Организация проектной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: проектная деятельность, Казанское суворовское военное училище, продуктно-ориентированная деятельность, полинаучное содержание


Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс – главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления. Этот подход органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Метод проектов успешно реализуется в условиях классно-урочной системы: тема проекта может быть тождественна учебной теме, участники проекта – все ученики класса. Завершив проект, обучающийся в строго лимитированный отрезок времени устно, с помощью изобразительных средств, презентует свои наработки одноклассникам, отвечает на вопросы, определенным образом реагирует на замечания, а потом преобразует свой устный доклад в письменный текст.

Проектная деятельность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер.

Требование ФГОС освоить проектную деятельность (в урочной и во внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закрепленное вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация. Самая, наверное, сложная для внедрения из всех фгосовских нововведений, поскольку ничего похожего в массовой педагогической практике российских школьных работников не было.

Изменения в подходах к итоговому оцениванию и привели нас к необходимости проанализировать образовательный процесс с точки зрения результативности проектной деятельности в училище и рассмотреть вопрос, как эффективно подготовить обучающихся к защите проектов.

Проектно-исследовательская деятельность давно стала неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Но следует признать, что охват детей, занятых активной проектной деятельностью, не составляет и половины. А итоговую аттестацию проходить всем. В связи с этим в училище во всех классах введена защита группового проекта.

Данная статья рассматривает одну из актуальных педагогических проблем – проблему внедрения в образовательную практику проектной деятельности. В краткой форме изложены подходы к основным вопросам организации проектной деятельности обучающихся в суворовском училище: что такое проектная деятельность, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность и др.

В статье приведены примеры представления проектной деятельности, базирующиеся на конкретном педагогическом опыте Казанского СВУ.

Целью данной работы является обобщение опыта по организации проектной деятельности обучающихся 5-х классов.

Задачи:

1. Объединение и систематизация теоретических и практических вопросов по организации проектной обучающихся в единое целое.

2. Представление основных требований к проектной деятельности.

3. Представление методических рекомендаций по организации проектной деятельности в 5-х классах.

1. Основные положения

Проектная деятельность обучающихся – один из путей повышения эффективности учебной и внеурочной деятельности.

В основе проектной деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса. Правильно организованное учебное проектирование способствует формированию целого ряда метапредметных компетенций: целеполагание, планирование, прогнозирование, самостоятельное выделение и формулирование цели, поиск необходимой информации, учебное сотрудничество и т.д.

Проектная деятельность имеют общую структуру, включающую следующие компоненты:

  • описание актуальности;
  • целеполагание,
  • выбор средств и методов, соответственных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков работ;
  • проведение проектных работ или исследования;
  • оформление результатов работы в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов.

Различия учебно-исследовательской и проектной деятельности заключаются в планировании работы и результатах:

  • проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования, а в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ;
  • реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана, т.е. результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле; а логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

2. Цели и задачи проектной деятельности

Цели проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения образовательных программ соответствующего уровня основного общего образования, а именно:

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности; актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития (умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности); освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения; развитие компетентности общения;
  • овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения основных этапов, характерных для исследования и проектной работы; методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования; технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
  • развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания; владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
  • общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, преподавателей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач, видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из целей организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение проектной деятельности направлены на создание условий для решения следующих задач:

в отношении обучающихся:

  • обучение целеполаганию, планированию и контролю;
  • овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
  • обучение методам творческого решения проектных задач;
  • формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
  • формирование конструктивного отношения к работе;
  • создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий, в т.ч. военных;

в отношении преподавателей:

  • применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;
  • поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок;
  • обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией;
  • разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;
  • владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных обучающихся и работы группы в целом;

в отношении администрации училища:

  • создание организационных возможностей для данного вида деятельности (расписание, циклограмма, деятельность в системе дополнительного образования, часы училищного компонента, волонтёрские и общественные работы, внеурочная деятельность);
  • разработка локальных актов, поддерживающих усилия обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, соглашений о сотрудничестве с учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, научных руководителей и дополнительных ресурсов;
  • организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, клубов, конкурсов, олимпиад, конференций, научных обществ, т.е. образовательного пространства, поддерживающего этот вид деятельности;
  • создание условий для поощрения и практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в деятельности училища и других организаций;
  • создание условий для поиска инвестиций для инновационных разработок обучающихся.

3. Основные требования к проектной деятельности

Наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов.

Возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы обучающихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильма, альбома, компьютерной программы, альманаха, доклада, стендового доклада и т.п.)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях преподаватели могут определять тематику по своему предмету в соответствии с учебной ситуацией (монопроекты) и с учетом интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими обучающимися, которые ориентируются на собственные познавательные и прикладные интересы.

4. Организация проектной деятельности в 5-ых классах

Промежуточную аттестацию в форме защиты проектов проходят обучающиеся 5-ых классов, в конце 4 четверти.

Обучающиеся делятся на группы, каждой группе предлагается тема проекта.

Проведение защиты проектов организуется в два этапа.

По окончании процедуры обучающиеся получают сертификат.

Проект защищается группой обучающихся в составе не менее трех человек.

Процедура защиты состоит из:

- краткого сообщения (до 7 минут) обучающихся об основном содержании работы, полученных выводах по проблеме, демонстрации продукта;

- ответов на вопросы и замечания членов комиссии и присутствующих;

- заключительного слова обучающихся, в которых они высказывают свое отношение к замечаниям и пожеланиям;

- коллективного обсуждения качества работы членами комиссии и выставления оценки.

Рекомендации по структуре, содержанию и оформлению работы

Примерная структура работы:

- титульный лист;

- введение;

- основное содержание работы;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Перед началом работы обучающимся рекомендуется ознакомиться с «Памяткой работы над проектом»:

- знакомство с основными терминами;

- алгоритм разработки проекта – проблема-цель-результат;

- структура проекта: введение, основная часть, заключение;

- этапы работы над проектом: организация исследования, подготовка к защите и защита работы, рефлексия.

Алгоритм проведения защиты проектов в рамках промежуточной аттестации.

1. Установочное занятие, консультации по теме проекта.

2. Знакомство с предложенными темами, определение целей и задач проектов (обязательное условие – тема должна представлять интерес для обучающихся).

Примеры предложенных тем:

- 1 группа – «Тайны наших фамилий» (продукт – «Словарь»);

- 2 группа – «Алые погоны» (продукт – «Реклама»);

- 3 группа – «Мы познаем мир» (продукт – «Сценарий»);

- 4 группа – «Культура речи как главный показатель культуры человека в целом» (продукт – памятка «Культура речи»);

- 5 группа – «Моя будущая профессия» (продукт – «Альбом военных профессий») и др.

3. Формирование групп для выполнения проектов.

Распределение по группам должно происходить в соответствии с результатами исследований психолога и по итогам собеседований с преподавателями, классным руководителем, родителями и самими обучающимися, в ходе которых выясняются предметные склонности и их интересы. Естественно, после предварительного объявления в составе групп могут быть некоторые передвижки. В нашем случае каждый взвод разбивается на четыре группы. Каждая группа располагается за общим столом, получает проектную папку – «Папку юного ученого», карточки с заданиями и темами проекта, необходимый для работы материал. После этого суворовцам объявляется, что они будут учиться выполнять очень интересную проектную работу и выступят в роли «юных ученых».

4. Групповое обсуждение идей будущих проектов.

5. Распределение обязанностей в группе.

6. Поисковый этап.

7. Выполнение работы.

8. Промежуточный отчет.

9. Подготовка к защите.

10. Предзащита проектов с учетом замечаний и предложений в роте.

11. Защита проектов (в присутствии родителей и администрации училища).

12. Подведение итогов. Рефлексия.

13. Заполнение членами экзаменационной комиссии листа оценки проектной работы обучающихся, итоговых протоколов оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

14. Вручение сертификатов участникам, подтверждающих, что обучающиеся успешно представили результаты проектной деятельности.

15. Обобщение материалов.

Функцию консультантов по проектной деятельности осуществляют классные руководители.

Обязательное условие – оформление суворовцами проектной папки. В заполнении проектной папки принимают участие все члены группы.

Задача папки на защите – показать ход работы.

Состав проектной папки – «папки юного ученого» (маршрутной карты проектной работы).

Название проекта.

Участники проекта. Распределение обязанностей между участниками проекта.

Введение

Проблема проекта.

Цель проекта.

Задачи проекта.

Гипотеза проекта.

Вид проекта (краткосрочный, групповой, информационный, проблемный, творческий, учебно-исследовательский).

Форма представления проекта – продукт.

Использованные средства и методы.

Основная часть

Актуальность темы.

Сбор, обработка, оформление информации.

Этапы работы: начинание, планирование, поиск информации, выполнение, рефлексия, проведенное исследование в рамках проекта, примеры.

Заключение

Подведение итогов работы, перечисление того, что удалось, а что нет, выводы, рекомендации.

Результативность проекта.

Оформление.

Защита проекта (презентация).

Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта и «презентация проекта».

Защита проекта – итог работы обучающихся, это один из главных этапов. Без защиты проекта работа не может считаться завершенной. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (администрация, преподаватели, родители). Таким образом, ребенок учится излагать полученную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь преподавателей и классных руководителей. Даже очень хорошо подготовленные обучающиеся на публике могут растеряться, оказать помощь может мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы детей, а ещё хорошо бы приглашать родителей, это успокоит обучающихся и укрепит связь семьи и училища.

Самооценка (рефлексия).

1. Оценка проекта (обучающимся предлагается оценить проект по предложенным параметрам по пятибалльной системе – достигнутые результаты, оформление, объем выполненной работы, представление проекта, ответы на вопросы, научность, творчество, практическая ценность, умение работать в команде).

2. Оценка работы над проектом (обучающимся предлагается раскрасить звезду: красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо). Практически все суворовцы отметили, что все хорошо, трудностей не возникло.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению обучающимися собственных действий. Суворовцы осознают сделанное, примененные ими способы деятельности, еще раз обдумывают, какая и как была проведена работа.

Записи обучающихся в проектной папке должны быть краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. По сути это метод недописанных тезисов.

В день защиты проектов оформленная проектная папка и продукт сдается экспертной комиссии.

По итогам проведения защиты проектных работ среди обучающихся целесообразно провести анкетирование. Важно узнать мнение суворовцев об этой работе. Обучающимся предлагается завершить предложения.

Промежуточная аттестация обучающихся 5-ых классов в форме защиты групповых проектов позволяет сделать выводы об уровне сформированности у пятиклассников универсальных учебных действий. Обучающиеся приобретают опыт анализа проблемы, критического анализа информации, учатся соотносить реальные и планируемые результаты своей образовательной деятельности и делать выводы, создавать единый продукт коллективной деятельности. Работа в группе способствует развитию коммуникативных УУД, в первую очередь, умение учитывать разные мнения, формулировать и аргументировать собственную позицию, делать выбор и принимать коллективное решение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Заключение

Завершается проектная работа анализом и оценкой работы в соответствии с критериями и определением уровня развития метапредметных УУД (базовый, средний, повышенный).

Технология проектной деятельности позволяет достичь новых образовательных результатов. Имеет важное место в формировании личностных и метапредметных результатов.

Ценным является то, что проектная деятельность позволяет «увидеть» каждого суворовца, вовлечь каждого в активную деятельность, научить нести ответственность за результаты общей работы, практически индивидуально каждому пройти все этапы проектной деятельности, и в то же время, предоставить опыт работы в команде, научить последовательно решать задачи и достигать поставленной цели.

Проблемы проектной деятельности обучающихся в настоящее время занимают далеко не последнее место. Учебные проекты предусмотрены на всех ступенях школьного образования. В данном пособии были раскрыты теоретические и практические вопросы организации проектной деятельности обучающихся, иллюстрированные примерами из опыта работы педагогического коллектива Казанского СВУ.

Список литературы

1. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. – СПб: КАРО, 2015.

2. Миронов А.В. Самообразовательная деятельность учителя. Проектирование и реализация урока в свете требований ФГОС ООО / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2017.

3. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.

5. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015.