, тоталитарного, авторитарного политического режима.

Учитель: Для закрепления данного материала предлагаю выполнить следующие задания:

А) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

Демократия, тоталитарное общество,nполитический режим, авторитарное государство, диктатура.

Б) В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z?

Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

III. Домашнее задание

1. Прочитать параграф 21.

2. Ознакомиться с документом на странице 239 и выполнить задания по этому документу.

3. Выполнить задания 4 на странице 241.

Задание 2,3 сделать письменно по выбору.

4. Выделенные курсивом термины выучить.