Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.
Цель урока: познакомить детей с климатической зоной «пустыня».
Задачи:
познавательное развитие:
социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её;
- учить приемам сотрудничества в коллективе, сотрудничестве в малых группах и в парах;
- учить выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;
- побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию;
- учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, составление описательного рассказа по предложенному плану, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
физическое развитие:
- обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД;
- художественно-эстетическое развитие;
- учить детей работать в технике «ниткографии»;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение работать вместе, сообща;
- воспитывать внимательное и вежливое отношение друг к другу.
Обогащение словаря: пустыня, оазис, барханы, караван верблюдов, верблюжья колючка.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, картинки животных, растений, модель пустыни, модели животных и растений пустыни, мнемотаблицы, заготовки силуэта верблюда, шерстяные нитки, клей, кисточки, салфетки.
Ход урока
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)
Воспитатель:
Собирайтесь дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем – вы узнаете, отгадав загадку:
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется и льется на желтый песок.
В воздухе желтом
и плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
- Куда мы с вами попадём?
Дети: В пустыню.
Воспитатель: А отправляемся мы в пустыню на ковре-самолете.
Воспитатель: Ковер у нас есть, а чтобы он стал волшебным нужно произнести заклинание:
Ты наш коврик добрый будь
Отвези нас в дальний путь
И обратно привези.
Заклинаю: 1,2,3!
(Звучит волшебная музыка)
Воспитатель: Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:
Чтоб ковер-самолет поскорей летел вперед! (Звучит музыка полета)
Вот летим мы над полями,
Вот и море перед нами,
Вижу лодку, рыбака, море шире иль река? (Ответы детей)
Один, два, три, четыре – ну, конечно, море шире.
Вот под нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз.
Выше дерево иль куст? (Ответы детей)
Справа горы высоки
Слева реки глубоки
Прилетели мы, садимся.
Осторожно приземлимся.
Воспитатель: Интересно, куда мы попали? (Ответы детей)
Воспитатель: Везде так пусто. Это пустыня. Пустыня-это бескрайний песок, где почти нет растительности.
Воспитатель: Ребята, а почему пустыню так назвали – пустыней?
Может быть, пустыню, поэтому и назвали пустыней от слова «пусто»?
Джин: Я сейчас вам покажу просторы пустыни.
Воспитатель: Горячее солнце, горячий песок, и жарко здесь очень…воды бы глоток. Воды в пустыне мало она находится глубоко под песками и поэтому так ценится, а песка очень много. Большие холмы песка называются – барханы. Это слово для вас новое, повторите – барханы. Барханы есть только в пустыне.
Воспитатель: Ребята, давайте договоримся, если вы услышите новое слово, то мы его называем и картинку с изображением этого слова ставим на доску. Так, какие новые слова мы с вами только что узнали? (Ответы детей: пустыня, барханы)
Воспитатель: Дождей в пустыне очень мало. А палящее солнце так печет, что можно испечь яйцо в раскаленном песке, представляете.
Воспитатель: Ребята, а какие вы видите растения в пустыне?
Воспитатель: Это не высокие зелёные деревья, а кустарники. Да и тех очень мало.
Воспитатель: А это растение вы узнаете?
Дети: Да, это кактус! …..
Воспитатель: У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.
В пустыне встречается необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Кто знает, как называется это растение? Ответы детей
- Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему это растение так назвали? (Ответы детей). Это растение с удовольствием едят верблюды.
- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.
- Посмотрите на экран. Какое необычное дерево растет в пустыне. Кто знает, как оно называется? (Ответы детей)
Это – саксаул.
- Как вы думаете, почему это дерево без листьев? (Ответы детей)
Дело в том, что саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т.к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги.
Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.
Воспитатель: Назовите тех, которых знаете. (На экране: змея, ящерица, жуки, черепаха, скорпион, верблюд, ежи, пауки)
Воспитатель: Посмотрите, среди песков островок зелени и маленькое озеро, родниковой воды. Это – оазис. Оазис-это райский уголок пустыни, где все могут напиться водой, утолить свою жажду.
Каждая капля воды может спасти жизнь. Поэтому нужно бережно относиться к воде.
Воспитатель: Когда несколько верблюдов идут по бескрайней пустыне – это караван верблюдов. Ребята повторите: караван верблюдов. Он направляется к оазису, чтобы запастись водой и продолжить свое путешествие.
Воспитатель: Ребята, мы узнали еще два новых слова, давайте отнесем картинки с их изображением на доску. Назовите эти слова (караван верблюдов, оазис).
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку.
Колючка вкуснее чем множество блюд
Её обожает горбатый… (Верблюд)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что верблюд может жить без воды 2–3 недели. Но потом выпивает 13 ведер воды за 10 минут.
Воспитатель: Давайте его хорошо рассмотрим: У него длинная шерсть-это хорошая защита от холодных ночей в пустыне. Длинные и густые ресницы защищают его глаза от песка и пыли. А вода и пища хранится в его двух горбах, представляете? А питается он растениями с колючками. Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. Это животное имеет мозолистые подошвы, как тапочки, что помогает ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести до 500 кг. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне люди.
Воспитатель:
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали.
Поскакали, поскакали,
За барханом мы пропали.
- Отдохнули, ребята. Возвращаемся в группу.
Воспитатель:
Ты наш коврик добрый будь
Покажи обратный путь
Ты лети, лети, лети...
Заклинаю: 1, 2, 3!
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.
- Обратите внимание на модель пустыни, которую мы с вами подготовили ранее… Чего здесь не хватает? Дети: животных, растений, насекомых.
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поделимся на 3 команды:
первая команда будет собирать картинки с изображением растений пустыни,
вторая – картинки животных, среди них есть неподходящие, а третья – определит и укажет стрелками местообитание различных живых существ и выберет среди них обитателей пустыни.
Дети работают за столами.
- Молодцы! Все справились с заданием… Подойдите к макету и дополните пустыню животными, растениями и насекомыми, которых вы узнали.
Обратите внимание, что остались ещё животные…
Мнемотаблицы.
Воспитатель: Дети, животные очень хотели бы, чтобы вы рассказали о них. Послушайте, как вы будете составлять рассказы.
Сначала, назовете животное, о котором будете рассказывать.
Опишите характерные части тела животного (уши, конечности, хвост). Опишите чем покрыто тело животного? (Шерсть, чешуя, иголки)
Какого цвета его окрас?
Чем питается?
Назовите его детёныша.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Нет ушей, не видно ножек
Шар в колючках – это … (Ёжик)
Камень на ножках
Ползёт по дорожке,
Панцирь-рубаха
В ней вся … (Черепаха)
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Подойдите к нашему макету, посмотрите, как ожила наша пустыня.
Как вы думаете, какое из этих живых существ, приносит больше пользы человеку?
Дети: Верблюд.
Воспитатель: Какую пользу приносит верблюд
людям? Как они помогают людям?
Дети: Люди получают от верблюда молоко и
шерсть. Верблюд перевозит грузы.
Воспитатель: Как вы думаете верблюд дикое или домашнее животное?
Дети: Домашнее.
Воспитатель: Я предлагаю вам дополнить наш макет караваном верблюдов, который мы сделаем своими руками.
Дети подходят к столу и начинают работу способом ниткографии по созданию каравана верблюдов, затем выставляют свои поделки на макете пустыни.
Воспитатель: Итак, ребята, наше путешествие и исследование пустыни подошло к концу.
Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего?
- Что нового, интересного вы узнали сегодня о животных и растениях пустыни? Каждый из детей высказывается
Какие новые слова вы узнали?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, всем спасибо. А наш макет, который мы вместе с вами создали, останется в группе и будет нам напоминать о сегодняшнем путешествии в пустыню.