Имиджевая культура лицея

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: педсовет, имидж, имидж организации, репутация, администрирование


«Если вы не занимаетесь своим имиджем и репутацией, то, будьте уверены, за вас это сделают другие».
Генри Форд

У любого образовательного учреждения существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает, и работают ли над ним вообще. Формирование благоприятного имиджа - процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.

Давайте начнем с себя. Перед собой, по крайней мере, не надо юлить, да и смысла нет, все равно, правда известна… хотя можно и заблуждаться. Но все же, с каким чувством Вы отвечаете на простой вопрос «А где Вы работаете?»… Если Вы говорите с гордостью, но даже если нет, то Вы все равно здесь работаете.

Я работаю заместителем директора по научно-методической работе Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея, и я говорю это гордо. Ни для кого не секрет, что в образовательной среде о нашем лицее сформировалось мнение, как об образовательном учреждении, где работают учителя-мастера своего дела, учителя, дающие качественные знания.

Такая позиция лицея во многом обусловлена успехами лицеистов на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, поступлением выпускников в престижные вузы, победой педагогов в профессиональных конкурсах. Но образовательная среда имеет способность быстро изменяться: конкурировать на олимпиадах все сложнее, поступать в вузы все проще, появляются иные критерии оценки (ЕГЭ, ГИА), социумом смещаются акценты в личностном развитии ребенка.

На протяжении жизни у каждого из нас не раз был повод убедиться в том, насколько быстро меняют люди свое мнение, а реалии отношений, построенных на противостоянии добра и зла, порой огорчают, заставляют внимательней относиться к каждому сказанному слову, каждому нашему действию.

И в этих условиях для успешного позиционирования на рынке образовательных услуг становятся необходимым целенаправленное формирование имиджа и позитивной репутации, которые являются нематериальными активами любой организации.

Нас относят к сфере услуг, поэтому будем называть вещи своими именами. Учащиеся и их родители – это наши клиенты, абитуриенты и их родители – это наши потенциальные клиенты, потребители наших услуг.

Я провела педагогический совет «Имиджевая культура лицея», на котором материал педсовета был сформирован в блоки:

  1. игра по правилам;
  2. зачем организации работать над имиджем;
  3. имидж как «смысл для других»;
  4. механизм формирования имиджа и его особенности;
  5. имидж лицея нашими глазами.

В блоке «Игра по правилам» мы определились с основными понятиями: культура, культура организации или корпоративная культура, рассмотрели важные функции культуры организации; дали определение имиджа, подчеркнули деление имиджа на имидж организации и персональный. Рассмотрели структурные компоненты имиджа образовательного учреждения. Отметили также, что персональный имидж в сфере образования можно разделить на имидж директора; имидж педагога; имидж ученика.

Здесь важно помнить, что все это не работает отдельно друг от друга, это все единое целое, любой член педагогического сообщества является своеобразной Частичкой, которая будет нести в мир информацию о Целом, а значит, оттого, насколько мы разделяем общие цели и насколько осознаем средства их достижения, зависит личный успех каждого из нас.

В блоке «Зачем организации работать над имиджем» отметили, что с понятием «имидж» тесно связано понятие «репутация». Имидж является основой для создания репутации. Репутация есть то, что о нас думает человек, который никогда нас не видел, не общался и никогда не пользовался нашими услугами. Репутация - это то, что приводит к нам потенциальных клиентов. Однако репутация - особа капризная, и ее терпением нельзя злоупотреблять. Здесь уместен афоризм, утверждающий, что расцвет - это первый шаг к провалу.

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности. О том, насколько эта тема становится актуальной и практически необходимой в условиях конкурентной борьбы, говорить излишне.

Блок «Имидж как "смысл для других"». Целенаправленное формирование позитивного имиджа организации начинается с осознания его необходимости. Первый вопрос, на который мы должны ответить: «Какое впечатление наша организация хочет произвести?». В конечном счете, это вопрос стратегии. Но точно так же как у шпиона есть реальная задача, а есть «легенда», так же и в любой организации есть «миссия» и «имидж». Российский социальный психолог А. Хараш в свое время назвал такую двойственную ситуацию «смыслом для себя» и «смыслом для других». Следуя этой логике, «для себя» у организации есть стратегия и миссия. Имидж - это из области «смысла для других».

Образовательное учреждение с хорошей репутацией обычно не имеет проблем с комплектацией контингента учащихся и учителей, его не присоединяют и не обвиняют в «неэффективности», и чаще всего оно, действительно, обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.

Блок «Механизм формирования имиджа образовательной организации и его особенности» мы рассмотрели через комплекс информационных взаимодействий. Организация же информационных взаимодействий в общеобразовательном учреждении имеет свои отличительные особенности, обусловленные спецификой объекта – школы. Рассмотрели значимые черты школы, как сложной социальной системы, а также дополнительные особенности общеобразовательного учреждения повышенного статуса. Выделили основные этапы формирования имиджа. Отметили, что без четкого представления о своем «реальном» имидже трудно, а то и вовсе невозможно достичь «желаемого».

И в последнем блоке «Имидж лицея нашими глазами» мы проанализировали наш опыт, опыт формирования имиджа нашего лицея, согласно представленной структуре.

И, подводя итог. Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу, ведь имидж является частью профессионального успеха.