По деятельности: познавательный, исследовательский, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Заявитель: дети (старшая группа).
Проблема
- Наши воспитанники имеют нарушения слуха и круглосуточно находятся на территории детского сада, поэтому у них недостаточные, неполные знания и представления об окружающем мире.
- Вследствие этого не все дети владеют навыками безопасного поведения на реке. Попав в опасную ситуацию, они не смогут позвать на помощь или помочь друг другу, так как дети не слышат и не все из них могут говорить.
Актуальность проблемы
Дети с недостатками слуха не могут самостоятельно анализировать информацию, поэтому значение любого слова они понимают только после обучения. Для формирования правильного и полного представления о предмете, явлении или слове ребенку с недостатками слуха требуется наглядность: например, использование дидактических материалов.
В данном случае экскурсии также выступают вспомогательным средством обучения. Экскурсия способствует накоплению практического опыта ребенка, позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Полученный таким образом опыт полезен и необходим ребенку в его самостоятельной жизни.
Кроме того, часто у родителей нет достаточных знаний о восприятии окружающего мира ребенком с нарушенным слухом, методике проведения экскурсий и способе подачи информации в процессе обучения. Вследствие этого дети, находясь с родителями в такой же ситуации, получают информацию не в полном объёме. Консультации для родителей способствуют формированию у них умения правильно организовывать со своим ребёнком отдых и наблюдения на природе.
Цели:
Целью данной работы является:
- формирование у детей представления о сезонных изменениях в природе, а именно, на реке в разное время года;
- формирование у детей правила поведения на реке.
Задачи:
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- познакомить детей с сезонными изменениями на реке;
- формировать у детей причинно-следственные связи (купаться нельзя, потому что вода холодная; вода холодная, потому что на улице холодно);
- познакомить детей с правилами безопасного поведения на реке;
- воспитывать у детей любовь к природе (умение любоваться рекой);
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе (не ломать деревья, не бросать в реку мусор, не обрывать цветы, убирать мусор на берегу);
- показать детям, что можно делать на реке осенью (игры с песком);
- познакомить детей с транспортом на реке;
- расширить словарный запас детей.
План осуществления проекта
В данном проекте выделить четыре основных этапа работы: самостоятельная подготовка педагога к экскурсии, подготовка детей к экскурсии совместно с педагогом, непосредственно экскурсия и последующее обсуждение экскурсии в детском саду. Описание деятельности педагога и деятельности детей на каждом из этапов приведено в таблице 1.
Каждый из шагов, приведенных в таблице, отвечает поставленным задачам.
Таблица 1. Основные этапы работы
Название этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Подготовка педагога к экскурсии |
Определяет цели, задачи и ход экскурсии. Готовит предметы, которые дети будут использовать во время экскурсии (они должны быть удобны для переноски и легкими, чтобы дети быстро не устали). |
|
Подготовка детей к экскурсии |
Проводит беседу с детьми, во время которой сообщает, что они поедут на реку. |
Рассматривают картинки о реке, рассказывают по ним. |
Экскурсия |
Объединяет детей для наблюдений, показывая, не только что наблюдать, но и как. |
|
Привлекает детей к наблюдению за состоянием воды. Предлагает поработать над вопросом «Почему?». Как это связано с сезонными изменениями на реке (выяснить какое время года). |
Трогают воду рукой, определяют ее состояние: холодная. Делают вывод: купаться нельзя. |
|
Показывает детям схемы и картинки с изображением ситуаций различного поведения на реке. |
Выясняют, как можно вести себя на воде, как нельзя и почему. |
|
Привлекает детей к наблюдению за транспортом. |
Смотрят, читают, изображают действие, |
|
Предлагает детям поиграть с песком на речном пляже. |
Берут ведерки, лопатки, формочки и делают из песка постройки; рисуют палочками на песке. |
|
Обращает внимание детей на красоту окружающей природы, затем приводит детей туда, где лежит мусор, выясняет «Тут красиво?» и почему; предлагает найти выход из этой ситуации. |
Говорят, что тут некрасиво, грязно, нужно убрать мусор. Надевают перчатки и вместе с педагогом собирают мусор в мешок. |
|
Обобщает увиденное детьми на прогулке; еще раз обращает внимание на красоту окружающей природы, хвалит детей за то, что они помогли ей стать красивой. |
|
|
Закрепление увиденного на экскурсии (в детском саду) |
Помогает детям составить рассказ об увиденном на экскурсии: помогает восстановить последовательность событий, подсказывает оформление фраз. |
Делятся своими впечатлениями об экскурсии. |
Предлагает детям сделать книжку-самоделку по впечатлениям об экскурсии. |
Договариваются о том, что будут рисовать. |
|
Проводит беседу об увиденном на экскурсии по сделанным фотографиям. |
Рассказывают, что они увидели и узнали о реке, как нужно вести себя на природе. |
|
Организует коллективное рисование по теме экскурсии. |
Вспоминают, что они видели на реке, договариваются и рисуют. |
|
Проводит дидактические игры: |
Принимают участие в играх. Отвечают на вопросы, использую знания, полученные на экскурсии. |
|
Приглашает представителей ОСВОДа, которые показывают детям мультфильм о правилах поведения на реке, учат детей, как нужно поступать в различных ситуациях, рассматривают плакаты с изображением этих ситуаций. |
Повторяют выученные на экскурсии правила о поведении на реке. |
|
Проводит консультацию с родителями о методике проведения экскурсии на реку. |
|
Результат
В ходе экскурсии, проведенной согласно описанному выше плану:
- Дети научились наблюдать явления в естественных условиях и через наблюдения устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Дети овладели основами навыков безопасного поведения на реке.
- У детей начали формироваться навыки бережного отношения к окружающей природе.
- Родители познакомились с методикой проведения экскурсии на реку, ее обучающими задачами, способами подачи информации детям.
Литература
- Э.И.Леонгард. Программа «Воспитания и обучение глухих дошкольников в детском саду». — М.: АПН СССР, 1987.
- Э.И.Леонгард, Е.Т.Самсонова. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М.: Просвещение, 1991.
- Э.И.Леонгард, Е.Т.Самсонова, Е.А.Иванова. Я не хочу молчать. — М.: Просвещение, 1990.