Дети и война. Малолетние узники фашизма (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 6

Ключевые слова: дети войны, Дети и война, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Данная разработка включает цели и задачи классного часа, презентацию и сценарий. Классный час «Дети и война. Малолетние узники фашизма» позволит учащимся понять, во имя чего переносились неимоверные тяготы и лишения, почему войне стала страшным испытанием не только для взрослых, но и для детей? Об этом необходимо рассказывать подрастающему поколению, чтобы воспитывать в них моральные качества, чувства патриотизма, сопричастности к героической истории России, готовность служить Отечеству. Это поможет воспитать достойного гражданина. История России во время войны знает тысячи имён героев, которые отважно шли на врага, но лишь недавно заговорили о тех, кто не должен был попасть в этот «жестокий водоворот». Это дети. Сегодня их называют малолетними узниками фашизма. Рассказать о них – главная задача данной методической разработки.

Патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, почитания матери, сохранения семейных уз, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом. История Великой Отечественной войны – это не только битвы, сражения, это судьбы, судьбы тех, кто не по своей воле попал в плен.

Методы – беседа: создание ситуации успеха, контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, частично-поисковый метод – создание проекта; метод эмоционального погружения – чтение стихов

Форма занятия: устный журнал, чтение текста, преобразование его в страничку «Книги Памяти», выступление перед одноклассниками. Наблюдается сочетание фронтальной, парной, групповой, индивидуальной работы, анализ работы обучающихся.

Средства обучения – мультимедийная установка, CD-проигрыватель, записи взрыва, метронома, песен о Великой Отечественной войне, воспоминания малолетних узников, подборка документов, стихи, фотографии.

Педагогическая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Приемы: «Кластер», «Лэпбукинг», который способствует усвоению знаний, обобщению и систематизации, учащиеся учатся собирать и структурировать информацию.

Цель: создание условий для воспитания чувства патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; развитие исследовательских навыков и творческих способностей, создающих благоприятные условия для общения учащихся в совместной деятельности.

Задачи:

  • развивать гражданское самосознание; чувства патриотизма и любви к своей Родине на поисковом материале
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость

Планируемые результаты:

Предметные: умение понимать и применять инструкцию к выполнению задания.

Личностные: возможность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а также формирование личной мотивации, уверенности в своих силах

Метапредметные:

Регулятивные: умение самостоятельно планировать учебные действия, умение выделять свойства в изучаемых объектах; оценивать и корректировать полученный результат.

Познавательные: умение различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, умения логически рассуждать, сравнивать, доказывать и анализировать ситуации

Коммуникативные: речевые умения высказывать суждения отвечать на поставленные вопросы, развивать умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. Необходимо заранее выбрать группу детей, которые будут читать стихотворения, заявленные для 4 группы  
  2. Подбор материала о малолетних узниках, о концлагерях, исторические факты, фотографии и копии документов, сделать распечатки
  3. Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне.
  4. Подготовка презентации и музыкального сопровождения
  5. Заранее изготовить маленьких голубей
  6. Макет Книги Памяти
  7. Cценарий классного часа, посвящённого празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Время, рекомендуемое для проведения классного часа, - 30-40 минут.

Подведение итогов

Мероприятие вызвало живой интерес учащихся, помогло развить их творческие способности, которые, может быть, оказываются невостребованными на обычных уроках. Открытый классный час, посвященный Дню Победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма, это положительный эмоциональный настрой учащихся и приглашенных гостей. Основной упор был сделан на воспоминания малолетних узников Иркутской области. Сценарий сопровождался мультимедийным приложением: фотографии, звуки смеха, автоматной очереди, немецкой речи, музыкальных произведений. Комплексное воздействие звукового сопровождения и средств визуализации, способствует повышению эмоциональной окраски восприятия, заставляет сопереживать происходящему, вызывая у детей чувства и эмоции, позволяющие лучше понять, прочувствовать и осмыслить события прошедшей войны. Такие глубокие эмоциональные встряски очень полезны для духовно-нравственного развития и способствуют формированию твердой гражданской позиции обучающихся.

При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты:

- форма проведения: был отобран краткий, но в то же время ёмкий материал;

- был соблюден регламент выступления (не более 3 минут);

- задействовали аудиовизуальные средства наглядности.

На наш взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута: на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать об этой странице истории нашей страны. Мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Все поставленные задачи удалось реализовать.

Презентация.

Источники информации

  1. Газета Международного союза бывших малолетних узников фашизма «Судьба», основана 15 апреля 1993 года, Гл. редактор Л.К.Синегрибов, Улан-Удэ: № 6 (135) ноябрь-декабрь 2011 г., № 2 (137) март-апрель 2012 г., №  3 (138) май-июнь 2012 г.,  № 5 (140) сентябрь-октябрь 2012
  2. Кокшарова В.И. «Непокоренные»: книга воспоминаний бывших малолетних узников фашизма. Большой Луг, 2010 г.
  3. Стихи малолетних узников фашизма Ады Родиной, Леонида Тризны, Павла Демьянова, Людмилы Голодяевской, выбранные из газеты «Судьба»
  4. Интернет-ресурсы:
    1. ttps://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%
      D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BB%
      D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%D1%83%
      D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&stype=
      image&lr=63&source=wiz;
    2. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fstapravda.ru%
      2F20130622%2Fmaloletnie_uzniki_gitlerovskikh_kontslagerey_tyazheloe_detstvo_z_69219.html