Проектно-исследовательская работа по теме «Наши прадеды в годы Великой Отечественной войны как частица истории нашей Родины»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 4

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: развитие чувства причастности к истории своей страны через связь поколений.

Задачи:

  • Привлечь внимание детей к изучению исторических фактов о Великой Отечественной войне.
  • Формировать активную позицию в области сохранения мира на планете.
  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости, причастности к истории своей страны через связь поколений.

Ход мероприятия

Презентация

Мы – счастливые дети. Мы родились в мирное время и не знаем, что такое война, голод, разруха, смерть…

Для нас Великая Отечественная война – история. Но её должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

Война… Какое страшное слово. Война не щадит никого. Четыре долгих года шла война. За это время:

Сколько бы людей стали счастливыми?

Сколько бы детей родилось?

Сколько бы хлеба посадили и убрали?

Как далеко бы ушла наука?

Как много бы выросло цветов и деревьев?

Никто на эти вопросы не знает ответов. Потому что виной всему стала война. Она закончилась 75 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, писать, помнить.

Мы постоянно встречаем в магазинах, в аптеках, на подъездных скамеечках стариков, а чаще старушек, порою дряхлых, немощных. Кто они? Что спряталось в их морщинках возле глаз, в уголках губ? О чём они ещё не успели рассказать?..

9 Мая наша страна будет праздновать семидесятипятилетие Великой Победы!

Но как же мало мы знаем о героях, о ветеранах войны, о тех, кто сражался в боях и отдавал свои жизни ради мира на Земле.

Поэтому мы – ученики 4-А класса решили провести небольшую проектно - исследовательскую работу.

Цель исследования: как можно больше узнать о дедах и прадедах – героях Великой Отечественной войны как частице истории нашей Родины.

Объект исследования: прадеды, прабабушки.

Предмет исследования: фотоматериалы, семейные документы, а также рассказы родных и близких учеников нашего класса

Гипотеза: Если дети и подростки будут знакомы с достоверными фактами о героях Великой Отечественной войны, то они смогут сохранить память о прошлом, чтобы жить в будущем.

Задачи:

  • Изучить данные по теме исследования.
  • Выяснить, в каких семьях есть ветераны – участники Великой Отечественной войны.
  • Написать рефераты, сочинения о своих родных и близких, кто сражался и воевал на фронтах.

Были использованы следующие методы:

  • Изучение теории.
  • Анкетирование.
  • Экскурсии.
  • Беседы.
  • Интервью.

Проведя анкетирование среди учеников 3-4 классов нашей школы, мы выяснили, что только 25% ребят знают, когда началась Великая Отечественная война; никто не смог правильно объяснить, почему она называется «освободительной»; среди Героев Советского Союза чаще звучало имя Татьяны Барамзиной.

Порадовало, что все знают: 9 мая – это День Победы, но огорчило то, что 48% совершенно не знают о своих родных и близких, кто сражался и воевал на фронтах.

И тогда мы отправились в Глазовский краеведческий музей, где нас познакомили с земляками – героями. В школьной библиотеке и библиотеке «Зеленый мир» через чтение художественной литературы наши знания о войне стали более полными и значимыми.

Проведя исследовательскую работу мы узнали удивительные факты от своих одноклассников:

У Богдановой Маши прабабушку Ворончихину Нину Степановну учила Герой Советского Союза Татьяна Барамзина (до войны она была учительницей).

У Саламатова Даниила прабабушка Фоминых Раиса Ильинична шестнадцатилетней школьницей охраняла военнопленных немцев на станции Фалёнки.

У Тороповой Насти благодаря находчивости и смекалке прадед Сигов Семён Ефимович будучи раненым, продолжал командовать орудием, воодушевляя своим примером остальных бойцов. За уничтожение немецко-фашистских захватчиков на полуострове Сырвэ он был награждён орденом «Красной Звезды».

Прадедушка Лихачевой Вики - Лихачев Григорий Иванович не любил рассказывать про войну. Для него это было тягостным воспоминанием. Он сражался за свою землю. На войне его ранили, пуля прошла через щеку, вышла из другой и выбила все зубы. Долго лежал в госпитале. Вернулся и прожил 85 лет.

Послушайте рассказ Корепановой Олеси:

«Мой прадед Касимов Габдулхави Сибгатович на войне был и разведчиком, и сапёром, и связистом. Был 7 раз ранен. В последний раз его ранили при выполнении особого задания. После бомбежки он попал в большую воронку и без сознания пролежал до ночи, потеряв много крови. Наутро его нашли наши санитары. Так как был обстрел, они не стали его выносить, а отправили на низкой тележке с упряжкой обученных собак. И вот эти специально обученные собаки, очень тихо-тихо, обходя ямы и воронки, при обстреле ложась на землю, а затем, вставая и отряхиваясь, всё же спасли прадеда и довезли его до санчасти. А домой пришла похоронка: «Погиб смертью храбрых при выполнении особого задания». Сколько же было радости, когда прабабушка узнала, что он все же остался жив! Вернулся прадед домой инвалидом, но с медалями.»

Послушайте рассказ Возовикова Данила:

«Я хочу рассказать историю жизни моей прабабушки. Её зовут Мария Ивановна Васёха. Ей, как и мне сейчас, было 11 лет, когда началась война.

Она очень хорошо помнит утро 41- го года. Мама пекла блины, когда к ним в деревню приехали немецкие солдаты на мотоциклах и бронемашинах. Всех мужчин сразу угнали в Германию.

Немецкие солдаты сожгли почти все дома. Пришлось жить в бане. Днём её топили, а вечером приходили ещё односельчане, и спали все вперемежку. Постоянно хотелось есть, особенно трудно было зимой. Под немецкой оккупацией прабабушка прожила почти 4 года.

Когда Советская Армия погнала фашистских захватчиков из нашей страны, немецкие солдаты выстроили жителей деревни живым щитом и так отступали. Сами фашисты боялись идти по минным полям, поэтому отправляли вперёд женщин, стариков, детей. На одном из таких полей взорвалась сестра прабабушки.

Однажды утром немецкие солдаты построили оставшихся в живых в шеренгу. Было понятно, что их хотят расстрелять. Все уже мысленно попрощались с жизнью, но началась атака Советской Армии. Она была настолько стремительной, что фашисты сами кое-как унесли ноги. Так прабабушку освободили…

Результатом нашего исследования стало создание книги Памяти. (см. Приложение)

Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в Великой Отечественной войне. Язык цифр скуп. Но всё же вслушайтесь и представьте. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

Дети выходят с табличками-фотографиями своих родных:

1. Мой прадедушка Кононов Роман Александрович участвовал в Финской и Великой Отечественной войне. Мне было 2 года, когда прадедушки не стало. Но память о нём хранится в нашей семье.

ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!

2. Мой прадед Сигов Семен Ефимович награждён орденом «Красной Звезды» - за уничтожение фашистских захватчиков. Я горжусь своим прадедом!

ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!

3. Моей прабабушке Фоминых Раисе Ильиничне исполнилось 93 года. Несмотря на возраст она энергичная, активная, добрая, и я её очень люблю.

ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!

4. Мой прадед Касимов Габдулхави Сибгатович вернулся домой инвалидом, но с медалями. Он для меня ГЕРОЙ!

ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!

5. Я горжусь своей прабабушкой Марией Ивановной Васёха - это очень сильная женщина, которая перенесла трудности оккупации в годы войны.

ПОМНИТЕ ИХ ИМЕНА!

Звучит метроном. Минута молчания.