Скоро в школу! Как помочь ребёнку не бояться её, а с радостью прожить данный этап своей жизни.
Чтобы идти в ногу со временем и развивать профессиональные навыки, специалистам почти всех областей приходится читать все больше. Огромное значение имеет техника чтения в школе. Проведенные исследования показывают, что успеваемость учащихся напрямую зависит от скорости чтения. Та же связь прослеживается и во время учебы в ВУЗах.
Что нам мешает читать быстро?
1. Регрессия. Она заключается в том, что при чтении наши глаза периодически возвращаются к тексту, чтобы прочитать его повторно. Это самая частая причина замедления чтения. При низкой скорости чтения число регрессий составляет от 10 до 15 для маленького текста объемом в 100 слов! Разумеется, такие частые возвратные движения глаз существенно снижают скорость чтения.
Следовательно, скорость чтения, его техника, прежде всего должны зависеть от целей и задач читателя, которые он ставит перед собой в данный момент.
Нужно выработать несколько программ умственных действий, довести их до автоматизма, чтобы в нужный момент воспользоваться соответствующей из них и прочитать текст максимально быстро. Настроиться на прочное восприятие прочитанного, помогает «Аэробика для нейронов».
Если вас ждет сложный текст или работа над нелюбимой темой, то перед чтением я рекомендую зарядиться дополнительной энергией. Этому хорошо способствуют элементы пальчиковой гимнастики, которые помогают включить тело и разум на полную мощность. Таких упражнений много, с них мы начинаем каждое своё занятие, их можно включать и в середине урока, и в конце.
Два из них я опишу.
1) Для начала выполним простое упражнение на растирание и разминку кистей рук. Сложите вместе и разотрите ладони до появления ощущения теплоты – движения, будто вымылите руки или растираете снег. Затем пожмите одной рукой другую и наоборот, как будто здороваетесь. Делайте это не расслабленно, а с усилием, тогда почувствуете себя более активным. Может быть, вы видели, как некоторые люди потирают руки перед завершением сделки в ожидании благоприятного исхода. Часто такое движение непроизвольно, поскольку мозг дает команду не терять бодрость, чтобы не пропустить важный момент закрытия сделки и довести дело до конца.
2) Более сложное упражнение из пальчиковой гимнастики. Вытяните все пальцы обеих рук вперед. На правой руке указательный палец и мизинец оставьте на месте, а средний и безымянный прижмите к ладони, проще говоря: средний и безымянный оставьте на месте, а указательный палец и мизинец прижмите к ладони. Положение большого пальца для нас не важно, некоторым участникам удобно придерживать им прижатые к ладоням пальцы. Теперь постарайтесь одновременно и быстро менять сложенные фигуры местами: сначала в одну, а потом в другую сторону. С первого раза это получается не у всех, зато хорошо стимулирует мыслительную деятельность и придает энергию.
3) Раскрашивание двумя руками. Упражнение выполняется в самом начале занятия. Время на выполнение – 3-5 минут. Штриховка должны быть плотной, мелкой, без пробелов и выходов за контуры. Следите, чтобы учащийся не поддерживал карандаш правой рукой, не делал слишком размашистых движений. Желательно, чтобы каждый элемент картинки был раскрашен разными цветами.
2. Артикуляция. Следующая причина нашей медлительности, которая родом из детства. Все мы сначала произносили слова по буквам и слогам, а потом читали их целиком вслух. В итоге связь между видимым и произносимым текстом установилась на рефлекторном уровне. Сокращение артикуляции может обеспечить настоящее скорочтение. Как же этого добиться?
Самым эффективным упражнением будет выстукивание ритма. Вы читаете про себя и одновременно отбиваете карандашом специальный ритм, не характерный для русской речи. Он состоит из трехчастного постукивания с четырьмя короткими ударами в первой части и двумя длинными ударами в каждой следующей части. На первом звуке каждой части удар усиливается. Такой ритм становится помехой для любой артикуляции – как внешней, так и внутренней.
Развитие артикуляционного аппарата. Скороговорки. Каждое занятие перед чтением вслух произносить определенный набор скороговорок, постепенно увеличивая темп проговаривания.
3. Малое поле зрения. Поле зрения – это отрезок текста, воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При обычном чтении глаза улавливают максимум несколько слов, и этого очень мало. Получается чтение с дроблением взгляда, поскольку глаза делают множество скачков и остановок. Чтение будет быстрее, если поле зрения расширить – научиться воспринимать больше информации при каждой фиксации глаз. Одним из наиболее эффективных упражнений, которое значительно расширяет поле зрения и помогает добиться вертикального движения глаз по странице является хорошо известная психологам таблицы Шульте. При упражнениях с ними необходимо зафиксировать взгляд в центральной ячейке, но при этом пытаться увидеть таблицу целиком и найти все цифры по порядку нарастания за 25 секунд.
Люди с хорошим полем зрения справляются с одной таблицей за 25–30 секунд. А если тренироваться, можно сократить это время до 11–12 секунд. После многократных тренировок вы будете находить числа все быстрее – благодаря развитию периферического зрения.
4. И наконец, причина медленного чтения – уровень организации внимания. Скорость мышления человека обычно втрое или вчетверо выше медленной скорости чтения. Поэтому, когда мы читаем медленно, то остаётся время для нашего мышления, которое и занимается ненужными мыслями во время чтения. Чтобы комфортно читать эти скорости важно уравнять. Если, продолжая водить глазами по страницам книги, вы отвлеклись на посторонние мысли, то никакого смысла в таком чтении нет. Есть ряд причин, отвлекающих человека от чтения из-за медленной скорости.
Очень помогают универсальные методы повышения концентрации внимания и развития памяти. Они помогают лучше сосредоточиться как при чтении, так и во всех остальных делах.
Развитие слуховой, смысловой, зрительной, моторной, ассоциативной памяти с помощью комплекса упражнений:
- вопросно-ответная работа с текстом, воспринимаемым на слух;
- осмысление прослушанного (прочитанного) текстов;
- запоминание и воспроизведение увиденных предметов, образов, символов;
- задания, направленные на развитие периферического зрения и расширения зрительной оси;
- задания с использованием тактильных ощущений для лучшего запоминания;
- построение «нелепой» связи между предметами, символами, явлениями, словами;
- «визуализация»;
- «мнемокомната»;
- расстановка мест (Римская комната);
- воспроизведение исходного слова по слову-ассоциации;
- воспроизведение исходного слова по символу.
Зрительная память с игрушками. Перед ребенком выставляется набор мелких предметов (игрушек), затем ребенок отворачивается, и вы в это время либо убираете какую-нибудь игрушку, либо меняете игрушки местами. Повернувшись, ребенок должен сказать, что изменилось. Начинайте с 5–7 игрушек, постепенно доводя их количество до 20–25.
Точность восприятия, понимание слов в их взаимосвязи. Учащийся прослушивает пары слов, мысленно проводя логическую связь между словами, запоминает их. Затем по первому слову пары воспроизводит второе слово. Впоследствии задание можно усложнить и воспроизводить первое слово пары по второму либо предлагать учащимся для прослушивания не пары слов, а ряд из трёх слов, связанных последовательной логической связью.
Примеры логической связи:
- противоположные понятия – «добро» – «зло»;
- часть-целое – «ботинок» – «подошва»;
- близкие понятия – «король» – «царь»;
- понятия, связанные ассоциативной связью, – «бабушка» – «внук»;
- понятия, связанные причинно-следственной связью, – «скорость» – «авария»;
- большое – малое – «гора» – «холм» и т.п.
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Логические таблицы – это такие таблицы, в которых необходимо по ходу работы быстро увидеть закономерность расположения символов, фигур, картинок, букв или чисел. За максимально короткое время вам нужно отследить логику построения таблицы. Полученные результаты занести в матрицу.
Работа с текстом
1. Тексты для слухового восприятия. Во время выполнения упражнения для неведущей руки в начале занятия педагог читает небольшой текстовый фрагмент, после чего задает вопросы учащимся. Ответ должен быть точным, без лишней и искаженной информации, т.е. соотнесен с вопросом.
2. Антиципация. Ребенок работает с текстом, в котором встречаются пропуски фрагментов слов и/или целых слов. Цель – чтение с воспроизведением слов на уровне мысли. Хорошим результатом можно считать результат, если разница во времени прочитанного текста с пропусками и текста без пропусков составляет не более 15–20 секунд.
3. Поисковое чтение. Ребенка необходимо нацелить на поиск только той информации в тексте, которая требуется при ответе на вопросы, данные перед текстом. Время поиска постепенно сокращайте.
4. Тексты для развития смысловой памяти. После прочтения текста ребенок должен быть готов ответить на вопросы преподавателя, касающиеся понимания текста, а также сжато или подробно уметь пересказать его либо воспроизвести по алгоритму:
- автор;
- название;
- краткое содержание;
- характеристика главного (главных) героя (героев);
- характеристика второстепенных героев.
Акцентируется внимание учащихся на том, чтобы они обязательно ознакомились с инструкцией перед выполнением задания. Поинтересуйтесь, все ли понятно учащимся, но не «разжевывайте» то, что дано в инструкции (они достаточно лаконичны и просты), в противном случае ребенок будет постоянно надеяться на вашу помощь, не научится концентрировать внимание на задании и осмысленно воспринимать информацию.
Литература
1. П.Палагин. «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное».
2. Илья Мельников «Технология обучения скорочтению».
3. Герасим Авшарян «Скорочтение».
4. Геннадий Быстров «Скорочтение».