Коррекция дисграфии на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии, Логопедия

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: русский язык, дисграфия


Официальная статистика показывает, что в начальной школе почти 40% детей имеют стойкие трудности обучения. В каждом классе 10–12 детей испытывают трудности при письме, чтении, счёте, им сложно сконцентрироваться и оставаться внимательными на протяжении всего урока. К сожалению, это является серьёзным препятствием в овладении учеником школьной программой.

Одно из самых распространённых явлений у школьников является нарушение письма, или дисграфия. Она проявляется в  повторяющихся и не исчезающих ошибках при письме: описки, пропуски букв и даже слогов, замена букв или их зеркальное написание, отсутствие заглавной буквы и знаков препинания. Часто мы наблюдаем, что ученик не может правильно построить фразу или подобрать подходящее слово. Таким детям сложно удерживать письмо в рабочей строке, соблюдать  поля и правила переноса, буквы неустойчивой формы и размера, почерк мелкий или чрезмерно крупный. 

В норме письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Это многоуровневый процесс, включающий в себя большое количество операций. В нём  принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь.

Следует отметить, что процесс овладения письмом напрямую зависит от уровня владения устной речью. Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы слово правильно написать, надо определить его звуковую структуру. При недоразвитии фонематического слуха возникают трудности «узнавания» звука в потоке речи. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Именно поэтому на  начальных этапах овладения письмом роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характеристики звука, отличить его от исходных звуков, определить его место  в слове. При нарушениях звукопроизношения ошибки отражаются на письме.

Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть дифференцирована от всех других, особенно от сходных графически.

Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Существенной стороной выработки  почерка  является переход контроля от ведущего зрительного восприятия к мышечному чувству.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом. Специалисты выделяют пять видов дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия наблюдается у детей с нарушенным звукопроизношения, которое отражается на письме по принципу «пишу как говорю». В этом случае первоочередным является постановка звуков.
  • Акустическая дисграфия характеризуется трудностями в распознавании фонем родного языка по одному или нескольким признакам (место образования, звонкость-глухость, твердость-мягкость) и приводит к соответствующим заменам букв.
  • Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется искажениями звуко-слоговой структуры слова и в ошибочном определении границ слов и предложений.
  • Аграмматическая дисграфия проявляется в нарушении логических и языковых связей между словами и предложениями, в искажении морфологической структуры слова и согласования.
  • Оптическая дисграфия отражается на письме в искажениях графического образа букв.

В своей работе мы часто наблюдаем смешение вышеперечисленных видов. Как правило, они сочетаются между собой, и тогда можно говорить о смешанной форме дисграфии. Проводя анализ работ учащихся, мы выделили наиболее встречающиеся ошибки:

  • замена букв по акустическому сходству (з – с, м – н, д – т, в – ф, и т.д.);
  • замена букв по оптическому сходству (ш – и, т – п, б – д и пр.);
  • неправильное обозначение мягкости согласных на письме («клакса» - «клякса»);
  • зеркальное письмо;
  • недописывание или приписывание лишних элементов;
  • слитное написание слов, раздельное написание частей слова («под сказал»);
  • отсутствие границ предложений (отсутствие знаков препинания, начало предложения с маленькой буквы);
  • пропуски и перестановки букв, слов, слогов («кулка» - «кукла», «мевдедь» - «медведь», «дска» - «доска» и т.п.);
  • изменение падежных окончаний, нарушение согласования слов в предложениях («много носа», «пять ухов»);
  • множественные орфографические ошибки: правописание безударной гласной, ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, заглавная буква в именах собственных и пр.

Это лишь часть ошибок, которые можно встретить в тетрадях учащихся. Мы считаем, что с данной проблемой возможно справиться, если систематически упражняться. Правильно выстроенная система занятий в школе и дома, поможет выправить ситуацию. Приведем примеры того, какие специальные упражнения учитель может использовать на уроках русского языка для устранения специфических ошибок при письме.

Коррекция эмоциональной сферы

Ребенок-дисграфик постоянно находится в ситуации стресса из-за неудач в учебе. Эти дети испытывают трудности с концентрацией и распределением внимания, они очень утомляемы, имеют сниженную мотивацию и неустойчивый эмоциональный фон. Перечислим некоторые хитрости, которые может использовать учитель на уроках:

  • Проверять работу такого ученика ручкой другого цвета (метод «Зеленых чернил»).
  • Можно разрешить в некоторых случаях начать выполнять работу простым карандашом, чтобы после проверки учителя у ребенка была возможность исправить ошибку.
  • Возможность использовать на уроках различных «шпаргалок», опорных схем.
  • Исключить соревновательные моменты и работу на время.
  • Дозирование заданий.

Развитие фонематического слуха

  • «Хлопни в ладоши, если услышишь звук […]».
  • «Измени звук[…]на звук […] в слове и получится другое  слово».
  • «Топни, если звук глухой; хлопни, если звук звонкий».
  • «Повтори шипящий звук и потянись наверх, встань на цыпочки; повтори свистящий звук и сядь на корточки».

Развитие зрительной орфографической зоркости

  • Вставь пропущенные буквы.
  • Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.
  • Проверь каждую букву и зачеркни.

Развитие языкового анализа и синтеза.

  • Ребусы.
  • Раздели слипшиеся слова.
  • Найди границы предложений, поставь точку и заглавную букву.
  • Поменяй слоги местами, отгадай слово.
  • Соедини слоги в слова и запиши получившийся текст.

Развитие грамматического строя

  • Назови ласково.
  • Сделай большим (суффиксы -ищ-).
  • Сделай маленьким (суффиксы -чик-, -ок-, -ёк-, -ушк-, -юшк- и пр.).
  • Назови детенышей животных.
  • Назови профессию.
  • Подружи слова (согласование).
  • Посчитаем до пяти (изменение существительных по числам).

Запоминание графического образа букв

  • Найди и обведи все правильные буквы.
  • Найди и подчеркни в тексте все буквы «…».
  • Расшифруй слова, где знак … - это буква…, а знак… - это буква … .
  • Напиши букву в воздухе карандашом.
  • Сложи букву из счетных палочек, мозаики.
  • Угадай букву наощупь (пластиковую, из бархатной бумаги, связанную из ниток и пр.).
  • Угадай букву, «написанную» пальцем на ладони или спине.

Развитие темпоритмической стороны речи

Часто у детей с нарушениями письма не выработан навык постановки ударения в слове, нет чувства ритмической модели. Для этого используем упражнение на  отработку ритмической модели слова. Прохлопываем слово в ладоши, выделяя ударный слог более громким хлопком; отстукиваем ритм слова карандашом; становимся в круг, хором проговариваем слово, водящий – ударный слог – в момент звучания ударного слога делает шаг вперед.

Список литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Изд-во «Ось-89», 2005, - 229 с.

2. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя»/ Харьков: Фолио, 1997, - 96 с.

3. Баль Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников/ Мн., 2001, - 173 с.

4. Богомолова А.И. Нарушение произношение детей. – М., - 1979, - 119 с.

5. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М. – 1995, - 216 с.

6. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии, М., Генезис, 2007, - 216 с.

7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, – 2001, - 236 с.

8. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи.: Кн. для логопеда. – М., Просвещение, - 1987, - 96 с.

9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.Пб, - 1999, - 253 с.

10. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, - 1997, - 264 с.

11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, - 1961, - 248 с.

12. Логопедия: учебник для студентов дефектологических фак. пед. высш. учебн. заведений/ Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.

13. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.