Цель: осознание обучающимися роли детей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».
Задачи: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о жизни их сверстников во время войны; познакомить со стихотворением А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»; совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному; создавать условия для развития чувства патриотизма.
Планируемые результаты изучения темы (на языке наблюдаемых действий обучающихся):
Предметные умения: овладевают навыками анализа поэтического произведения (определяют тему, идею, значение заголовка; находят средства художественной выразительности, определяют их роль в стихотворении).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: формируют мотивы изучения истории ВОВ; соотносят действия героев с личностными качествами; осознают себя как индивидуальность и одновременно как членов общества; определяют значение деятельности для общества.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; прогнозируют и регулируют свою деятельность.
Познавательные: осваивают новые виды деятельности; участвуют в творческом, созидательном процессе; осознает познавательную задачу; читают и слушают; извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: портрет А.Т.Твардовского, аудиозапись актерского чтения стихотворного текста, презентации, учебник, музыкальные записи, выставка книг о детях - героях ВОВ.
Формы и методы работы: традиционный урок с элементами игры и парно-групповой работы, включающей чтение и анализ поэтического текста, беседу по его содержанию.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Учитель демонстрирует обучающимся колосок пшеницы и организует беседу:
- Ребята, как выдумаете, что у меня в руках? (Колосок).
- Из чего он состоит? (Из стебля и зернышек).
- А что дает каждое из этих зернышек, упав в почву? (Новый колосок. Так продолжается жизнь).
- Как вы думаете, какой должна быть почва, чтобы из одного зернышка такого колоска родились другие колоски? (Богатой, щедрой, плодородной).
Действительно, зернышко – это маленькая частица, которая дает жизнь новому колосу. Но на свете существуют не только пшеничные зернышки, но и зернышки знаний, зернышки характера, зернышки чувства. И от того, на какую почву эти зернышки упадут, будет зависеть, каким вырастет человек, какими качествами он будет обладать.
2. Подготовка к восприятию нового материала
Мотивация учебной деятельности (слайд №2 со стихотворением).
Мужество – это не мода.
Скорая, быстротечная.
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
- Как вы понимаете значение слова мужество? (Обучающиеся предлагают свои ответы).
- Обратимся за помощью к толковому словарю (задание можно дать паре обучающихся, которые познакомят класс с толкованием слова мужество, после выводим слайд №3 с толкованием слова на доску).
- Какого человека можно назвать мужественным? (Обучающиеся дают свои ответы).
3. Актуализация опорных знаний
На уроках литературы мы не раз встречались с героями, которые совершали мужественные поступки. Я предлагаю вам вспомнить их, разгадав кроссворд (слайд №4 -5)
- Вспомните имя воеводы, обхитрившего печенежского князя (Претич)
- Юноша, прокравшийся через печенежский стан на другую сторону Днепра (Отрок)
- С кем сражался Иван-крестьянский сын и отрубил ему пышущие пламенем головы? (Чудо-юдо)
- За этим героем басни И.А.Крылова скрывается личность великого полководца М.И. Кутузова (Ловчий)
- Село, у которого состоялось крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года (Бородино)
- Герои былин, стоявшие на страже Руси? (Богатыри)
4. Физминутка
Спорт солдату очень нужен, он со спортом крепко дружит!
На зарядку выходите свою ловкость покажите (ходьба на месте).
Делай раз и делай два, спорту скажем мы: «Ура!»
(рывки согнутыми руками в стороны).
Вправо, влево повернитесь, быть красивыми стремитесь!
(повороты направо и налево, руки на поясе).
Вправо, влево и вперед, разудалый мы народ!
(повторить повороты и выполнить наклон вперед).
Раз присели, два присели (приседания),
Наклониться захотели (наклоны вперед).
Мы до пяток дотянулись, распрямились, улыбнулись.
А теперь прыжки на месте, ноги врозь и ноги вместе.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт - привет!
Обращаем внимание на центральное слово в кроссворде – ПОДВИГ.
- Что такое подвиг? (Обучающиеся дают свои ответы и сверяют их со статьей толкового словаря: слайд № 6)
- Во имя чего совершали подвиги герои русской литературы, которых мы сегодня вспоминали? (Во имя Родины, Отечества, Отчизны; во имя родных людей).
- Как называют человека, любящего свою Родину и готового её защищать, служить ей? (Патриот).
Действительно, в истории нашей страны мы находим много примеров, когда ее граждане, истинные патриоты, проявляя великое мужество, вставали на защиту Родины, Отечества, Отчизны. Совершая подвиги, они отстаивали свободу и независимость родной земли.
Обучающиеся смотрят видеоролик «Священная война» и отвечают на вопрос: какое событие истории нашей Родины он отражает (Подъем народной силы против немецко-фашистских захватчиков в годы ВОВ).
5. Формулирование темы и цели урока
75 лет назад отгремели последние залпы ВОВ. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, пала. Русской земле и русскому народу выпало тяжкое испытание: с оружием в руках защищать Родину. Много героев было у нашей Отчизны в годы ВОВ, и среди них – дети.
(Слайд № 7 с четверостишием А.Болутенко):
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
- Как выдумаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Какова его тема? (Дети и война, слайд № 8).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?
Предлагаю поработать в группах и выстроить ассоциативные ряды (слайд № 9). Работу можно провести с использованием смарт-доски: распределить слова по группам.
ДЕТИ: радость, счастье, игрушки, игры, беззаботность, мама, папа и т.д.
ВОЙНА: смерть, горе, разлука, жестокость, оружие, потеря близких и т.д.
Зачитываем варианты.
Известно, что война затронула каждого. Не обошла она ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других - родителей, у многих - детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.
Обучающиеся смотрят видеоролик и слушают песню в исполнении Т.Гвердцители «Дети войны». (Перед просмотром следует обратить внимание обучающихся на вопросы к ролику и песне, слайд № 10):
- Какие чувства вызывает этот ролик?
- Какова основная мысль ролика и песни?
(Приходим к выводу, что дети и война несовместимы, а слова можно считать противоположными по значению, слайд № 11).
6. Работа над темой урока
Однако в трудные, жестокие годы военных испытаний не только взрослые, но и дети проявляли героизм в борьбе с врагом. О таких мальчишках и девчонках мы узнаем из рассказов и стихотворений поэтов и писателей, которые были участниками и свидетелями трагических событий 1941-1945 годов.
Поэт А.Т.Твардовский во время ВОВ был военным корреспондентом, писал стихотворения о войне, создал поэму «Василий Теркин». После войны А.Т. руководил журналом «Новый мир» (Фотографии А.Т.Твардовского на слайде № 12).
Сегодня мы обращаемся к стихотворению А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» (1942). (Расширяем тему урока, слайд № 13).
Слушаем аудиозапись стихотворения. (Перед прослушиванием стихотворения обратить внимание на вопросы к нему (выведены на слайде № 14):
- О чем это стихотворение?
- Кто его герой?
- Какой поступок он совершает?
Отвечаем на вопросы к стихотворению (расширяем тему урока).
- Отступление или наступление советских войск изображено в стихотворении? Докажите цитатами из текста. (В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед ...»)
- Опишите мальчика (возраст, портрет). («Лет десяти-двенадцати…»; «И только рубашонка пузырем…». Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый).
- Какой эпитет подбирает рассказчик, чтобы охарактеризовать мальчика? («… Бедовый, /Из тех, что главарями у детей…»). Что означает прилагательное «бедовый»? (Ничего не боящийся, смелый, дерзкий, шустрый, боевой).
- Почему именно такой мальчик мог стать участником описываемых событий? (Мальчик, обладающий вышеперечисленными качествами, не мог остаться в стороне. Он деятельный, активный, он хочет помочь солдатам и бесстрашно ведет их за собой).
- Какой поступок совершает мальчик? (Мальчик помог солдатам в бою. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить. Зачитываем строки из стихотворения).
- Как можно назвать такой поступок? (Мальчик совершил подвиг. Его поступок героический).
- Почему командир не прогнал мальчика, а принял помощь ребенка? (Бой был трудный, жестокий. Враг бил со всех сторон. Медлить было нельзя. )
- Как отблагодарил мальчишку танкист? («И руку, как товарищу, пожал...») Танкист пожимает ему руку с уважением и благодарностью.)
- Чего не может простить себе рассказчик?
(«И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но, как зовут, забыл его спросить…»)
- Почему у героя нет имени? (Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского - неизвестный, безымянный герой. Ведь таких мальчишек и девчонок, которые, не задумываясь, помогали солдатам Советской армии приближать победу не только на фронте, но и в тылу, было много).
Словарная работа с карточками в парах. Проверка по эталону (слайды 15, 16).
Что означают слова и выражения:
- Всё нынче как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне;
- Бедовый, / Из тех, кто главарями у детей - шустрый, смелый мальчишка. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях;
- …гвоздит - не выглянуть из башен… - немецкая пушка беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни пушки;
- …за каким домишкой он примостился… - неизвестно, где скрывается враг;
- …катим вчетвером - командир, радист-пулемётчик, механик-водитель и…мальчик;
- Заходим в тыл и полный газ даём /И эту пушку, заодно с расчётом, /Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём? - уничтожили врага. Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полном ходу раздавили её;
- Расчёт - группа солдат, обслуживающих пушку;
7. Повторное чтение стихотворения обучающимися
Какие качества характера мальчика помогли ему совершить героический поступок? (Смелость, отвага, любовь к Родине, желание помочь, мужество).
8. История трагедии и подвига Сережи Алешкова
А ведь сколько ещё таких же Серёжек, Алёшек и Ванюшек прошло через страшное горнило войны, через её кровавые жернова!
Во время Великой Отечественной в рядах Красной армии служило более 3500 юных фронтовиков, чей возраст был меньше 16 лет. Они в меру своих малых сил приближали Великую Победу.
И одним из таких замечательных мальчиков был Сережа Алешков, выпускник Тульского суворовского военного училища.
Историю Сережи Алешкова рассказывает подготовленный ученик.
Смотрим фрагмент документального фильма, снятого курсантами училища.
Серёжа Алешков родился и жил в лесной деревне Грынь Калужской области. Когда в его края пришла война, то деревня стала базой партизанского отряда. Осенью 1942 года нацистские каратели устроили облаву, и за связь с партизанами казнили маму и старшего брата Серёжи. Мальчишка-сирота убежал в лес и скитался там очень долго. Голодного, измученного и замёрзшего ребёнка нашли в калужских лесах разведчики 142-го гвардейского стрелкового полка, которым командовал майор Михаил Воробьёв. Бойцы перенесли измождённого мальчика на руках через линию фронта. Вот так Серёжа Алёшкин и стал сыном полка.
Солдаты-гвардейцы сшили для своего приёмного сына военную форму и даже раздобыли где-то сапоги очень маленького размера.
Чем мог заниматься на войне шестилетний мальчишка? Ему поручили вполне посильную службу – он носил бойцам почту и доставлял патроны.
А в перерывах между боями развлекал своих боевых товарищей песнями и стихами.
У мальчика оказался совершенно замечательный характер – весёлый, спокойный и покладистый. Серёжка никогда не ныл и не жаловался по пустякам. Глядя на вечно улыбающегося сына полка, воины отогревали свои сердца и оттаивали душой. Они вспоминали свои семьи, своих детей и мечтали о мирной жизни. Серёжка один укреплял боевой дух бойцов так, как, наверное, не смог бы ни один замполит, и ни одна агитбригада.
Солдатский хлеб малыш ел не даром. Однажды он помог взять в плен двух гитлеровских солдат. Глазастый рядовой Алешков заметил, что за копнами сена кто-то скрывается. Командир послал туда разведчиков. И те вскоре привели двух "фрицев" с рацией. Оказывается, то были корректировщики артиллерийского огня. За бдительность гвардии рядовой Серёжа Алешков получил свою первую благодарность от командования.
Вместе со своим подразделением маленький солдат участвовал в обороне Сталинграда. И даже заслужил там награду – медаль «За боевые заслуги»
А ведь сколько ещё таких же Серёжек, Алёшек и Ванюшек прошло через страшное горнило войны, через её кровавые жернова!
Во время Великой Отечественной в рядах Красной армии служило более 3500 юных фронтовиков, чей возраст был меньше 16 лет. Они в меру своих малых сил приближали Великую Победу.
В 1944 году молодого бойца отправили учиться в Тульское суворовское военное училище. После войны Сергей Алёшков окончил Харьковский юридический институт, много лет проработал юристом в Челябинске, а в последние годы служил прокурором. До конца своей жизни (а умер самый юный «гвардеец» в истории СССР, к сожалению, рано – в 1990 году) он регулярно навещал своего приёмного отца Михаила Даниловича Воробьёва.
Подлинная история самого юного героя Великой Отечественной войны тульского суворовца Сережи Алешкова стала основой для фильма Аллы Суриковой «Солдатик».
7. Рефлексия
А теперь давайте вернемся к началу урока и вспомним еще раз героев устного народного творчества, древнерусской литературы, героев литературы 19 века, сражавшихся за Родину (Слайд №17 с иллюстрациями, среди которых герой стихотворения А.Т.Твардовского и Сережа Алешков ).
Какие качества героев прошлых столетий проявили мальчики, герои Великой Отечественной войны в борьбе с врагом? Какие ценности и традиции прочитанных ими в детстве сказок, стихотворений и рассказов были восприняты и проявлены ими во время войны?
Тема «Дети и война» особенная в литературе. Из произведений о детях на войне мы узнаем, что они наравне со взрослыми сражались против жестокого и беспощадного врага, совершали самоотверженные поступки, становились маленькими героями большой войны. А помогали им в этом зернышки мужества, которые упали на плодородную душу ребенка во время чтения произведений литературы, прославляющих героизм, патриотизм и мужество защитников Отчизны.
8. Оценивание работы на уроке
9.Домашнее задание
Сочинение: «Какие качествами героя А.Т.Твардовского и Сережи Алешкова я хотел бы воспитать в себе?»