Актуализация знаний — один из таких этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников. На данном этапе можно решить еще ряд задач: повышение учебной мотивации, создание комфортной обстановки в начале урока, на старте урока настроить учеников на продуктивную работу, включая их в активную мыслительную деятельность.
Для достижения поставленных задач учителю необходимо ориентироваться на некоторые условия:
- выбранные учебные задания должны обеспечить те способы работы, которые потребуются детям при восприятии нового материала;
- подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось;
- актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут — этого времени вполне достаточно для достижения дидактических задач этого этапа урока.
На этом этапе урока дети четко понять, зачем им заниматься изучением новой темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь. Ученики, направляемые учителем, выясняют, подготовлены ли они к восприятию нового материала, достаточно ли владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения новой информации, а также, что им необходимо сделать, чтобы успешно все выполнить.
Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие.
- Моделирование учебно-проблемной ситуации, которая подводит детей к вопросам, предстоящим к изучению.
- Формулирование основной учебной задачи, которую предстоит решить на уроке.
- Планирование учебной деятельности на урок, самоанализ и самоконтроль.
На этапе актуализации знаний можно применить много видов заданий. Я их перечислю и каждому дам краткую характеристику.
Способ 1. Корзина идей
Этот способ применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу. Подробнее о названном приеме . Сбор информации происходит по плану.
- Учитель задает детям прямой вопрос по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения).
- Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения в краткой форме.
- Попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи.
- Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске.
Этот прием можно обозначить так же, как корзина понятий, фактов, терминов и пр.
Способ 2. Да – нет
Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.
Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают.
Способ 3. Блиц
Учитель готовит для детей карточки с понятиями, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.
Способ 4. Определи логическую связь
Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи.
Способ 5. Мы шагаем
Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.
Способ 6. Видеозарисовка
Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.
Можно подобрать видео так, оно воздействовало на эмоции детей, вовлекала их в новую тему.
Способ 7. Черный ящик
По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» педагог просит детей предположить, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме занятия.
Подготовить само задание можно предложить более «продвинутым» учащимся.
Способ 8. Волшебная коробка
В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.
Способ 9. Портрет известного человека
Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нем, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.
Способ 10. Визуальный ряд
На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.
Способ 11. Ассоциации Учащимся предлагается математическое понятие, они должны подобрать к нему несколько терминов по смыслу.
Способ №12. Экскурс в будущее
Педагог записывает на доске неизвестный для учеников термин и предлагает детям пофантазировать по этому поводу: что он обозначает, какие задания можно выполнять и т.д.
Способ №13. Смена социальной роли
Учитель предлагает учащимся представить себя самих в недалеком будущем, когда они уже станут родителями детей их возраста. Дает задание: объяснить своим воображаемым детям тему, обсуждаемую на уроке и донести до них необходимость и важность ее изучения.
Способ №14. Задание на опережение
Педагог заблаговременно сообщает детям (всем или индивидуально) тему, которая будет рассматриваться на занятии и дает задание приготовить небольшое сообщение, объясняющее, почему она актуальна.
Способ №15. Неоконченный рассказ
Учитель начинает рассказывать детям какой-то интересный научный факт, сюжет и прерывает свое повествование в определенный момент. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение, сделав записи в тетрадях, а потом прочитать вслух, что получилось. Затем все вместе дети обсуждают услышанное.
Способ №16. Продолжение фраз
Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения.
- Сегодня мы поговорим о…
- Я чувствую, что…
- По теме нашего урока я знаю, что…
- Мне бывает нелегко…
- Я всегда думал, что…
- Я где-то читал…
Способ №17. Метапредметная задача
Учащимся даются условия задачи, над которой надо поразмышлять.
Человек уезжает на длительное время в какое-либо далекое место. Он не знал, как ему сохранить свои ценные вещи, и решил закопать их в лесу. Помогите ему придумать, каким образом он максимально точно запомнит то место, где он зарыл свой клад.
Для организации работы педагог может сочинить любую другую задачу.
Способ №18. Задания – загадки
С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.
Способ №19. Прямой вопрос
Учитель объявляет тему урока и предлагает детям назвать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала.
Способ №20. Общее – разное
Рассматриваются несколько предметов (с точки зрения их объединяющих и различающих характеристик), которые имеют отношение к вопросам, рассматриваемым на уроке.
Способ №21. Мозговая атака или викторина
Дети по очереди отвечают на вопросы, связанные с темой урока.
Способ № 22. «Лишнее слово»
Для учеников предлагается несколько математических терминов, нужно сказать какой термин отличается от других и объяснить почему.
Способ 23. «Соответствие»
Предлагается последовательность математических слов. Нужно из нее составить пары, соответствующих по смыслу.
Способ 24. «Словосочетание»
Предлагаются термин, нужно такой подобрать термин, чтобы получилось словосочетание.
Способ 25. «Поиск»
Учителем даны слова, ученикам нужно найти слово, характеристиками которого являются слова учителя.
Способ 26. «Классификация»
Учителем даны математические термины, ученикам нужно по определенному признаку разбить эти слова на группы.
Способ 27. «Конструктор»
Дан набор букв, из них нужно составить слово.
Способ 28. «Строитель». Учителем дан набор слов. Из них нужно составить предложение, логически правильно построенное.
Способ 29. «Найди ошибку»
Учителем предлагается предложение (определение, теорема или свойство. Ученикам нужно найти ошибку: неправильное слово или пропущенное слово.
Способ 30. «Ненужные слова»
Учителем предлагается предложение (определение, теорема или свойство). Ученикам нужно найти ошибку: лишнее слово.
Способ 31. «Аукцион»
Учителем дается математическое понятие. Ученикам нужно по очереди назвать слова, которые к нему относятся. Если дан чертеж, то назвать термины, описывающие его.
Способ 33. «Алфавит»
Ученики выбирают любую букву русского алфавита и предлагается назвать математические термины, которые начинаются с данной буквы.
Способ 34. «Потерянные буквы»
Для учеников известны первая и последняя буквы математического термина. Нужно вспомнить остальные буквы. (возможны другие варианты: вторая и последняя и т.д. То есть условие задания можно усложнять.)
Способ 35. Игра «Поле чудес»
Предлагается термин из какого-либо раздела математики. Ученикам нужно, соблюдая правила известной игры, термин отгадать.
Каждый из предложенных приемов можно модифицировать, наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. Способы организации работы учеников тоже может быть разной: это может быть работа индивидуальная, в парах, в группе, по вариантам, по рядам. Она может быть как письменной, так и устной. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала, в начале урока включает учеников в активную мыслительную деятельность и дает положительный результат.