Урок исследование по обществознанию 11 класс.
Цели:
- построение знаний о демографической ситуации в современной России и проблемах неполных семей.
- развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
- формирование ценностного отношения к семье.
Учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание. 11 класс
Встреча с проблемой
1. Актуализация опыта
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что знает статистика о семьях полных и неполных? Зачем нам знать, сколько нас, россиян? Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?
Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные? Как увеличение числа неполных семей влияет на демографическую и социальную ситуацию в обществе?
Осознание и формулирование проблемы. Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России?
2. Построение знаний
Сбор информации. Учитель распределяет работу между группами.
Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.
- 1 группа работает с текстом учебника с. 193-195 и ищет ответ на вопрос: Какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные?
- 2 группа работает с текстом учебника с. 195-197: Существует мнение, что неполные семьи соответствуют особенностям развития общества в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Ответ аргументируйте.
- 3 группа работает с текстом учебника с. 197-199: Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России? Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России? - 4 группа работает с документом учебника с.200: «Из концепции демографического развития Российской Федерации».
Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации. Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.
3. Рефлексия
Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразами:
- «Меня удивило…»,
- «Оказывается…»,
- «Я понял, что…».