В настоящее время проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются с нестандартным и творческим подходам к решению поставленной проблемы или задачи. В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и выполнение практических заданий, результатом которых является проект, становится неотъемлемой частью урока.
Метод проектов осуществляется в МБОУ «СОШ №4 г. Нарьян-Мара» на уроках информатики и во внеурочное время на региональном материале т.к. он является всеобъемлющим средством образования и воспитания человека, мы познаём природу и историю, хозяйство и политику, культуру и жизнедеятельность родного края.
Умения, нарабатываемые школьником а процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. То есть во главу угла становится сформированность основных типов ключевых компетентностей:
- информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации;
- проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);
- оценочной (способы сравнения результатов с целями классификации, абстрагирования, систематизации, конкретизации);
- коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).
Приведём примеры проектов, реализуемых учениками на основе регионального материала.
3 класс (в рамках урочной деятельности) рисунки в графическом редакторе Рaint.
4 класс (в рамках урочной деятельности) творческие печатные работы в Microsoft Word.
5–6 класс (рамках урочной деятельности) презентации в среде Microsoft Power Point.
7–8 класс (в рамках урочной деятельности) печатные работы в Microsoft Word, презентации в среде Microsoft Power Point, электронные таблицы и диаграммы, созданные в Microsoft Excel.
9–11 класс (в рамках урочной и внеурочной деятельности) графические изображения, буклеты, презентации, журналы, газеты, web-сайты.
Одна из тем, изучение которой не обходится без использования метода проектов, – «Графический редактор». У учащихся формируются навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем, создание моделей. В рамках проведения классного часа «Живи и процветай, мой любимый Ненецкий край» учащимися создан проект Эмблема 85-летия НАО».
Старшеклассники на уроках информатики осуществили проект «Карта центра города Нарьян-Мар».
Знания, получаемые во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентации. При подготовке проекта учащиеся работают с фотографиями, учатся сканировать изображения и документы и т.д. В качестве примера является серия презентационных материалов, подготовленная учащимися 9-го класса в рамках проведения классного часа «Время инженеров в Ненецком автономном округе».
Презентация используется школьниками и как интерактивное средство для создания дидактических игр. Кроссворд «Насёленные пункты округа».
«Своя игра», состоящая из 5 категорий вопросов о НАО «Гидрография», «Флора», «Животный мир», «Природные ресурсы», «Особо охраняемые территории».
Игра «Ненецкий календарь».
Так же презентация используется в качестве иллюстративного материала при защите исследовательской работы.
Проекты, реализуемые в старшей школе, отличаются от проектов младших школьников большей долей самостоятельности учащихся. Так, при создании web-сайта учитель ставит цель, оговаривает требования к проекту и по ходу работы консультирует учащихся. Ученики старшеклассники школы создали сайт «Книга памяти», посвящённый ветеранам ВОВ Ненецкого автономного округа.
И сайт «Пустозерск – символ древней России, память русской святой старины!».
Ещё один пример проектной деятельности старшеклассников на основе регионального материала, это создание информационных буклетов: «Достопримечательности города Нарьян-Мара», «Памятники города Нарьян-Мар», «Прилазломное нефтяное месторождение».
Одним из механизмов развития творческого потенциала детей является организация работы школьного Пресс-центра «Ветер перемен», в форме создания информационного продукта: газеты «Формат-А4», и периодических журналов. Работа над такими проектами проходит несколько этапов.
1 этап – поисково-исследовательский. Учитель формирует цели, задачи, руководит аналитической работой учащихся.
2 этап – технологический. Участники проекта выполняют первичные наброски, готовят тексты.
3 этап – практическая реализация проекта. Ученики самостоятельно работают над оформлением журнала, верстальщик текста набирает его, корректор – исправляет ошибки, художник иллюстрирует тексты.
4 этап – внесение необходимых изменений. Выпускающий редактор редактирует номер журнала, проверяет орфографию и пунктуацию.
5 этап – заключительный. Представление проекта в форме презентации, отзывов о журнале, читательской конференции.
Цель работы школьного пресс-центра «Ветер перемен» – повышение качества образования школьников посредством расширения информационной образовательной среды и формирование гражданской культуры подрастающего поколения при помощи издательской деятельности. Основная задача школьного пресс-центра – рассказывать о жизни школы, города, округа на страницах изданий.
Таким образом, через технологию организации проектной деятельности можно создавать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществляя сотрудничество на равных, когда вместо традиционного «учитель–ученик» появляется «исследователь–исследователь».
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектная деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетентностей.
Приложение (примеры презентаций)