Планируемые результаты:
- личностные: осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, родному краю, к их культуре, истории; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
- предметные: научиться систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы, работать с текстом, с историческими картами; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; готовить небольшие сообщения об исторических событиях; соотносить исторические события с датами, конкретную дату — с веком;
метапредметные:
- познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал;
- регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности, находить ошибки и способы их устранения;
- коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения
Ход урока
1. Организационный момент
- Один никому не известный грек по имени Геростат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Геростат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые своими поступками оставили огромный след в истории.
2. Актуализация знаний
- На прошлом занятии мы приступили к изучению раздела «России в 20 веке» и разбирали тему «События начала века».
У каждого из вас на столе лежат листы с событиями и открытиями, произошедшими в разное время.
Ваша задача - отметить те события и открытия, произошедшие в начале 20 веке.
а) изобретение первых автомобилей;
б) объединение советских республик в союзное государство-Советский Союз или Союз Советских Социалистических Республик.
в) создание в нашей стране детского театра;
г) изобретение мобильного телефона;
д) курсы по ликвидации безграмотности;
- А пока обучающиеся 3-4-х классов выполняют эту работу, первоклассники наклеивают на карту нашего государства аббревиатуру - СССР.
- Сколько республик вошло в состав СССР? Назовите их.(работа с картой)
Создание эмоционального настроя ,формирование психологической готовности обучающихся к занятию.
Читает обучающийся
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила
Что 30 лет и 60.
Живым не верится, что живы.
Учитель: Война! Слышим это слово и не вздрагиваем, и комок к горлу не подступает. Привычным оно стало, обыденным. И всё же.. И всё же я хочу спросить. какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «война»? (Смерть близкого человека, голод, страдания.)
- Выберите голубя того цвета, который ассоциируется у вас со словом «война».
3. Определение темы
- В 1939 году началась Вторая мировая война. Главными её виновниками были руководители фашисткой Германии, которые мечтали о мировом господстве. А когда же произошло нападение на СССР? Сколько лет длилась эта тяжба двух держав?
- Чтобы дать точный ответ на эти вопросы, предлагаю вспомнить правила вычитания и сложения многочисленных чисел и найти значения этих выражений.
6342 1207
-4401 +738
1941 1945 даты начало и окончания ВОВ (обучающиеся 1 класса прикрепляют эти даты на карту).
- На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так и началась ВОВ. (просмотр видеоролика о начале ВОВ).
- Огромное значение в победе сыграли простые люди, все, кто мог держать в руках оружие. Они потрясали своей стойкостью и мужественностью.
Физминутка
Оловянный солдатик
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри не упади,
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- Из предложенных вам словарных слов выберите ключевые слова занятия и вставьте в них пропущенные орфограммы.
Словарная работа:
в_йна, б_тинки, подви_, алф_вит, ф_шизм, эксурс_я, г_р_изм, вдру_ , п_ртизан, бл_када,
д_журный, здра_ствуйте, г_мнастёрка, об_рона, н_ступление, з_мл_ника,_така, з_млянка,
госп_таль, ябл_к_, _расная площ_дь, пр_красно, зв_зда.
- Пока обучающиеся 2-4 классов выполняют эту работу, обучающие 1 класса составляют из букв ключевое слово (ПИОНЕР).
4. Изучение нового материала
Учитель: - Сегодня мы поговорим о героях, а точнее о пионерах-героев. Что это значит? Давайте выясним значение этого слова в словаре. Слово «пионер» значит первый. Тот, кто идет впереди и за кем идут другие. (многозначность слова «пионер»).
- Вот идут солдаты по лесной дороге. Впереди-дозорные. Дозорных можно назвать пионерами. Они идут самые первые и открывают путь другим.
- Вот едут люди в нетронутую степь или в далёкие-далёкие горы, где никто не живёт, а там строят город. Как их назвать? Это пионеры - они приехали первые, а за ними остальные.
Почему же называют пионерами ребят? Ребята - люди будущего. Сегодня они учатся в школе, а через несколько лет станут взрослыми, и вся наша страна будет продолжать строить их руками. Чтобы человека назвала пионером, мало идти впереди. Пионерами называют тех, кто идет впереди и показывает пример другим.
- В 1917 году в нашей стране произошла Великая Октябрьская революция. Вождем которой был В.И.Ленин. Тогда была свергнута царская власть и править страной стал народ. Ребята не хотели оставаться в стороне от общих дел, хотели во всем помогать взрослым.
- Стали создаваться первые пионерские отряды. Пионеры-всегда делают что-то полезное для людей, для своей страны. Пионерские символы: Знамя, галстук, значок, салют.
- Из предложенных каждому из вас групп слов составьте и озвучьте основные заповеди пионера.
Основные заповеди пионера:
- пионер предан Родине и готов встать на защиту Родины;
- пионер настойчив в учении, труде и спорте;
- пионер - честный и верный товарищ;
- пионер всегда смело стоит за правду;
Пионер чтит память павших бойцов.
- Пионеры-герои. Что значат эти слова? Это ребята, которые совершили какой-то подвиг. А как это было и когда - мы сейчас узнаем.
- Но были на войне и ребята: мальчики и девочки, которые вместе с солдатами стали на защиту своей Родины. Ребята, которые не боялись умереть от пули фашисткого солдата.
5. Выступления обучающихся от имени пионеров-героев
Леня Голиков (пионер-герой).
Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистким генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках, отстреливаясь, бросился бежать. Леня-за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву.
Но вскоре Лёня погиб.
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звание Героя Советского Союза.
Валя Котик.
Родился 11 февраля 1930года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Пионер, которому только-только исполнилось 14 лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Зина Портнова.
Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием-званием Героя Советского Союза.
Марат Казей.
…Война обрушилась на белорусскую землю, в деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже пришлось идти в школу в 5 класс.
Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти матери Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения.
Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Учитель: - Эти ребята и многие другие ребята, не пожалев своих жизней, погибли за свою Родину.
В то далёкое время ,они мечтали о том, чтобы с неба самолёты не скидывали бомбы, чтобы вас и ваших родителей не расстреливали. Благодаря отваге и мужеству всего советского народа, в том числе и пионерам-героям множество стран освободились от фашизма.
(Первоклассники изготавливают звёзды героев. Вырезают звёзды из цветной бумаги и наклеивают фото пионеров-героев на звёзды).
Баллада о детях войны. (читают ученики)
Мы, дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод. Был голод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод. От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав. А сколько отрочеству досталось. Девчонки, солдатками став, просились на фронт и без страха сражались, держа налегке автомат. Победа руками девчонок ковалась.
Их воля не знала преград. Ночами стояли на вахтах заводов. Им был по плечу всякий труд. Красу их девичью щадила природа. И не было праздных минут.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот. Кому-то из плена бежать удавалось. И даже по несколько раз. Как зрелые воины, дети сражались. Кто шёл в партизаны из нас. Себе прибавляли мальчишеские годы, что б отправляли на фронт. И не было это влияние моды. Кому-то родным стал завод. Станки малолетки, как крепости брали, на цыпочки встав во весь рост.
А >в голод спасала лишь корочка хлеба, очистки картофеля, жмых. И падали бомбы на головы с неба, на всех оставляя в живых. Нам, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была. И летопись страшных лет в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла.
Объявляется минута молчания.
7. Творческая работа
Учитель: От имени героев-пионеров тех лет, мы с вами составим и напишем послания детям современным, вашим сверстникам и ровесникам. Свои послания мы сложим во фронтовой треугольник и отправим их на нашу карту.
Стихотворение (читает ученик)
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдёшь.
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдёшь
Ты сними свою шляпу, товарищ!
8. Подведение итогов. Выявление эмоционального настроя
В начале нашего занятия мы с помощью цветных голубей показывали свои ассоциации при упоминании слова «война». А с голубем какого цвета у вас ассоциируется слово «мир»?
(Дети прикрепляют белых голубей под музыку на доску)
И вот сейчас я предлагаю запустить в мирное небо белых голубей.
- 9 мая 1945 года закончилась война. Советские солдаты водрузили флаг своей страны в Германии над фашистким Рейхстагом. Победа оказалась за нами. В Москве на Красной площади советские воины уничтожили вражеские знамена. 9 мая вся страна праздновала победу. В Москве в честь победы раздавался праздничный салют. И сегодня мы должны свято хранить память обо всех тех, кто не жалея жизни, погибая во имя победы. В связи с этим который год подряд за неделю до торжества начинается акция «Георгиевская ленточка». И на память о нашем уроке вы тоже её получаете.
Как итог урока, на доске висит карта СССР, на которой в течении урока появились: даты начало и конца ВОВ, звезды - героев-пионеров, голуби мира, войны, письма-треуголки с посланием детям в наше мирное время .
9. Рефлексия
- Я узнал(а)
- Я запомнил(а)
- Я смог(ла)
Исполняется песня «День Победы».