Модель урока-исследования в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: дендропарк, Нургуш, Globallab, Великорецкое, Ботанический сад


Тема урока: «Охрана природы в нашем крае».

Дидактическая цель: способствовать достижению планируемых результатов в процессе изучения блока новой учебной информации, закрепления, применения и самопроверки, используя технологию урока-исследования.

Тип урока: урок-исследование.

Планируемые результаты (цели по содержанию):

предметные УД:

- знать название и местоположение природоохраняемых объектов Кировской области (заповедник «Нургуш», заказник «Былина», дендропарк лесоводов Кировской области, памятник природы «Великорецкое», ботанический сад г.Киров);

- давать краткую характеристику природоохраняемых объектов Кировской области(заповедник «Нургуш», заказник «Былина», дендропарк лесоводов Кировской области, памятник природы «Великорецкое», ботанический сад г.Киров);

метапредметные УУД:

познавательные:

- определять цели исследования, планировать пути достижения цели,

- конструировать гипотезу,

- определять понятия,

- комментировать и анализировать информацию,

- создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

строить логическое рассуждение, делать выводы;

регулятивные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками,

- работать индивидуально и в группе,

- находить общее решение учебных задач, владеть основами самоконтроля и самооценки, корректировать свои действия в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные:

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- владеть устной и письменной речью, конструировать ответ-монолог;

личностные УУД:

- уважительное отношение к процессу и результатам своей исследовательской деятельности и деятельности одноклассников,

- понимание значимости выполнения исследовательской работы для становления и развития опыта творческой деятельности и осознания готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

1. Учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» в 2-х частях, часть 1, М.: Просвещение, 2015, стр. 204–205.

2. Дидактический материал:

- анкета участника проекта Globallab;

- план выступления;

- алгоритм проведения исследования;

- карта самооценки.

3. Интернет-проект: Globallab.org.

4. Документ-камера AVerVision.

5. Мультимедийное сопровождение урока.

Ход урока

Структура урока: традиционная
(урока исследования),
алгоритм исследовательской деятельности

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемые
результаты
(умения)

1. Организационный момент. Подготовка рабочего места к исследованию. Концентрирует внимание и проверяет готовность рабочего места к исследовательской работе. Проверяет готовность рабочего места. Умеют концентрировать внимание.
2. Целеполагание и мотивация.

Выбор и утверждение темы исследования. 3 мин.

Вспомните, по какой теме мы работали на прошлом уроке («Охрана природы»). Предлагает учащимся прочитать слова М.Пришвина. (Приложение 1)

(Cлайд 1)

Сообщает, что сегодня особый урок-урок исследования.

Предлагает учащимся вспомнить тему исследования («Охрана природы в нашем крае»)

Предлагает вспомнить цель исследования («Изучить как охраняется природа в нашем крае и создать виртуальный альбом «Охрана природы в нашем крае»)

Задает вопрос «Почему эта тема важна для нас сегодня?».

(Вспоминают гипотезу исследования). (Слайд 2)

Поясняет, что такое гипотеза исследования. Предлагает вспомнить интернет-проект «Охрана природы в нашем крае» (ГлобалЛаб) и сравнить формулировку гипотезы с формулировкой гипотезы проекта ГлобалЛаб (Слайды 3, 4)

Вспоминают тему урока. Читают высказывание М.Пришвина.

Вспоминают тему исследования, цель исследования, гипотезу исследования.

Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками

Умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

3. Актуализация знаний и умений.

(I. Актуализация знаний)

Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности.

Теоретическая и практическая подготовка. 2 мин.

Предлагает вспомнить алгоритм проведения исследования (какие шаги алгоритма пройдены (шаги 1–2), какой результат имеем) (Приложение 2)

(Слайд 4)

Предлагает учащимся план выступления по результатам исследования (Приложение 3)

(Слайд 5)

Осмысливают требованиями к исследовательской деятельности.

Учащиеся вспоминают алгоритм исследования.

Отвечают на вопрос учителя.

Осмысливают план выступления.

Понимают значимость выполнения исследовательской работы для становления и развития опыта творческой деятельности.

Умеют работать в группе, находить общее решение проблем, корректировать свои действия в соответствии с учебной ситуацией.

4. Изучение блока новой учебной информации.

(II. Операционно-исполнительский этап)

Конкретизация цели исследования, выдвижение гипотезы, конструирование задач (!), определение плана исследования, анализ литературы по теме исследования; работа над основной частью исследования. 7 мин.

Предлагает вспомнить исследовательские задания групп (Приложение 4) (Слайд 6):

1 группа – Нургушский заповедник;

2 группа – заказник «Былина»;

3 группа – памятник природы «Великорецкое»;

4 группа – дендропарк лесоводов Кировской области;

5 группа – Ботанический сад г.Киров.

Организует работу по выполнению исследовательских заданий.

Обращает внимание учащихся на алгоритм проведения исследования и предлагает продолжить работу в соответствии с шагами алгоритма (шаги №3–8).

Консультирует учащихся в процессе выдвижения гипотез, конструирования целей исследовательской работы группах , планирования своей деятельности. (Слайд 2)

Напоминает, что фотография может быть максимально интересной и подробной благодаря подписям, которые вы к ней добавили. (Слайд 7)

Помогает отобрать материалы, необходимые для работы по теме исследования.

Вспоминают задания.

Конкретизируют цели исследования, выдвигают гипотезы (в каждой группе), отбирают материал по теме исследования;

Умеют определять цели исследования, формулировать задачи, конструировать гипотезу исследования

Умеют планировать пути достижения цели

Умеют выделять главное в содержании текста комментировать и анализировать учебную информацию, делать выводы.

5. Закрепление новых знаний и умений.

(III. Оценочно-рефлексивный этап)

Интерпретация полученных данных, вывод по результатам исследовательской работы. Оформление результатов исследовательской работы. 2 мин.

Консультирует школьников по формам представления результатов исследовательской деятельности. (Краткий результат исследования» заполнение графы таблицы «Охрана природы в нашем крае» (Слайд 8) Учащиеся работают в группе, готовят выступление по результатам исследования Умеют работать индивидуально.

Умеют создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Владеют письменной речью.

6. Применение новых знаний и умений.

(III. Оценочно-рефлексивный этап)

Подготовка исследования к защите (публичной экспертизе). 2 мин.

Организует работу по подготовке исследовательских работ к публичной защите.

Предлагает учащимся подготовить сообщение по теме исследования по плану выступления. (Слайд 5)

Учащиеся, готовят сообщение по теме исследования. Умеют уважительно относиться к процессу и результатам своей исследовательской деятельности и деятельности одноклассников.

Умеют строить логическое рассуждение по теме исследования.

7. Проверка уровня достижения результатов деятельности школьников

(III. Оценочно-рефлексивный этап)

Презентация результатов исследовательской работы. 23 мин.

Организует работу по публичной защите результатов исследовательской деятельности, предлагает:

а) представителям групп выступить с результатами исследования, отметив объект на карте Кировской области;

б) остальным учащимся заполнить таблицу «Охрана природы в нашем крае» (материал для виртуального альбома)

(Приложение 5) (Слайд 8)

в) предлагает отдельным участникам прокомментировать заполненную таблицу.

Задает вопрос:

«Мы готовы создать виртуальный альбом по теме «Охрана природы в нашем крае» на основе заполненной таблицы? (Да)

Проводит работу по листу самооценки по результатам исследовательской работы.

(Приложение 6)

Подводит итоги, определяет дальнейшие перспективы исследовательской работы школьников.

Учащиеся презентуют сообщение по теме исследования с демонстрацией материалов.

Заполняют таблицу «Охрана природы в нашем крае», комментируют таблицу.

Отвечают на вопрос учителя, осмысливают общий результат урока.

Заполняют «Лист оценки». «Как вы оцениваете свою исследовательскую работу?», осмысливают собственные достижения на уроке.

Умеют использовать речевые средства, владеют устной и письменной речью, умеют конструировать ответ-монолог,

Знают название и местоположение, умеют давать характеристику природоохраняемых объектов Кировской области.

Владеют основами самоконтроля и самооценки

8. Домашнее задание.

(IV. Домашнее задание)

2 мин.

Предлагает домашнее задание.

Подготовить текст для виртуального альбома «Охрана природы в нашем крае», используя заполненную на уроке таблицу» (с перспективой размещения на сайте «Охрана природы в нашем крае» проекта Globallab)

Учащиеся осмысливают домашнее задание, записывают в дневник. Умеют концентрировать внимание.

Понимают значимость выполнения исследовательской работы для становления и развития опыта творческой деятельности.