Мероприятие проводится после экскурсии в музей колледжа, который был образован в 1986 г. преподавателем физической культуры Карпинцовым Георгием Васильевичем. Огромнейший материал был собран во время походов на Марухский перевал, где проходили бои. В музее находятся: фотографии участников боевых событий 1942 года, огнестрельное оружие того времени, гильзы от снарядов, патроны, обрывки солдатских документов, амуниции, одежды.
Цель мероприятия: сформировать представление у студентов о боевых событиях времен Великой Отечественной войны на территории Кавказа, в т.ч. КЧР и Зеленчукского района, как о героической странице в истории нашего государства.
На примерах мужества советских воинов воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к Отечеству, уважение к воинским традициям, к ветеранам войны. Подвести учащихся к осознанию того, что любая война – это неоправданные людские потери, разбитые человеческие судьбы и семьи - это трагедия, о которой невозможно не думать, трагедия, о которой нельзя молчать.
Оборудование урока: военные экспонаты музея колледжа, проектор, экран, фотогалерея, иллюстрации, фрагменты из документальных фильмов «Операция «Эдельвейс. Последняя тайна», «Заоблачный фронт. Битва за Эльбрус», презентация, Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония», ария И.Баха «Воздух», Марк Бернес «От героев былых времен», военная форма.
Преподаватель: 21 сентября 1962 года. Зеленчукский район Карачаево-Черкесии. Мурадин Кочкаров пас отару на альпийских лугах перевала Халега. Не найдя нескольких овец, он отправился на их поиски вверх по крутому склону горы. Среди обломков скал и огромных валунов, он заметил в невысоких островках зеленой травы несколько боевых ячеек. В одной из них белели человеческие кости, а дальше…, словно кадры страшного документального фильма о войне: многочисленные патронные гильзы, обрывки солдатской одежды и амуниции. Но самое неожиданное и страшное было на леднике. На поверхности льда и под ним, вмерзшие наполовину, придавленные обвалившимися камнями, лежали разбросанные останки наших бойцов, одетых в полуистлевшие изорванные ветром армейские шинели, в ботинки с обмотками. А вокруг - множество стреляных гильз и ржавых истерзанных временем и водой, остатков вооружения (демонстрация экспонатов музея).
За все время своего существования станица Зеленчукская не видела такого трагического события. Двадцать лет спустя после гибели, в центре станицы были с военными почестями захоронены останки советских солдат, погибших при защите Марухского перевала в 1942 году.
Сотни жителей станицы пришли к месту захоронения: мужчины и женщины, ученики школ, военнослужащие. Одни женщины тихо плакали и вытирали концами платков соленые капли слез, другие рыдали, вспоминая своих мужей и братьев. Мужчины с суровыми лицами, с застывшими от горя глазами совсем не стыдились своих слез. Море осенних цветов и траурных венков покрыло братскую могилу.
По остаткам одежды, личным вещам воинов, комсомольских и партийных билетов позже устанавливались фамилии бойцов, но, конечно же, далеко не всех. Ледники Кавказа уже 78 лет хранят свое молчание и не хотят отдавать тела погибших людям.
Обратимся к истории битвы за Кавказ.
Ведущий 1: Главный Кавказский хребет протянулся огромной грядой на 1200–1300 километров от Апшеронского полуострова на Каспии до берегов Черного моря. Хребет условно делится на три части. Самая высокая гора — Эльбрус - 5642 метра. Снеговая линия на Кавказе проходит на уровне 3200 метров. Выше нее круглый год — царство снега и льда.
Через перевалы пролегают Военно-Грузинская дорога, Военно-Осетинская дорога, Военно-Сухумская дорога другие дороги и тропы, доступные главным образом для движения вьючного транспорта и пешеходов. Все они ведут в Закавказье.
Через перевалы можно зайти во фланг или в тыл противника. Марухский перевал - это перевал на высоте 2748 м через Главный Кавказский хребет. Именно на перевалах развернулись боевые действия 1942-1943 гг.
Ведущий 2: Кавказ – важнейший экономический район СССР. На долю Северного Кавказа и Закавказья приходилось 86,5 процента общесоюзной добычи нефти, 65 процентов природного газа, 56,5 процента марганцевой руды. Бакинский район давал почти три четверти всей нефти.
К лету 1942 г. СССР потерял Украину, Белоруссию, Прибалтику, Донбасс и других области. В связи с оккупацией этих районов, с потерей основной экономической базы оборона Кавказа приобретала для Советского государства важнейшее значение.
Преподаватель: Успешное наступление немцев на всех направлениях советско-германского фронта длиной 2800 км, позволило Верховному командованию Германии разделить группу армий «Юг» на две: группа - армий «А» для наступления на Кавказ, другая группа армий «Б» для наступления на Сталинград.
В планах немецкого командования предусматривалось на первом этапе захватить Северный Кавказ, а на втором – Закавказье, обойдя Главный Кавказский хребет с запада и востока и одновременно преодолев его с севера через перевалы и с выходом своих войск в Закавказье принудить Турцию вступить в войну с Советским Союзом.
Ведущий 1: Нефть – именно она интересовала Гитлера на Кавказе. Нефть - это кровь войны. И Гитлер по этому поводу высказался на совещании в Штабе группы армий «Юг» 1 июня 1942 года так: «Моя основная мысль — занять область Кавказа… Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, я должен ликвидировать войну…». В Германии даже были созданы нефтяные компании, которые должны были добывать нефть Баку, Майкопа, Грозного.
Ведущий (на фоне мелодии Д.Д.Шостаковича «Ленинградская симфония»): План по захвату Кавказа от 20 апреля 1942 года № 41 получил кодовое название «Эдельвейс». Главные силы противника имели значительное превосходство в вооружении и живой силе и включали:
- группу армий «А» под командованием Вильгельма Листа;
- 1-ю танковую армию под командованием Эвальда фон Клейста;
- 4-ю танковую армию Германа Гота;
- 17-ю армия группы армий «А» Рихарда Руоффа;
- Люфтфлотте - 4 генерал-фельдмаршала Вольфрама фон Рихтгофена;
- 3-ю румынскую армию.
Ведущий 1: Сталинград с июля 1942 г. стал для Сталина более важным, чем Северный Кавказ, объектом обороны, поэтому Ставка не предприняла серьезных шагов для усиления отступавшего Северо-Кавказского фронта. Положение было тяжелым. На вооружении 18-й и 56-й армий Северо-Кавказского фронта, которые прикрывали Краснодарское направление, не было ни одного танка, на Майкопском направлении, осталось 3 танка Т-34, а частях 37-й армии, отступавшей на Ставрополь и Черкесск, танков вообще не было.
Ведущий 2: Ставрополь (Ворошиловск) был сдан врагу практически без серьезного сопротивления 3 августа, Армавир - 7 августа, Пятигорск - 10 августа. Черкесск - 11 августа 1942 года.
Солдат (на фоне арии И.Баха «Воздух»):
Этот медленный рассказ как полет туч.
Это Северный Кавказ - мощный взлет круч.
Здесь ни пеший, ни ездок не пройдет скор, -
Через Нальчик и Моздок смотрит смерть с гор.
Все затянется корой. Схлынет шум рек.
Грозный год сорок второй не забыть ввек!
Враг ударил на Черкесск, Пятигорск пал.
Враг пошел наперерез вековых скал…
Н.Асеев
Преподаватель: За 20 дней немецкая группа армий “А” из района Ростова-на-Дону дошла до Новороссийска и вышла на рубеж реки Терек (более 700 км.)
Из-за просчетов советского командования, нашим войскам пришлось оставить обширные и богатые территории Кубани, Ставрополья и Кабардино-Балкарии и отойти к естественным рубежам обороны - Кавказские горы и реку Терек.
Ведущий 1: Летом 1942 г. 49-й горнострелковый корпус генерала Конрада направился к Главному Кавказскому хребту. Немецкие альпинисты имели хорошую подготовку, которую получили в горах Альп и являлись элитой германской армии. Они были полностью оснащены вооружением и специальным оборудованием для ведения боевых действий в горных условиях. Немецких егерей отличал особый нагрудный знак отличия - изображение горного цветка эдельвейса (демонстрация экспонатов музея).
Ведущий 2: К этому времени выяснилось, что перевалы защищать практически некому. Командование Закавказского фронта решило, что “...перевалы сами по себе недоступны для врага”.
17 августа немцами был занят Клухорский перевал. 21 августа альпийские стрелки установили два черно-красных нацистских флага на высочайшей вершине Европы – Эльбрусе.
24 августа был захвачен перевал Санчаро.
Ведущий 1: Оборону перевалов осуществляла 46-я армия. Ее возглавил генерал К. Н. Леселидзе. На Клухорском перевале был развернут 815-й стрелковый полк и 121-й горнострелковый полк. К Марухскому и Санчарскому перевалам были направлены 808-й и 810–й стрелковые полки.
Солдат (на фоне арии И.Баха «Воздух»):
Мерцал закат, как блеск клинка.
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.
Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!
5-го сентября 1942 г. немцы захватили Марухский перевал.
Вот что писали советские военные источники:
“Начались тяжелые бои непосредственно за Марухский перевал. Солдаты 2-го батальона 808-го стрелкового полка 394-й стрелковой дивизии сражались до последнего патрона. В этом бою почти целиком погибли 4-я и 6-я роты батальона”.
Вторая запись сделана 6 сентября: “Продолжались упорные бои в районе Марухского перевала. 808-й и 810-й полки 394-й грузинской стрелковой дивизии дрались с фашистами до последнего патрона, до последнего бойца. Подразделения 810-го стрелкового полка, ...оказавшись в окружении на Марухском направлении, с боем пробились, понесли большие потери и оставили Марухский перевал”. Численность только двух погибших рот, о которых говорится в военной сводке, составляла более 200 человек. О количестве пропавших без вести своих военнослужащих штаб 394-й стрелковой дивизии, конечно, в точности не знал.
Ведущий 1: Советские бойцы были практически необучены для действий в горах, слабо оснащены в материально-техническом отношении. Молодые солдаты и командиры должны были ценой своей жизни, исправлять грубые просчеты советского военного и политического руководства.
Солдат: В своих мемуарах, где рассказывается о боях на Марухском перевале 5 сентября 1942 года, бывший "эдельвейсовец" Алекс Бухнер пишет:
«Советы держали здесь оборону с настоящим презрением к смерти... Несмотря на то, что враг был полностью окружен и отрезан с обратной стороны, он защищался и в этом безнадежном положении до последнего»
Об этом свидетельствует много лет спустя и сам Губерт Ланц, командир 1-й дивизии "Эдельвейс": «...На Марухском перевале проходили бои с переменным успехом. 28 августа атакует 810-й грузинский стрелковый полк с выделенными автоматными ротами, занимает высоту 3012 и угрожает этим самым нашему правому флангу в Марухской долине…Каждому благоразумному становится ясно, что наша высотная точка перейдена. Сил не хватает. Прорыв через Главный Кавказский хребет должен быть оставлен...»
Ведущий 2 (на фоне арии И.Баха «Воздух»): Попытки захватить Сталинград с ходу провалились и заставили гитлеровское командование 31 июля повернуть 4-ю танковую армию с кавказского направления на Сталинград. Это ослабило войска противника, действовавшие на Северном Кавказе.
На крутых снежных склонах Кавказских гор, обдуваемых свирепыми ветрами, скованных вечными ледниками, перерезанных глубокими трещинами-ловушками с отборными немецкими частями «Эдельвейс» сражались наши земляки: Мутовин Василий Васильевич, Игольников Иван Васильевич Картавенко Матвей Борисович, Шакарян Маргарита Григорьевна, Боголюбова Мария Михайловна, Иван Васильевич Подкопаев
(фотогалерея).
Сценка
(На фоне снежных гор, и боевых ячеек сидят бойцы полукругом. В центре Н.Долголенко с баяном).
(Ведущий из-за сцены). В ущелье быстро надвигались сумерки, хотя на западных вершинах, покрытых белой пеленой снега, еще пламенели бледно-розовые краски, отблески заходившего за горы солнца. Под ногами скрипел снег. В чистом морозном воздухе пахло тонким ароматом хвои. Титов и Коваленко шли медленно и наслаждались этой поразительной тишиной и гармонией ночных красок. У них было лирически торжественное настроение, какое бывает у человека в канун Нового года.
(Идут Титов и Коваленко).
Титов (разводя руками по сторонам):
- Красотища-то какая, черт побери! Марухские белые ночи. Здесь не воевать, а курорты строить надо.
Коваленко: - А осень, здесь какая, особенно в Теберде, Домбае. Ничего красивее в жизни я не видел!
Титов: - Обожди, Федор Захарович, одолеем врага, приедем когда-нибудь с внуками отдыхать в эти горные края. Давай зайдем к ребятам.
(Подходят к группе бойцов, которые сидят вокруг костра).
Гольцев (в качестве конферансье объявляет): - Сегодня, как всегда, нашу программу открывает Подснежник – Николай Долголенко!
(Бойцы аплодируют и восторженно встречают баяниста).
Долголенко (поет отрывки из песен, бойцы подпевают):
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идет война народная,
Священная война...Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч,
Ты говорила, что не забудешь
Милых и ласковых встреч.
Боец (обращается к Долголенко): – А почему тебя все называют Подснежник?
Гаевский: – Давай, Коля, расскажи. Это всем интересно.
Долголенко: - Ночью пришел приказ роте спуститься к штабу 810-го полка. Когда начался спуск, и снегу было выше груди и даже на уровне с плечами было. В общем, шли по одному, приблизительно на 10–15 метров друг от друга.
Спускаемся метров двести или триста, и вдруг слышу какой-то отдаленный шум, а затем протяжный крик:
– Обв-а-а-л!!!
И не успел я назад повернуть голову, как на меня налетела снежная буря и потащила вниз.
Сколько я летел вниз – не помню, я потерял сознание.
На этом бы бесславно окончилась моя жизнь в восемнадцать лет, если бы не пришли на помощь боевые товарищи.
Когда меня откопали, оказалось, что обморожены пальцы рук, ног и затылок. Так я оказался в медсанчасти. Однажды мне принесли баян. Когда я заиграл, все были в восторге. Меня вызвал командир полка майор Титов и замполит майор Кузнецов. Они прослушали мою игру, и тогда Титов сказал:
– С этого дня, дорогой наш Подснежник, ты будешь солдатом 810-го полка. Зачисляю тебя в комендантский взвод.
И так я, в общем, с его легкой руки стал иметь это прозвище “Подснежник”.
Гольцев (весело): - Расскажу я вам одну притчу о Гитлере. Будучи в Риме, посетил он однажды национальный музей. В одном из залов увидел черного с бакенбардами человека в красной рубашке.
– Кто это такой? – полюбопытствовал Гитлер.
– Гарибальди! Народный герой Италии,– разъяснила экскурсовод.
– Гарибальди? Что-то не слыхал такого,– откровенно сказал Гитлер и тут же спросил: – А почему он в красной рубашке?
Экскурсовод сказала: – Красную рубашку герой надевал на случай ранения, чтобы кровь его, слившись с цветом рубашки, не была видна солдатам, а значит, и их моральный дух в таком случае не будет подорван.
– О! Здорово придумал, – говорит Гитлер. – Значит, я тоже правильно поступил, что надел желтые штаны, когда начал войну против Советского Союза.
(Солдаты хохочут до слез).
Гаевский: - Затяни, Коля, для начала нашу родную, автоматную.
(Песню начинает Долголенко, бойцы подхватывают).
Меж кавказских хребтов,
За Марухой-горой,
В бой ходил на врагов
Наш боец молодой...
Ведущий 1: Горы не прощают расхлябанности, неорганизованности, ошибок и просчетов, и сурово за это наказывают. Поэтому мужество, самопожертвование, солдатское братство и взаимопомощь помогали сохранить человеческую жизнь зачастую величиной всего в девятнадцать - двадцать лет.
Ведущий 2: Они двигались на глазах противника. Как только разведчики вышли на огромный ледник, немцы открыли прицельный огонь. Не только вражеские пули, подстерегали бойцов, но и другая, не менее страшная опасность – многометровые ледяные щели – ловушки. Не все разведчики смогли вернуться из этих ледяных склепов. Укрывшись от пуль, Малюгин и Журин за каменными глыбами не увидели, как Окунев по скользкому льду быстро покатился вниз, но заметили, как он исчез в глубокой пропасти. Спастись надежды не было. Товарищи решили попытать счастья и спасти своего боевого друга. Они разостлали под ногами палатку на льду (чтобы самим не угодить в ловушку), привязали к концу веревки палку и бросили ее в ледяную яму. Под шквалом пуль, на глазах противника, они проделывали это несколько раз, и все безрезультатно.
Ведущий 1: И вдруг веревка натянулась. Когда лейтенанта Окунева вытащили, он был почти в бессознательном состоянии, весь мокрый и замерзший, с окоченевшими руками. Невозможно даже представить, как он мог удержаться руками за спасительную палку, которая нашла его на дне ледяной могилы. За ночь Окунева друзья обогрели, и он снова был в строю.
Легко сказать "обогреть". Но как это сделать среди льда, где нет ни кустика, ни землянки? Только мертвый лед, пронизывающий холодный ветер, да холодные скалы.
В ту страшную сентябрьскую ночь шел снег с градом и ударил мороз. Вся одежда на Окуневе была мокрая и взялась ледяной коркой. Снимали ее с помощью ножа. Сергей Малюгин снял с себя нательное белье и надел его на Окунева, который был весь синий, стонал и бредил. Но и сухое белье ничем не могло ему помочь. Пришлось уложить лейтенанта среди трупов погибших боевых товарищей, которые были подготовлены к захоронению, прикрыв сверху шинелями, снятыми с убитых.
Преподаватель: Оборона перевала шла в сложных условиях. Тяжелые испытания предстояли впереди. С середины сентября началась пурга. Высота снежного покрова достигла трех метров. Спрятаться от стужи было негде. Не спасали и сооружения из камней, где крышей служила плащ-палатка, а вместо матраца был лед. Закончилось продовольствие, и питались только крошками сухарей, которых выдавали по одной пилотке на неделю. Одежда покрывалась льдом. А мороз становился все крепче и крепче. Застывали пулеметы, а вместе с ними и люди, которые становились частью ледовой крепости Кавказа.
О том, какое мужество в обороне перевалов проявили бойцы 808, 810-го полков признали и горные стрелки.
Глубокой осенью 1942 г. благодаря героическому сопротивлению, стойкости и мужеству наступление фашистов было остановлено.
Оборонительный период битвы за Кавказ продолжался пять месяцев. Гитлеровский план «Эдельвейс» потерпел крах.
Недолго развивались немецкие флаги на самой высокой горе Кавказа. В середине февраля 1943 г. советские воины под руководством лейтенанта Н. А. Гусака водрузили над Эльбрусом советский Красный флаг.
Солдат (на фоне песни Марка Бернеса «От героев былых времен»):
Битва за Кавказ шла целых 14,5 месяцев или 442 дня!
Они были едины в своих стремлениях - не пропустить, сокрушить врага: снайпер башкир Абдул Валиулин, летчики: армянин Ашот Аветисян, русский Петр Савельев, грузин Вано Шубладзе. Сражались плечом к плечу армянин Р.А.Баласанян, даргинец Г.А.Яхъяев, украинец Н.Г.Титаренко.
Преподаватель: В день захоронения воинов не было известно года ни одного имени участника обороны Марухского перевала. По обрывкам писем, надписям на ложках, комсомольским билетам, встречаясь с ветеранами тех страшных боев, восстанавливались имена погибших бойцов. На памятнике в станице Зеленчукской имена погибших они появились позже.
Светом благородной памяти, светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся имена павших бойцов. Вспомним...
Ведущий 1:
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На Вашу долю все это пришлось:
Тревоги, холод, голод и разрухи.
Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Мы, потомки тех, кто не дрогнув, не отступив, победил смерть на льдах перевалов, должны сохранить память о тех, кто добывал нам победу.
Почтим их память минутой молчания.
(Просмотр документального фильма «Операция «Эдельвейс. Последняя тайна»).