Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.
«У каждого ребёнка есть желание учиться» - это один из принципов воспитания по Л.С.Выготскому.
Л.С.Выготский писал о важности воспитания внутренних стимулов: «Мотивация оказывает существеннейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли - всё равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась и мотивировалась. Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как цель».
Но в последние годы наблюдается снижение учебной мотивации. Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как повысить мотивацию, как сделать так, чтобы учеба вызывала положительные эмоции (радость, удовлетворенность, уверенность)? Как добиться желания учеников работать на уроке?
Проблема повышения учебной мотивации учащихся в условиях развития современной школы приобретает первостепенное значение.
Чтобы повысить учебную мотивацию учащихся, необходимо создать условия для подготовки выпускников способных: ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем проблемных методов и приемов обучения.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают обобщѐнные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся, в том числе: Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка решения проблем/ проблемных ситуаций. Требуют принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранение неполадок» и т.п. Требуют совместной работы в парах или группах с разделением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.
Сущность проблемного обучения по определению И.Я.Лернера: «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы»
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Основные психологические условия для успешного применения проблемных ситуаций:
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступными для учащихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Функции проблемного обучения:
1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;
3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;
4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;
5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.
В жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их приходится моделировать.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики.
Класс | Тема |
Учебная задача |
Описание учебной ситуации |
Пояснение |
6 |
Наименьшее общее кратное. |
Описывать правила нахождения наименьшего общего кратного (НОК) нескольких чисел; разложения натурального числа на простые множители. |
Учитель предложил учащимся следующую задачу: «Пончик, собрал в саду корзину ягод, посчитал их. И сказал своим друзьям-коротышкам, что число ягод делится без остатка и на 2, и на 3, и на 5, и на 10, и на 15. Сколько же ягод собрал Пончик?» Незнайка с умным видом ответил. |
После обсуждения этого решения ребята приходят к выводу: ошибка заключается в том, что Незнайка перемножил все данные числа. А ведь можно найти значительно меньшее число, обладающее указанным свойством. Возникает вопрос: какое? Эта ситуация может быть использована учителем либо как проблемное введение в тему, либо как первичное закрепление понятия «наименьшее общее кратное» (по источнику: М.Ю.Шуба Занимательные задания в обучении математике. М: Просвещение, 1994) |
9 |
Разложение квадратного трехчлена |
|
Разложить на множители |
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что есть более легкий способ разложения квадратного трехчлена на множители |
Переформулировка традиционных заданий в проблемные задания
Класс |
Тема |
Традиционное задание |
Проблемное задание |
Пояснение |
5 |
Сравнение десятичных дробей |
Сравните числа: |
Однажды учитель предложил Вите Верхоглядкину сравнить дроби: 3,29 и 3,7. |
Ученики отмечают, что Витя упустил первый шаг в алгоритме сравнения десятичных дробей. Вспоминают правило сравнения десятичных дробей. |
5 |
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. |
Выполните сложение: |
Ответим на вопрос: Кто быстрее сосчитает компьютер или человек мыслящий? |
В ходе процесса анализа, ученики замечают, что данные примеры можно решить быстро, применяя сочетательное свойство сложения. Данная работа помогает анализировать задания и быть сосредоточенным в процессе решения. |
6 |
Нахождение дроби от числа |
Найдите 14% от числа 600 |
Витя прочитал в рубрике школьной газеты, что из 600 учащихся в школе 14% отличников. «Всего-то» - подумал Витя? Сколько же отличников в школе -14, как подумал Витя или другое число? |
Ученики отмечают, что Витя не знаком с понятием «процент». И, соответственно, не знает алгоритма решения задач на нахождение дроби от числа. |
8 класс |
Сокращение дробей |
Сократите дробь: х2-16 |
Витя чтобы построить график данной функции х2-16 у=1/2х-2. Но учитель сказал, что он не прав. В чем не прав Витя? |
Ученики отмечают, что Витя неверно сократил дробь, вспоминают правило сокращения рациональных дробей. |
7 класс |
Формулы сокращенного умножения (а+в)2=а2+2ав+в2 |
Вычислите: 1. 532+372+106*37 2. 532+322-2*53*32 |
Группа «Вити» стала данный пример решать в столбик, а группа «маши» внимательно посмотрела на пример и сказала ответ. |
В ходе процесса анализа, ученики замечают, что данные примеры можно решить быстро, применяя формулы сокращенного умножения. Данная работа помогает анализировать задания и быть сосредоточенным в процессе решения. |
«Важно не то, что ребёнок уже умеет, а то, чему он может научиться» - тоже один из принципов воспитания по Л.С.Выготскому. И данный принцип согласуется с сущностью проблемного обучения.