Цели урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; умение различать виды придаточных в СПП, определять средства связи между частями СПП;
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с притчей о двух волках
- развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
- отработать навыки составления СПП, построения схем предложений;
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Тип урока: урок-повторение.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение и закрепление материала
- Друзья мои, я предлагаю вам сегодня поговорить о добре. На протяжении всего жизненного пути людей волнует вопрос, что такое доброта? как она выглядит? в чем проявляется? Мы сегодня тоже попытаемся найти ответы на эти вопросы, но с одной оговоркой. Наш разговор о доброте будет проходить в рамках темы СПП.
Слайд 1.
- Что такое доброта? (Ответы детей)
Ответ учителя:
Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно развернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать…
Слайд 2. Просмотр видеоролика (притча о двух волках)
Слайд 3. Комплексный анализ текста (можно использовать раздаточный материал; Приложение 1)
- Мы прослушали с вами притчу. Что такое притча? (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе поучение)
Задания по тексту:
1. Тема: (добро и зло)
2. Основная мысль: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать свои поступки и желать другому только того, чего желаешь самому себе.
- Тип речи: повествование. Почему?
3. Жизненную
- Морфологический разбор слова «жизненную»
1. Жизненную - прилаг. (какую?)
2. Н.ф. - жизненный, качеств, ед. ч., ж.р., полная форма В.п.
3. Истину (какую?) жизненную (определение)
4. Истина жизни.
5. Тронутый до глубины души.
6.Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 4. Творческая работа.
Задание: составить СПП с разными видами придаточных на тему «Доброта - это…»; запись в тетради одного из высказываний о доброте (на выбор) + схема к данному предложению.
Беседа по теме «СПП»:
- Назовите виды СПП.
- Перечислите особенности каждого вида
- С помощью каких союзных средств придаточная часть присоединяется к главной.
- В чем отличие союзных средств друг от друга?
- Какие способы подчинения вам известны в СПП с несколькими придаточными.
Слайд 5. Цифровой диктант. 2 ученика работают у доски
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру 1, если нет - 0, затем проверьте свои ответы. Итак, дайте ответы на мои утверждения.
1) СПП – это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительными союзами или союзными словами. 1 (да)
2) Придаточные предложения в CПП могут стоять только после главного. 0 (нет)
3) CПП имеет 3 вида придаточных: определительные, изъяснительные и следствия. 0 (нет)
4) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей. 0 (нет)
5) В СПП опорное слово может совпадать с указательным словом? 1 (да)
6) Однажды, гуляя по-зимнему лесу, я забрёл так далеко, что не мог определить направление к деревне. Это CПП ? 1 (да)
Работа у доски.
Задание: определить вид придаточного; сделать схему к указанным СПП.
1. Доброту трудно раздать, потому что она все время возвращается.
2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
3.Подлинная доброта заключается в том, чтобы любить своего ближнего.
Слайд 6-11. Тестирование (работа у доски на оценку).
Задание: определить тип подчинения;
Слайд 12.
3. Подведение итогов
Раздать карточки (зелёные - все получилось, синие - были проблемы, трудности, не всегда был активен, красные - было трудно).
Оценки за урок.
4. Домашнее задание
Написать эссе на тему «Доброта-это...», используя СПП (10-12 предложений).