История развития человечества показывает, что иностранный язык всегда был объективной потребностью общества, без которого оно не может полноценно развиваться. Иностранный язык служит средством познания, является хранителем культуры, средством межличностного и межнационального общения и инструментом развития и воспитания. Как хранитель другой культуры, ИЯ оказывает неоценимую услугу родному языку и культуре, поскольку раскрывает другой мир и делает человека дважды человеком.
Преподавание иностранного языка в школе сталкивается с такой проблемой как отсутствие языковой среды, невозможности совершенствования лингвистической компетенции за пределами искусственно созданной учителем ситуации общения. Данная ситуация порождает противоречие между запросом общества на выпускников обладающих лексической (коммуникативной) компетенцией и трудностями ее развития в условиях отсутствия иноязычной среды. В настоящее время знание иностранных языков, это не роскошь, а необходимость.
Осознание крайней необходимости иностранного языка иногда возникает вдруг.
Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала, и вырабатывать адекватное поведение. Несмотря на то, что языковые структуры есть не что иное, как формулы, необходимые для запоминания, иностранный язык это не математика и не просто интеллектуальная субстанция. Интеллект не вступает в действие без определенной мотивации и редко функционирует без элемента эмоций.
Отсутствие возможностей широкого практического применения ИЯ порождает низкую мотивацию учащихся.
Отсутствие иноязычной среды, потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком, требует от преподавателя творческого подхода при решении учебно–воспитательных задач, чтобы учебная деятельность была интересна для учащихся не только на уроке, но и мотивировала бы их на применение иноязычных компетенций на практике и способствовало бы вовлечению родителей в совместную деятельность во вне урочное время.
Поэтому одной из целей моей педагогической деятельности является развитие лингвистической (языковой) компетенции учащихся основной школы посредством создания иноязычной среды.
«Концепция модернизации российского образования» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определяют предметные компетенции – цели для обучения языку в школе: лингвистическая, языковая, коммуникативная и культурологическая.
Американский лингвист Ноам Хомский определяет понятие «языковой компетентности» как идеальная грамматическая наука связанная со знанием системы языка, и способность понимать и продуцировать речь.
Ирина Александровна Зимняя предлагает следующее определение – «знание системы языка и правил ее функционирования в иноязычной коммуникации».
Елена Владимировна Тихомирова отмечает, что лингвистическая компетенция – это способность строить правильные, с точки зрения норм изучаемого языка, собственные высказывания и воспринимать чужие. Проявляется в правильном употреблении лингвистических форм на иностранном языке (фонология, морфология, лексика, синтаксис), и предлагает следующее определение лингвистической компетенции: способность строить правильные, с точки зрения норм изучаемого языка, собственные высказывания и воспринимать чужие.
Соответственно, для того чтобы овладеть языком в ходе речевой деятельности, необходимо:
- знание языка (языковая компетенция);
- овладение языковой деятельностью иностранного языка (лингвистическая компетенция);
- овладение коммуникантами системой иностранного языка (коммуникативная компетенция).
Языковая среда бывает двух видов: естественная – обучение и использование ИЯ организуется в условиях естественной языковой среды и искусственная – создается с помощью различных средств обучения в условиях ее отсутствия с целью воссоздания иноязычной среды. Согласно Татьяны Анатольевны Осиповой образовательная среда – система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащегося, использование образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Для достижения результата согласно современным стандартам необходимым условием является взаимодействие учителя, родителей, ученика при активном использовании интернет ресурсов.
Следуя общедидактическим принципам преподавания иностранного языка в школе, учителя могут использовать новые педагогические технологии, такие как технология педагогики сотрудничества, игровые технологии, технологии проблемного обучения, с также технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Основные этапы данной технологии дополняются этапом закрепления в виде творческого домашнего задания, что решает одновременно несколько задач: повышение мотивации за счет интересной формы, вовлечение родителей в его создание (ситуация сотрудничества), решение такой актуальнейшей проблемы, как списывание домашнего задания.
Согласно статистике Яндекс Wordstat за сентябрь, более миллиона пользователей искали ответы на домашнее задание по английскому языку. Исходя из этого, имеет смысл в своей работе использовать такие виды домашних заданий, которые исключают возможность использования учащимися ГДЗ. Например: использование интернет-ресурсов в контексте работы с приемами: webquest, hotlist, treasure hunt и т.д.
Для оценки результативности деятельности учащихся имеет смысл использовать разработки Лускановой Натальи Георгиевны, Игошина Владимира Ивановича, анкетирование, результаты диагностических работ.
Для развития лингвистической компетенции учащихся можно использовать технологию критического мышления при планировании и проведении уроков.
Проблема создания иноязычной среды решается через вовлечения родителей в совместную деятельность с учащимися в процессе выполнения домашних заданий, участие в различных творческих конкурсах и олимпиадах.
Использование в работе данных методов и форм позволяет достичь следующих результатов:
- повышение уровня мотивации учащихся,
- рост качественной успеваемости, повышение уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся основной школы, увеличение числа участников, победителей, лауреатов олимпиад, конкурсов;
- повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей результатами изучения иностранного языка.