Лэпбук на уроках истории. Мой опыт

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: лэпбук, визуализация текстовой информации


Готовясь к очередному уроку по истории России, я задумалась о том, как интереснее подготовить тему, чтобы дети смогли легко усвоить материал, и при этом могли непосредственно сами принять участие в изучение темы. Тогда-то я и вспомнила о лэпбуке. Ранее я уже слышала о нем, но не использовала в своей работе. Изучив литературу по данному вопросу, приняла для себя, что на моих уроках лэпбуку быть!

Для начала давайте разберёмся, что означает само слово «лэпбук». Еслидословно, то lap book переводиться какнаколеннаякнига. Итак, какговорит наманглийскаявикипедия «lap book is a type of single-subject book  created by a student, generally as a supplement to a curriculum». Получается, что лэпбук – это не что иное, как книга, сделанная руками обучающегося, по какому-либо разделу/теме.

В процессе обучения «наколенная книга» может носить разные цели и задачи. Она может служить подмогой в изучении сложной темы, а может и вовсе заменить конспект урока какой-либо темы. Помимо этого, лэпбук является закреплением, неким «итогом» пройденного материала.

Главной ценностью этого дидактического пособия является информация.

Весь материал, который должен усвоить ребёнок представляется в виде рисунков, схем, карточек, графиков, небольших текстов и т.д.

Таким образом, главная задача лэпбука – это визуализация текстовой информации.

Это пособие дети сами могут создавать своими руками.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС. Он даёт возможность учитывать индивидуальные способности детей, структурировать сложную информацию, научить простому способу запоминания, обьединить детей для полезного и увлекательного дела, способствует самостоятельному поиску информации, повторению и закреплению пройденного материала.

Помимо прочего, лэпбук отвечает всем требованиям проектно-исследовательской деятельности, что немало важно для современного обучения.

Ещё одним плюсом лэпбука является вариативность форм работы. Это может быть как индивидуальная, так и групповая или парная работа. Когда дети демонстрируют свои лэпбуки, на уроке происходит дискуссия, обсуждение работ, тем самым ученики снова повторяют и закрепляют материал.

Работа над лэпбуком может быть разнообразной. Учитель в данной работе выступает тьютором. Он не является источником информации, а лишь помогает ребенку и направляет его. Лэпбук позволяет детям проявить свои творческие и поисковые способности, а еще он эстетичен.

Итак, я решила использовать лэпбук при изучении серии уроков «реформы Петра I». Тема достаточно обширная и лэпбук здесь подошёл как никогда кстати. За основу нашего будущего пособия мы взяли плотный лист формата А1, сложили его в виде брошюры. Ученики ярко и красочно украсили обложку  лэпбука различными рисунками, вырезками и текстом. Мы с детьми решили, что одна реформа Петра Великого – это одно новое «окошечко» в лэпбуке. Ребята самостоятельно оформили «реформы». Кто-то взял за основы схемы, кто-то картинки, распечатанные из интернета с небольшим текстом, кто-то представил информацию в виде карточек в кармашках.

Для закрепления материала дети в потайных кармашках расположили тесты, кроссворды и загадки. Изучая тему «реформы Петра I», мы использовали наш лэпбук на нескольких уроках, осваивая новый материал, закрепляя и повторяя его.

Детям очень понравилась данная форма работы. Сложную на первый взгляд тему они смогли освоить гораздо легче и с интересом.

Подводя итог, стоит отметить, что создание лэпбука позволяет сформировать у детей критическое мышление, находить причинно-следственные связи, что немало важно при изучении истории, творчески подходить к усвоению темы и самостоятельно искать и отбирать нужную информацию.

Несомненно, внедрение в учебный процесс данной методики положительно скажется на обучении детей. Это поможет разнообразить уроки и заставит по-новому взглянуть на ваш предмет.