Цель: развитие чувства причастности к истории своей страны через связь поколений.
Задачи:
- Привлечь внимание детей к изучению исторических фактов о Великой Отечественной войне.
- Формировать активную позицию в области сохранения мира на планете.
- Воспитывать патриотизм, чувство гордости, причастности к истории своей страны через связь поколений.
Ход мероприятия
Мы – счастливые дети. Мы родились в мирное время и не знаем, что такое война, голод, разруха, смерть…
Для нас Великая Отечественная война – история. Но её должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.
Война… Какое страшное слово. Война не щадит никого. Четыре долгих года шла война. За это время:
Сколько бы людей стали счастливыми?
Сколько бы детей родилось?
Сколько бы хлеба посадили и убрали?
Как далеко бы ушла наука?
Как много бы выросло цветов и деревьев?
Никто на эти вопросы не знает ответов. Потому что виной всему стала война. Она закончилась 75 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, писать, помнить.
Мы постоянно встречаем в магазинах, в аптеках, на подъездных скамеечках стариков, а чаще старушек, порою дряхлых, немощных. Кто они? Что спряталось в их морщинках возле глаз, в уголках губ? О чём они ещё не успели рассказать?..
9 Мая наша страна будет праздновать семидесятипятилетие Великой Победы!
Но как же мало мы знаем о героях, о ветеранах войны, о тех, кто сражался в боях и отдавал свои жизни ради мира на Земле.
Поэтому мы – ученики 4-А класса решили провести небольшую проектно - исследовательскую работу.
Цель исследования: как можно больше узнать о дедах и прадедах – героях Великой Отечественной войны как частице истории нашей Родины.
Объект исследования: прадеды, прабабушки.
Предмет исследования: фотоматериалы, семейные документы, а также рассказы родных и близких учеников нашего класса
Гипотеза: Если дети и подростки будут знакомы с достоверными фактами о героях Великой Отечественной войны, то они смогут сохранить память о прошлом, чтобы жить в будущем.
Задачи:
- Изучить данные по теме исследования.
- Выяснить, в каких семьях есть ветераны – участники Великой Отечественной войны.
- Написать рефераты, сочинения о своих родных и близких, кто сражался и воевал на фронтах.
Были использованы следующие методы:
- Изучение теории.
- Анкетирование.
- Экскурсии.
- Беседы.
- Интервью.
Проведя анкетирование среди учеников 3-4 классов нашей школы, мы выяснили, что только 25% ребят знают, когда началась Великая Отечественная война; никто не смог правильно объяснить, почему она называется «освободительной»; среди Героев Советского Союза чаще звучало имя Татьяны Барамзиной.
Порадовало, что все знают: 9 мая – это День Победы, но огорчило то, что 48% совершенно не знают о своих родных и близких, кто сражался и воевал на фронтах.
И тогда мы отправились в Глазовский краеведческий музей, где нас познакомили с земляками – героями. В школьной библиотеке и библиотеке «Зеленый мир» через чтение художественной литературы наши знания о войне стали более полными и значимыми.
Проведя исследовательскую работу мы узнали удивительные факты от своих одноклассников:
У Богдановой Маши прабабушку Ворончихину Нину Степановну учила Герой Советского Союза Татьяна Барамзина (до войны она была учительницей).
У Саламатова Даниила прабабушка Фоминых Раиса Ильинична шестнадцатилетней школьницей охраняла военнопленных немцев на станции Фалёнки.
У Тороповой Насти благодаря находчивости и смекалке прадед Сигов Семён Ефимович будучи раненым, продолжал командовать орудием, воодушевляя своим примером остальных бойцов. За уничтожение немецко-фашистских захватчиков на полуострове Сырвэ он был награждён орденом «Красной Звезды».
Прадедушка Лихачевой Вики - Лихачев Григорий Иванович не любил рассказывать про войну. Для него это было тягостным воспоминанием. Он сражался за свою землю. На войне его ранили, пуля прошла через щеку, вышла из другой и выбила все зубы. Долго лежал в госпитале. Вернулся и прожил 85 лет.
Послушайте рассказ Корепановой Олеси:
«Мой прадед Касимов Габдулхави Сибгатович на войне был и разведчиком, и сапёром, и связистом. Был 7 раз ранен. В последний раз его ранили при выполнении особого задания. После бомбежки он попал в большую воронку и без сознания пролежал до ночи, потеряв много крови. Наутро его нашли наши санитары. Так как был обстрел, они не стали его выносить, а отправили на низкой тележке с упряжкой обученных собак. И вот эти специально обученные собаки, очень тихо-тихо, обходя ямы и воронки, при обстреле ложась на землю, а затем, вставая и отряхиваясь, всё же спасли прадеда и довезли его до санчасти. А домой пришла похоронка: «Погиб смертью храбрых при выполнении особого задания». Сколько же было радости, когда прабабушка узнала, что он все же остался жив! Вернулся прадед домой инвалидом, но с медалями.»
Послушайте рассказ Возовикова Данила:
«Я хочу рассказать историю жизни моей прабабушки. Её зовут Мария Ивановна Васёха. Ей, как и мне сейчас, было 11 лет, когда началась война.
Она очень хорошо помнит утро 41- го года. Мама пекла блины, когда к ним в деревню приехали немецкие солдаты на мотоциклах и бронемашинах. Всех мужчин сразу угнали в Германию.
Немецкие солдаты сожгли почти все дома. Пришлось жить в бане. Днём её топили, а вечером приходили ещё односельчане, и спали все вперемежку. Постоянно хотелось есть, особенно трудно было зимой. Под немецкой оккупацией прабабушка прожила почти 4 года.
Когда Советская Армия погнала фашистских захватчиков из нашей страны, немецкие солдаты выстроили жителей деревни живым щитом и так отступали. Сами фашисты боялись идти по минным полям, поэтому отправляли вперёд женщин, стариков, детей. На одном из таких полей взорвалась сестра прабабушки.
Однажды утром немецкие солдаты построили оставшихся в живых в шеренгу. Было понятно, что их хотят расстрелять. Все уже мысленно попрощались с жизнью, но началась атака Советской Армии. Она была настолько стремительной, что фашисты сами кое-как унесли ноги. Так прабабушку освободили…
Результатом нашего исследования стало создание книги Памяти. (см. Приложение)
Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в Великой Отечественной войне. Язык цифр скуп. Но всё же вслушайтесь и представьте. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.
Дети выходят с табличками-фотографиями своих родных:
1. Мой прадедушка Кононов Роман Александрович участвовал в Финской и Великой Отечественной войне. Мне было 2 года, когда прадедушки не стало. Но память о нём хранится в нашей семье.
ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!
2. Мой прадед Сигов Семен Ефимович награждён орденом «Красной Звезды» - за уничтожение фашистских захватчиков. Я горжусь своим прадедом!
ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!
3. Моей прабабушке Фоминых Раисе Ильиничне исполнилось 93 года. Несмотря на возраст она энергичная, активная, добрая, и я её очень люблю.
ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!
4. Мой прадед Касимов Габдулхави Сибгатович вернулся домой инвалидом, но с медалями. Он для меня ГЕРОЙ!
ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!
5. Я горжусь своей прабабушкой Марией Ивановной Васёха - это очень сильная женщина, которая перенесла трудности оккупации в годы войны.
ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!
Звучит метроном. Минута молчания.