Цель: Укреплять нравственно-патриотические чувства дошкольников через совместные мероприятия взрослых и детей; формировать гражданскую позицию; расширять и систематизировать знания детей о событиях ВОВ; закреплять представление о значении победы нашего народа в ВОВ; способствовать формированию интереса к истории своей страны. Воспитывать уважительное отношение к памяти людей, прошедших войну, чувство гордости за свой народ, чувство любви к Родине.
Оборудование: мультимедиа, видеоматериалы о начале ВОВ, атрибуты для тематических игр, красные полотна для танца, бумажные голуби на палочках для вальса, музыкальные фонограммы по сценарию.
Оформление зала: На центральной стене, на красном полотнище орден «Победы». Под ним золотыми цифрами надпись «1941-1945». На сцене большие вазы из георгиевских лент (шары), а в них букет из красных шаров (салют) По потолку голубые гелиевые шары с прикрепленными к ним бумажными голубями. По краю сцены установлены свечи-фонарики.
Ход занятия
Звучит марш «Прощание славянки», дети, одетые в военную форму солдат Великой Отечественной Войны, с георгиевскими лентами на груди, торжественным маршем заходят в зал и останавливаются врассыпную по залу.
1-й ребенок:
Когда приходит День Победы,
Цветут сады, цветут поля.
Когда приходит День Победы,
Весною дышит вся земля.
2-й ребенок:
Когда приходит День Победы,
То раньше солнышко встает.
И, как одна семья большая,
Идет в колоннах наш народ.
3-й ребенок:
Когда приходит День Победы.
Звучат и музыка, и смех.
И, поздравленья принимая,
Мы поздравляем всех.
Песня «День Победы». Муз. А.Белоусова
Дети садятся на стулья. Начинается демонстрация мультимедиа, сопровождаемая рассказом ведущего. Звучит с нарастанием музыка (отрывок из Ленинградской симфонии Д.Шостаковича) Кадры нападения фашистов чередуются с кадрами мирной жизни времен Советского Союза.
Ведущий: На рассвете утром 22 июня 1941 года сотни фашистских самолетов и танков двинулись на нашу страну. Никто не ждал этого нападения.
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили фашистские бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
С.Щипачев
Фашисты сбросили бомбы на спящие города. Обстреляли из орудий тихие деревни. Подожгли поля. Они не разбирали, где взрослые, где дети, - всех убивали на своем пути. И топтали, топтали нашу родную землю. Началась Великая Отечественная Война.
Звучит первый куплет песни «Священная война».
В центр зала выходят мальчики. В руках у первого красное знамя. Слегка в зале притемняется свет, освещая чтецов:
1-й ребенок:
Вставай, народ! Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины пошли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
2-й ребенок:
За Днепр и Волгу шли солдаты в бой,
Сражались за советский край родной,
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле у нас росло,
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.
3-й ребенок:
Вот о такой Победе и мечтали,
Стараясь заглянуть за край войны,
Но дымом заволакивало дали
И только прибавляло седины.
Танцевальная композиция на тему песни «А закаты алые-алые» (исполняют четыре мальчика в военной форме и четыре девочки в костюмах «березка»)
Ведущий: (мультимедиа) Мирную жизнь нашей страны перечеркнула война. Отправлялись на фронт солдаты. Но битвы были не только на фронтах. Для того, чтобы заводы и фабрики, запасы продуктов и оружия не достались врагу, их переправляли в глубокий тыл, на восток нашей страны. Иногда случалось так, что на новом месте еще стены и крыша завода не были построены, а они уже работали под открытым небом.
«Все для фронта!», «Все для победы!» - это стало главной задачей тружеников тыла. Вместо ушедших на войну отцов, к заводским станкам становились их жены и дети, старики-пенсионеры. Люди работали и днем, и ночью. Они готовили снаряды, патроны, боевую технику – танки, самолеты, артиллерийские орудия. Послушайте рассказ о маленьком труженике тыла.
1-й ребенок:
Не спится мальчишке,
Он думал всю ночь:
«Ну, как же, ну чем же
Мне фронту помочь?»
2-й ребенок:
А утром на зорьке
Мальчишка встает,
Знакомой дорогой
Идет на завод.
3-й ребенок:
И к мастеру:
- Дядя, меня научи,
Я буду снаряды
Для фронта точить!
4-й ребенок:
Станок был послушен,
Мальчишка - умел,
И бойко станок
Под руками запел.
5-й ребенок:
Мальчишка спешит,
Не теряет минут…
Снаряды для фронта
Машины везут.
Н.Палагута
Ведущий: Сельские жители выращивали хлеб и отправляли его на фронт. Нередко, сами голодая, они кормили солдат, защищавших страну.
Эстафета «Урожай»
Участвуют две команды из шести человек. У первого ребенка в руках руль, последний держит за веревочку машину, у остальных детей – колоски. На расстоянии 4-5 метров лежит обруч («поле»). Первый участник обегает обруч, дети с колосками по очереди подбегают к обручу и кладут в него колоски («сажают зерно»). Последний игрок подвозит к обручу грузовик, складывает в него колоски и увозит к своей команде («убирает урожай»). Побеждает команда, первая выполнившая задание.
Ведущий: (показ иллюстраций мультимедиа).
С фронта в санитарных поездах везли раненных в тыл. В больницах, госпиталях ухаживали за ними врачи, медсестры, санитары. Скольким бойцам облегчали боль заботливые руки этих людей!
Игра «Перевяжи раненого»
Участвуют четверо детей: две девочки – «санитарки» и два мальчика – «раненые бойцы». Девочки перевязывают мальчикам руки. Побеждает девочка, первая наложившая повязку.
Танец «Медсестричка» (исполняют девочки в форме медсестер военного времени) муз. М.Баснера «Девушка из Бреста»
Ведущий:
Фашисты дошли до Москвы, однако советские бойцы сумели остановить врага. Но много наших городов и деревень были захваченными гитлеровцами. Каждый русский человек помнил призыв Родины:
Если молод ты и если чист,
Если сердце горит в груди,
Сделай так, чтобы лег фашист
Мертвецом на твоем пути.
Жители оккупированных территорий тоже боролись с захватчиками. Партизанские отряды взрывали мосты, пускали под откос поезда.
Эстафета «Партизаны»
Участвуют команды по четыре человека. Каждый участник держит небольшой мячик («гранату»). На расстоянии 5-6 метров от детей ставится игрушечный поезд. В метре от него чертится прямая линия. Перед «партизанами» ставится задача – «подорвать эшелон противника, везущий оружие». Дети должны по очереди доползти до черты и, не вставая, бросить «гранату» в поезд, встать, бегом вернуться к своей команде и передать рукой эстафету следующему участнику. Побеждает команда, у которой большее число попавшая в цель.
На экране мультимедиа видеоряд фотографий солдат Великой Отечественной. Негромко звучит песня «За того парня» в исполнении А.Гомана.
Ведущий:
Дорогой ценой далась нашей стране победа. Сколько солдат полегло в боях. Всмотритесь в эти лица.
На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, почти еще что дети,-
Герои Мировой войны.
Они снимались перед боем
В обнимку пятеро у рва,
И было небо голубое,-
Была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души рвутся из земли.
Никто не знает их фамилий.
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый,
Здесь чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жизнь начинавшие едва…
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Р.Казакова
Родина помнит своих героев. По всей нашей стране стоят памятники Неизвестному Солдату. Каждый год, 9 мая, страна вспоминает своих героев, которые не щадя своих сил, своих жизней защищали Родину. И наступает тишина, зажигаются Свечи памяти, проходит минута молчания.
Звучит песня В.Мулявина «В тот день, когда окончилась война…» На экране кадры военной кинохроники. Зажигаются свечи (на сцене фонарики-свечи), на экране изображение могилы Неизвестного солдата в Александровском парке. Звучание песни сменяет звук метронома. Все встают.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Песня «Кино идет, воюет взвод...», исполняют дети. После песни исполняется танец «Вальс Победы» с голубями.
Звучит «День Победы» Д.Тухманова, дети организованно выходят на улицу и запускают в небо голубые шары с прикрепленными к ним бумажными голубями.