Урок повторения по теме СПП

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык, cложноподчиненное предложение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели урока:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; умение различать виды придаточных в СПП, определять средства связи между частями СПП;
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с притчей о двух волках
  • развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
  • отработать навыки составления СПП, построения схем предложений;

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок-повторение.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение и закрепление материала

- Друзья мои, я предлагаю вам сегодня поговорить о добре. На протяжении всего жизненного пути людей волнует вопрос, что такое доброта? как она выглядит? в чем проявляется? Мы сегодня тоже попытаемся найти ответы на эти вопросы, но с одной оговоркой. Наш разговор о доброте будет проходить в рамках темы СПП.

Слайд 1.

- Что такое доброта? (Ответы детей)

Ответ учителя:

Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно развернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать…

Слайд 2. Просмотр видеоролика (притча о двух волках)

Слайд 3. Комплексный анализ текста (можно использовать раздаточный материал; Приложение 1)

- Мы прослушали с вами притчу. Что такое притча? (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе поучение)

Задания по тексту:

1. Тема: (добро и зло)

2. Основная мысль: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать свои поступки и желать другому только того, чего желаешь самому себе.

- Тип речи: повествование. Почему?

3. Жизненную

- Морфологический разбор слова «жизненную»

1. Жизненную - прилаг. (какую?)
2. Н.ф. - жизненный, качеств, ед. ч., ж.р., полная форма В.п.
3. Истину (какую?) жизненную (определение)
4. Истина жизни.
5. Тронутый до глубины души.
6.Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 4. Творческая работа.

Задание: составить СПП с разными видами придаточных на тему «Доброта - это…»; запись в тетради одного из высказываний о доброте (на выбор) + схема к данному предложению.

Беседа по теме «СПП»:

  • Назовите виды СПП.
  • Перечислите особенности каждого вида
  • С помощью каких союзных средств придаточная часть присоединяется к главной.
  • В чем отличие союзных средств друг от друга?
  • Какие способы подчинения вам известны в СПП с несколькими придаточными.

Слайд 5. Цифровой диктант. 2 ученика работают у доски

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру 1, если нет - 0, затем проверьте свои ответы. Итак, дайте ответы на мои утверждения.

1) СПП – это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительными союзами или союзными словами. 1 (да)

2) Придаточные предложения в CПП могут стоять только после главного. 0 (нет)

3) CПП имеет 3 вида придаточных: определительные, изъяснительные и следствия. 0 (нет)

4) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей. 0 (нет)

5) В СПП опорное слово может совпадать с указательным словом? 1 (да)

6) Однажды, гуляя по-зимнему лесу, я забрёл так далеко, что не мог определить направление к деревне. Это CПП ? 1 (да)

Работа у доски.

Задание: определить вид придаточного; сделать схему к указанным СПП.

1. Доброту трудно раздать, потому что она все время возвращается.
2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
3.Подлинная доброта заключается в том, чтобы любить своего ближнего.

Слайд 6-11. Тестирование (работа у доски на оценку).

Задание: определить тип подчинения;

Слайд 12.

3. Подведение итогов

Раздать карточки (зелёные - все получилось, синие - были проблемы, трудности, не всегда был активен, красные - было трудно).

Оценки за урок.

4. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Доброта-это...», используя СПП (10-12 предложений).