Цель урока: Познакомиться с понятием пирамида и ее основными элементами.
Задачи урока:
- Рассмотреть многообразие пирамид в окружающем мире, дать определение пирамиды. Выделить основные элементы пирамид, сформулировать определения и научиться изображать их на чертеже
- Развивать математическую интуицию и пространственное воображение, умение пользоваться терминологией. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
- Создать условия для воспитания чувства ответственности, навыков коммуникативной компетентности.
Ход урока
1. Организационный момент
Сообщить тему и план урока. Сформировать группы для работы на уроке.
2. Пирамиды в окружающем нас мире
Презентация и краткий рассказ.
Вид на пирамиды в Гизе. Слева направо: пирамиды Менкаура, Хефрена и Хеопса. Три небольшие пирамиды на переднем плане являются пирамидами-спутницами пирамиды Менкаура.
Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса (высота 140 м)
Пирамиды теперь можно встретить не только в Египте. В США есть своя Великая американская пирамида, или Пирамид-арена — так называют здание в городе Мемфис, которое первоначально было спортивной ареной, а сейчас используется как торговый центр. Своя пирамида есть и в Лас-Вегасе — в такой форме построен «Луксор» — отель и казино. Другие знаменитые пирамиды — стеклянный вход в парижский Лувр и Музей Песка (Nima Sand Museum) в Японии.
Современные пирамиды.
В современном мире продолжают строиться пирамиды.
Пирамида здоровья в Коктебеле. Давно установлено, что объекты в форме пирамиды оказывают на окружающую среду положительное воздействие. |
Волейбольно-баскетбольный стадион в Калифорнии |
Гостиница «Луксор Лас-Вегас» в Лас-Вегасе |
Культурно-развлекательный комплекс «Пирамида» в Казани |
Вход в Лувр |
Проект эко здания NOAH в виде пирамиды для Нового Орлеана
|
Здание словацкой радиостанции |
Дом. |
Водонапорная башня Сванеке (Дания) |
Пирамиды в городе Караганде:
1. Торговый дом «Пирамида»;
2. Цветочный павильон;
3. Инсталяция на площади перед торговым домом (не постоянная).
Дворец мира и согласия (Пирамида) в Нур-Султане.
Высота: 77 м
Сторона основания 62м
Площадь: 28000 кв. м.
Назначение: выставочный павильон, зал для массовых собраний, театр
Год открытия: 2006
Архитектор: Норман Фостер (Великобритания)
3. Работа по формированию содержания нового материала
Задание 1.
Какие из приведенных предложений могут быть определением пирамиды:
1. Пирамида – многогранник, у которого все грани треугольники
2. Пирамида – многогранник, состоящий из какой-то плоской фигуры и треугольников.
3. Пирамида – многогранник, у которого одна грань плоский многоугольник, остальные треугольники с общей вершиной.
4. Пирамида – многогранник, образованный с помощью многоугольника, лежащего в плоскости, точки, не лежащей в этой плоскости, и всех отрезков, соединяющих эту точку с точками многоугольника.
5. Пирамида – пространственный многоугольник, у которого все вершины, кроме одной, лежат в одной плоскости.
В качестве определения могут быть приняты предложения 3 и 4. Пользуясь определением пирамиды, выполните задание 2.
Задание 2.
Какие многогранники являются пирамидами, а какие нет?Фигуры под номерами 4 и 6 пирамидами не являются. Многогранник под номером 3 – невыпуклая пирамида.
По числу углов многоугольника, лежащего в основании пирамиды делятся на треугольные, четырехугольные и т.д. Определите вид пирамид в задании 2.
Какие основные элементы различают у многогранников (в частности у пирамиды). (вершины, рёбра, боковые ребра, боковые грани, основания, высота пирамиды и т.д.)
Задание 3.
Рассмотрите карточки, на которых отмечены основные элементы пирамиды.
Попробуйте дать им определения.
Задание 4
Сопоставьте элемент пирамиды и его определение
1 | Апофема |
A |
Общие стороны боковых граней |
2 |
Боковые грани |
B |
Отрезок перпендикуляра, проведенного из вершины пирамиды к плоскости ее снования. |
3 |
Боковые ребра |
C |
Сечение, проходящее через вершину пирамиды и диагональ основания. |
4 |
Вершина пирамиды |
D |
Высота боковой грани, проведенная из ее вершины |
5 |
Высота пирамиды |
E |
Многоугольник, которому не принадлежит вершина пирамиды |
6 |
Диагональное сечение пирамиды |
F |
Точка, из которой выходят все боковые ребра, не лежащая в плоскости основания. |
7 |
Основание пирамиды |
G |
Треугольники, сходящиеся в вершине пирамиды |
Ответ:
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
D |
G |
A |
F |
B |
C |
E |
Задание 5.
Задание 6.
Ответьте на вопросы:
1. Может ли пирамида иметь 3 грани, перпендикулярные к плоскости основания.
2. Существует ли четырехугольная пирамида, у которой противоположные боковые грани перпендикулярны к основанию?
3. Могут ли все грани треугольной пирамиды быть прямоугольными треугольниками?
4. Могут ли боковые грани шестиугольной пирамиды быть равносторонними треугольниками?
5. Существует ли пирамида, у которой 11 ребер?
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
№ |
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Я знаю, что такое пирамида |
|
|
|
|
|
2. |
Я знаю элементы пирамиды, могу их назвать и найти на чертеже. |
|
|
|
|
|
3. |
Я могу построить элементы пирамиды. |
|
|
|
|
|
4. |
Я, если потребуется, смогу объяснить изученный сегодня материал другому. |
|
|
|
|
|
5. |
Я сегодня активно работал на уроке |
|
|
|
|
|