Урок "Пирамиды"

Разделы: Математика, Профессия — педагог

Класс: 10

Ключевые слова: пирамида


Цель урока: Познакомиться с понятием пирамида и ее основными элементами.

Задачи урока:

  • Рассмотреть многообразие пирамид в окружающем мире, дать определение пирамиды. Выделить основные элементы пирамид, сформулировать определения и научиться изображать их на чертеже
  • Развивать математическую интуицию и пространственное воображение, умение пользоваться терминологией. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
  • Создать условия для воспитания чувства ответственности, навыков коммуникативной компетентности.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщить тему и план урока. Сформировать группы для работы на уроке.

2. Пирамиды в окружающем нас мире

Презентация и краткий рассказ.

Вид на пирамиды в Гизе. Слева направо: пирамиды Менкаура, Хефрена и Хеопса. Три небольшие пирамиды на переднем плане являются пирамидами-спутницами пирамиды Менкаура.

Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса (высота 140 м)

Пирамиды теперь можно встретить не только в Египте. В США есть своя Великая американская пирамида, или Пирамид-арена — так называют здание в городе Мемфис, которое первоначально было спортивной ареной, а сейчас используется как торговый центр. Своя пирамида есть и в Лас-Вегасе — в такой форме построен «Луксор» — отель и казино. Другие знаменитые пирамиды — стеклянный вход в парижский Лувр и Музей Песка (Nima Sand Museum) в Японии.

Современные пирамиды.

В современном мире продолжают строиться пирамиды.

Пирамида здоровья в Коктебеле. Давно установлено, что объекты в форме пирамиды оказывают на окружающую среду положительное воздействие.

Волейбольно-баскетбольный стадион в Калифорнии

Гостиница «Луксор Лас-Вегас» в Лас-Вегасе
Ещё одной необычной пирамидальной конструкцией современности является Луксор — гостиница и казино в Парадайз в штате Невада. Открытая в 1993 году, гостиница остаётся одним из наиболее примечательных сооружений на Лас-Вегас-Стрип, благодаря своей форме. Здание представляет собой тридцатиэтажный отель с огромным казино (11000 квадратных метров). Высота пирамиды 111 метров, площадь основания 4,45 гектара.

Культурно-развлекательный комплекс «Пирамида» в Казани
Схож с американским Луксором . Здание высотой 31,5 метр и общей площадью 14400 квадратных метров вмещает 2500 гостей и 500 работников и имеет семь уровней,

Вход в Лувр

Проект эко здания NOAH в виде пирамиды для Нового Орлеана

Здание словацкой радиостанции

Дом.

Водонапорная башня Сванеке (Дания)

Пирамиды в городе Караганде:

1. Торговый дом «Пирамида»;

2. Цветочный павильон;

3. Инсталяция на площади перед торговым домом (не постоянная).

Дворец мира и согласия (Пирамида) в Нур-Султане.

Высота: 77 м

Сторона основания 62м

Площадь: 28000 кв. м.

Назначение: выставочный павильон, зал для массовых собраний, театр

Год открытия: 2006

Архитектор: Норман Фостер (Великобритания)

3. Работа по формированию содержания нового материала

Задание 1.

Какие из приведенных предложений могут быть определением пирамиды:

1. Пирамида – многогранник, у которого все грани треугольники

2. Пирамида – многогранник, состоящий из какой-то плоской фигуры и треугольников.

3. Пирамида – многогранник, у которого одна грань плоский многоугольник, остальные треугольники с общей вершиной.

4. Пирамида – многогранник, образованный с помощью многоугольника, лежащего в плоскости, точки, не лежащей в этой плоскости, и всех отрезков, соединяющих эту точку с точками многоугольника.

5. Пирамида – пространственный многоугольник, у которого все вершины, кроме одной, лежат в одной плоскости.

В качестве определения могут быть приняты предложения 3 и 4. Пользуясь определением пирамиды, выполните задание 2.

Задание 2.

Какие многогранники являются пирамидами, а какие нет?

Фигуры под номерами 4 и 6 пирамидами не являются. Многогранник под номером 3 – невыпуклая пирамида.

По числу углов многоугольника, лежащего в основании пирамиды делятся на треугольные, четырехугольные и т.д. Определите вид пирамид в задании 2.

Какие основные элементы различают у многогранников (в частности у пирамиды). (вершины, рёбра, боковые ребра, боковые грани, основания, высота пирамиды и т.д.)

Задание 3.

Рассмотрите карточки, на которых отмечены основные элементы пирамиды.

Попробуйте дать им определения.

Задание 4

Сопоставьте элемент пирамиды и его определение

1

Апофема

A

Общие стороны боковых граней

2

Боковые грани

B

Отрезок перпендикуляра, проведенного из вершины пирамиды к плоскости ее снования.

3

Боковые ребра

C

Сечение, проходящее через вершину пирамиды и диагональ основания.

4

Вершина пирамиды

D

Высота боковой грани, проведенная из ее вершины

5

Высота пирамиды

E

Многоугольник, которому не принадлежит вершина пирамиды

6

Диагональное сечение пирамиды

F

Точка, из которой выходят все боковые ребра, не лежащая в плоскости основания.

7

Основание пирамиды

G

Треугольники, сходящиеся в вершине пирамиды

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

D

G

A

F

B

C

E

Задание 5.

Задание 6.

Ответьте на вопросы:

1. Может ли пирамида иметь 3 грани, перпендикулярные к плоскости основания.
2. Существует ли четырехугольная пирамида, у которой противоположные боковые грани перпендикулярны к основанию?
3. Могут ли все грани треугольной пирамиды быть прямоугольными треугольниками?
4. Могут ли боковые грани шестиугольной пирамиды быть равносторонними треугольниками?
5. Существует ли пирамида, у которой 11 ребер?

Раздаточный материал

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вопрос

1

2

3

4

5

1.

Я знаю, что такое пирамида

2.

Я знаю элементы пирамиды, могу их назвать и найти на чертеже.

3.

Я могу построить элементы пирамиды.

4.

Я, если потребуется, смогу объяснить изученный сегодня материал другому.

5.

Я сегодня активно работал на уроке