Практико-значимый проект. «Система экскурсий на реку для развития речи и познавательных способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: старшая группа


По деятельности: познавательный, исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Заявитель: дети (старшая группа).

Проблема

  • Наши воспитанники имеют нарушения слуха и круглосуточно находятся на территории детского сада, поэтому у них недостаточные, неполные знания и представления об окружающем мире.
  • Вследствие этого не все дети владеют навыками безопасного поведения на реке. Попав в опасную ситуацию, они не смогут позвать на помощь или помочь друг другу, так как дети не слышат и не все из них могут говорить.

Актуальность проблемы

Дети с недостатками слуха не могут самостоятельно анализировать информацию, поэтому значение любого слова они понимают только после обучения. Для формирования правильного и полного представления о предмете, явлении или слове ребенку с недостатками слуха требуется наглядность: например, использование дидактических материалов.

В данном случае экскурсии также выступают вспомогательным средством обучения. Экскурсия способствует накоплению практического опыта ребенка, позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Полученный таким образом опыт полезен и необходим ребенку в его самостоятельной жизни.

Кроме того, часто у родителей нет достаточных знаний о восприятии окружающего мира ребенком с нарушенным слухом, методике проведения экскурсий и способе подачи информации в процессе обучения. Вследствие этого дети, находясь с родителями в такой же ситуации, получают информацию не в полном объёме. Консультации для родителей способствуют формированию у них умения правильно организовывать со своим ребёнком отдых и наблюдения на природе.

Цели:

Целью данной работы является:

  • формирование у детей представления о сезонных изменениях в природе, а именно, на реке в разное время года;
  • формирование у детей правила поведения на реке.

Задачи:

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

  • познакомить детей с сезонными изменениями на реке;
  • формировать у детей причинно-следственные связи (купаться нельзя, потому что вода холодная; вода холодная, потому что на улице холодно);
  • познакомить детей с правилами безопасного поведения на реке;
  • воспитывать у детей любовь к природе (умение любоваться рекой);
  • воспитывать у детей заботливое отношение к природе (не ломать деревья, не бросать в реку мусор, не обрывать цветы, убирать мусор на берегу);
  • показать детям, что можно делать на реке осенью (игры с песком);
  • познакомить детей с транспортом на реке;
  • расширить словарный запас детей.

План осуществления проекта

В данном проекте выделить четыре основных этапа работы: самостоятельная подготовка педагога к экскурсии, подготовка детей к экскурсии совместно с педагогом, непосредственно экскурсия и последующее обсуждение экскурсии в детском саду. Описание деятельности педагога и деятельности детей на каждом из этапов приведено в таблице 1.

Каждый из шагов, приведенных в таблице, отвечает поставленным задачам.

Таблица 1. Основные этапы работы

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовка педагога к экскурсии

Определяет цели, задачи и ход экскурсии. Готовит предметы, которые дети будут использовать во время экскурсии (они должны быть удобны для переноски и легкими, чтобы дети быстро не устали).

 

Подготовка детей к экскурсии

Проводит беседу с детьми, во время которой сообщает, что они поедут на реку.
Выясняет объем представлений и знаний, имеющихся у детей, о тех объектах и явлениях с которыми они будут знакомиться на экскурсии.

Рассматривают картинки о реке, рассказывают по ним.

Экскурсия

Объединяет детей для наблюдений, показывая, не только что наблюдать, но и как.
Направляет внимание детей на нужные объекты, следя за тем, чтобы ребята не отвлекались от основной цели наблюдения.

 

Привлекает детей к наблюдению за состоянием воды. Предлагает поработать над вопросом «Почему?». Как это связано с сезонными изменениями на реке (выяснить какое время года).
(см. фото из Приложения).

Трогают воду рукой, определяют ее состояние: холодная. Делают вывод: купаться нельзя.

Показывает детям схемы и картинки с изображением ситуаций различного поведения на реке.

Выясняют, как можно вести себя на воде, как нельзя и почему.

Привлекает детей к наблюдению за транспортом.
Инициирует закрепление словаря («пароход плывет по реке», «лодка стоит у берега»).

Смотрят, читают, изображают действие,
называют самостоятельно, соотносят увиденное с картинками.

Предлагает детям поиграть с песком на речном пляже.

Берут ведерки, лопатки, формочки и делают из песка постройки; рисуют палочками на песке.

Обращает внимание детей на красоту окружающей природы, затем приводит детей туда, где лежит мусор, выясняет «Тут красиво?» и почему; предлагает найти выход из этой ситуации.

Говорят, что тут некрасиво, грязно, нужно убрать мусор. Надевают перчатки и вместе с педагогом собирают мусор в мешок.

Обобщает увиденное детьми на прогулке; еще раз обращает внимание на красоту окружающей природы, хвалит детей за то, что они помогли ей стать красивой.

 

Закрепление увиденного на экскурсии (в детском саду)

Помогает детям составить рассказ об увиденном на экскурсии: помогает восстановить последовательность событий, подсказывает оформление фраз.

Делятся своими впечатлениями об экскурсии.

Предлагает детям сделать книжку-самоделку по впечатлениям об экскурсии.

Договариваются о том, что будут рисовать.

Проводит беседу об увиденном на экскурсии по сделанным фотографиям.

Рассказывают, что они увидели и узнали о реке, как нужно вести себя на природе.

Организует коллективное рисование по теме экскурсии.

Вспоминают, что они видели на реке, договариваются и рисуют.

Проводит дидактические игры:
- для закрепления знаний детей о сезонных изменениях в природе (на реке) – «Бывает-не бывает», «Когда это бывает?»;
- для закрепления правил поведения на реке – «Опасно-не опасно», «Как быть?»;
- для закрепления правил поведения на природе (на реке) – «Как можно, как нельзя», «Помоги природе».

Принимают участие в играх. Отвечают на вопросы, использую знания, полученные на экскурсии.

Приглашает представителей ОСВОДа, которые показывают детям мультфильм о правилах поведения на реке, учат детей, как нужно поступать в различных ситуациях, рассматривают плакаты с изображением этих ситуаций.

Повторяют выученные на экскурсии правила о поведении на реке.

Проводит консультацию с родителями о методике проведения экскурсии на реку.
Предлагает родителям сходить с детьми на реку, провести беседу о поведении детей на реке, сделать фотографии, рисунки.

 

Результат

В ходе экскурсии, проведенной согласно описанному выше плану:

  • Дети научились наблюдать явления в естественных условиях и через наблюдения устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Дети овладели основами навыков безопасного поведения на реке.
  • У детей начали формироваться навыки бережного отношения к окружающей природе.
  • Родители познакомились с методикой проведения экскурсии на реку, ее обучающими задачами, способами подачи информации детям.

Литература

  1. Э.И.Леонгард. Программа «Воспитания и обучение глухих дошкольников в детском саду». — М.: АПН СССР, 1987.
  2. Э.И.Леонгард, Е.Т.Самсонова. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Э.И.Леонгард, Е.Т.Самсонова, Е.А.Иванова. Я не хочу молчать. — М.: Просвещение, 1990.