Вот уже 113 лет исполняется в этом году Мировому Скаутскому Движению. Что дает жизнь этому уникальному молодежному движению на протяжении стольких лет, в то время как появляются и навсегда исчезают различные молодежные организации? Чем скаутинг так привлекает молодых людей со всего мира? Почему многие родители считают, что именно скаутская организация способна правильно воспитать их детей? Одним из ответов на данный вопрос служит применение в системе воспитания Скаутского Метода. Что такое Скаутский Метод, почему многие педагоги считают его уникальнейшим в воспитании молодежи? Об этом пойдет речь в данной статье.
Чтобы ввести читателя в суть данного вопроса необходимо дать краткую историческую справку и обозначить некоторые дефиниции:
Скаутская Организация – добровольное, неполитическое, образовательное движение, которое помогает молодежи научиться самостоятельному мышлению. Миссия скаутинга - содействие воспитанию молодежи, через систему ценностей, основанной на Скаутском обещании и Законе, чтобы помочь построить лучший мир, где каждый человек является самореализованной личностью и играет конструктивную роль в обществе.
Одно из технических значений слова «скаут» переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг в некоторых местах называют разведчеством, что часто приводит к неправильной интерпретации сути движения.
Девиз скаутов - «Будь готов!». Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Основатель Скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет».
Скаутинг зародился в Англии в 1907 году. Основателем является полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл. В 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys,что в переводе на русский означает «Разведка для мальчиков».
В России скаутинг зарождается в 1909 году. Книга Баден-Пауэлла была получена Николаем II в 1910 году от одного из приближённых к нему лиц, проживавших в Англии, и вызвала огромный интерес царя, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной подготовки молодежи, особенно сельской. По приказанию царя, книга была переведена на русский язык и издана в типографии Главного штаба. Основатель российского (и далее советского) скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов. Первый скаутский костёр в России был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке.
С началом Первой Мировой войны полковник Пантюхов отправился на фронт и Царскосельский отряд скаутов (впоследствии переименованных на русский манер в «юные разведчики») возглавляет Эраст Платонович Цытович. Штаб-квартира Царскосельской дружины помещалась в стенах реального училища директором которого он и являлся.
В 1915 году Цытович привлек к движению скаутов великого князя Георгия Константиновича и, по распоряжению Императора Николая II, записал в Царскосельский отряд Цесаревича Алексея.
С 1915 года Цытович становится председателем Царскосельского военно-спортивного комитета и членом комитета общества «Русский скаут» председателем которого был вице-адмирал Бострем И.Ф. Деятельное участие в обществе принимала также сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна.
В 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.
В 1915 г. Николаем Адуевым был написан гимн скаутов — «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником Московской дружины скаутов (последнему также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов.
После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян) — то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова, «юкистское» движение — «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета, городской клуб «Красный скаут»). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» — следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением (подробно см. в статье пионерское движение). Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга.
Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.
Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например «Братство костра», члены которого пели:
Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!
Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.
В результате в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.
В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.
В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.
Наконец перейдем к основному вопросу, что же такое Скаутский Метод?
Скаутский Метод представляет собой совокупность элементов – взаимосвязанных методов воспитания, – являющуюся воспитательной системой Скаутинга. Каждый элемент Скаутского Метода выполняет свою особую воспитательную функцию, в то же время дополняя и усиливая воздействие других. Все вместе они образуют уникальную целостную систему. Элементами Скаутского Метода являются: верность Скаутскому Закону и Обещанию, обучение через дело, членство в малых группах (патрульная система), символьная основа (система скаутских символов), личностный прогресс в соответствии с программой прогрессивного развития личности, жизнь в гармонии с природой, поддержка взрослых.
Отсутствие какого-либо из элементов Скаутского Метода или использование его не по назначению нарушает целостность воспитательной системы. В этом случае она уже не сможет эффективно решать главную задачу Скаутинга – способствовать личностному развитию молодых людей. Характеризуя скаутский метод, Баден - Пауэлл. говорил: «Скаутинг – это лекарство, состоящее из различных ингредиентов, и, пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты его действия неудовлетворительны». Наиболее полно все эти элементы реализуются в Скаутском лагере.
Рассмотрим некоторые из методов более подробно:
Работа в малых группах. Основной, самостоятельной и самоуправляемой единицей скаутской организации является «патруль» или звено, группа из 5-7 человек, под руководством лидера патруля (звеньевого). Группа из такого количества человек является наиболее стабильным и управляемым коллективом. Каждый человек в ней сохраняет свою индивидуальность и полностью раскрывает свои способности. Руководитель такой группы в состоянии удерживать в памяти информацию обо всех членах группы и их действиях, обращаясь к каждому непосредственно.
При увеличении состава группы ее эффективность и управляемость резко падает. Единый коллектив при этом обычно распадается на подгруппы с различными, часто противоречащими друг другу, интересами. Руководитель такого коллектива уже не в состоянии ставить отдельные задачи каждому члену группы и своевременно контролировать их выполнение.
Скаутский Закон и Обещание. Скаутский Закон - это кодекс жизни каждого Скаута и всех членов Скаутской единицы, основанный на принципах Скаутинга. Через кодекс, практически применяемый в повседневной жизни, Скаутский Закон предоставляет практический путь понимания молодой личностью ценностей, которые Скаутинг предлагает как основу жизни личности.
Обещание - это личное обязательство сделать все возможное, чтобы жить в соответствии с этим кодексом, которое каждый молодой человек дает перед группой сверстников, когда решает вступить в Движение.
Обучение через дело. Обучение через дело отражает активный путь приобретения молодым человеком знаний, умений и социальных установок. Обучение через дело отражает практический подход Скаутского Движения к воспитанию, основанный на обучении через возможность переживаний, возникающих в процессе преследования интересов и при столкновении с повседневной жизнью. Следовательно, это является способом помочь молодой личности развиваться во всех аспектах индивидуальности, извлекая то, что имеет личную значимость, из всего, что она переживает.
Символическая основа. В Скаутском Движении символическая основа - это несколько символов, олицетворяющих воспитательное предложение для определенного возрастного диапазона. Цель символической основы - глубже укреплять воображение, дух искательства приключений, способность молодежи к творчеству и изобретательности, стимулируя ее развитие, помогая отождествить себя с направлениями развития и ценностями, лежащими в основе Скаутского Движения, стимулируя сплоченность и солидарность внутри группы.
Личностный прогресс. Это элемент, помогающий каждой молодой личности развить внутреннюю мотивацию, чтобы быть сознательно и активно вовлеченной в свое собственное развитие. Это позволяет молодой личности прогрессировать по-своему, сообразно со своим темпом в общем направлении воспитательных Целей возрастной группы, обрести уверенность и осознать достигнутый прогресс.
Жизнь в гармонии с природой. Из-за огромных возможностей, которые природный мир дает для развития физического, интеллектуального, эмоционального, общественного и духовного потенциала молодой личности, природная среда представляет собой идеальное место для применения Скаутского Метода.
Поддержка взрослых. Поддержка взрослых включает три аспекта, соответствующих трем разным ролям, которые взрослому необходимо учитывать, работая в Скаутской единице: руководитель деятельности, педагог, посредник.
Чтобы Скаутский Метод работал эффективно в группе молодых людей, взрослый руководитель должен уметь надлежащим образом использовать элементы Скаутского Метода и динамику Скаутинга в действии.
Динамика Скаутинга состоит из четырех взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
Воспитательные цели. В Скаутском Движении для каждой возрастной группы предлагается несколько общих воспитательных Целей, относящихся к развитию молодого человека. И каждый член Движения старается прогрессировать в направлении этих воспитательных Целей по своему собственному пути. Взрослому руководителю в Скаутской единице нужно принимать во внимание все: то, как ей управляют, процесс принятия решений, типы взаимоотношений, которые необходимо воспитывать, деятельность, в которой будет участвовать молодежь, с точки зрения того, как все эти аспекты могут способствовать, а не препятствовать, достижению воспитательных Целей.
Деятельность. В Скаутском Движении деятельность включает в себя такие мероприятия, как походы на природе, общественно полезный труд, социальные проекты и т.д. Она также включает то, что необходимо для работы Скаутской единицы, и такие обыденные вещи, как приобретение еды, приготовление ужина в лагере, поездка к месту проведения мероприятия, участие в обсуждении прогресса личности. Оба вида деятельности содействуют воспитательному процессу, и
Скаутский Метод нужно применять в отношении обоих. Деятельность, безусловно, создает благотворную среду для применения Скаутского Метода. Деятельность, какой бы она ни была, необязательно представляет собой скаутскую деятельность. Она становится скаутской тогда, когда в отношении ее применяется Скаутский Метод.
Сама по себе деятельность должна быть основана на интересах и потребностях молодых людей, чтобы она привлекала их и доставляла им удовольствие. Мероприятие должно быть задумано так, чтобы была четко определена воспитательная Цель. Оно должно представлять собой некое испытание, которое молодой человек должен воспринимать как полезное для него. С течением времени необходимо сбалансировано разнообразить мероприятия.
Жизнь в группе. Все, что переживает молодежь внутри группы и Скаутской единицы в целом, есть результат работы мини-общества, состоящего из молодых людей и взрослых руководителей. Воспитание командного духа предполагает поддержку конструктивной динамики группы (взаимодействие и взаимоотношения, развивающиеся между молодыми людьми и между молодыми людьми и взрослым руководителем). Это также предполагает использование стремления молодых людей к взаимодействию (между собой и со взрослым руководителем) в самых разнообразных ситуациях, естественно возникающих во время их пребывания в Движении. Когда формируется чувство команды, группа в целом принимает во внимание потребности и интересы каждого, и каждый способствует развитию группы.
Жизнь в группе стимулирует опыт и переживания, которые могут вести к эмоциональному и общественному росту, развитию социальных установок и прогрессивному обретению ценностей личностью потому, что: работа в сплоченной группе и познание на практике достоинств жизненного кодекса (Скаутского Закона в действии) дают молодой личности естественную среду, чтобы осознать более глубокое значение ценностей, которых придерживается Скаутинг; конструктивное взаимодействие и взаимоотношения с другими членами группы поддерживают климат взаимного доверия и заботы и способствуют развитию чувства индивидуальности и собственной значимости.
Перспектива быть частью сплоченной группы стимулирует желание принадлежать именно этой группе и чувствовать себя принятым ее членам; жизнь группы в соответствии со Скаутским кодексом, воздействие сверстников являются одним из сильнейших аспектов влияния на развитие молодой личности. Таким образом, социальные установки и ценности, которые стимулирует жизнь в группах, имеют личностную природу (такие, как конструктивное и активное отношение к жизни, уверенность в себе, дух романтики, постановка целей и т.д.) и социальную природу (такие как командный дух, поиск компромисса, признание разногласий и взаимозависимости, солидарность и т.д.). Поэтому жизнь в группе дает молодым людям возможность практически реализовать и развить - сообразно со своим потенциалом - способность к автономии, готовности помочь другим, ответственности и идейности.
Структура и функционирование единицы. Это значит то, как применяется Скаутский Метод и механизм деятельности, практически реализуемый в Скаутской единице (например, предоставление молодому человеку конкретных возможностей на практике проверить, что такое принятие решений, ответственность, установление контакта с местной общиной и т.д.).
Это также подразумевает использование ресурсов (не только финансовых и материальных, но и времени и т.д.), что также играет важную роль, влияя на качество опыта.
Когда эти четыре элемента по-настоящему дополняют друг друга, Скаутское Движение может предложить молодому человеку более богатый учебный и жизненный опыт.
- «Скаутский метод в развитии международного молодёжного сотрудничества» Сергей Воздвиженский. https://docplayer.ru/25803971-Sergey-vozdvizhenskiy-skautskiy-metod-v-razvitii-mezhdunarodnogo-molodyozhnogo-sotrudnichestva.html
- http://www.sledopyt-novoros.ru/oskautah.html.
- А.Шободоева. — Российский скаутинг: история, теория, практика. — Омск: изд-во госпедуниверситета, 1995
- Курсовой материал для подготовки скаутских руководителей «История скаутского движения» Глава 2-я. Из архива О.Е.Левицкого, Санта-Роза, Калифорния, апрель 1995 г.
- Scouts.ru — Центральный сайт скаутов-разведчиков России.