Проектная деятельность детей с ОВЗ в условиях ФГОС

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная деятельность, ОВЗ


Актуальность

В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития.

ФГОС образования детей с ОВЗ призваны гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его способностям и потребностям.

Современное общество требует непрерывного развития педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности обучающихся с ОВЗ, на формирование умения ставить и решать задачи с целью разрешения возникающих в жизни проблем.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач при работе с детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности. Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением. Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Дети с ОВЗ – особая категория детей, которым уделяется наибольшее внимание в образовательном процессе. У данной категории детей наблюдаются большие речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи.

Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:

  • ставить цели;
  • планировать свою работу;
  • работать с разными источниками информации;
  • перерабатывать информацию;
  • выбирать способы реализации целей;
  • выделять главное;
  • оценивать свою деятельность
  • общаться с другими детьми.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности при работе с детьми с ОВЗ:

  1. во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.
  2. в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.
  3. родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”.

На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:

Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания используется мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, сшить фартуки для кабинета технологии или изготовить подарок.

Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставится, например: вопрос: С чего начать работу? Зачем нужен эскиз? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.

Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность, например: «Моделирование фартука, юбки», «Определение свойств различных видов тканей».

Развитие тонкой моторики возможно на всех этапах проектной деятельности. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа с бисером, вязание крючком, спицами, работа на швейной машине.

Учитывая быстрое утомление обучающихся, во время занятия необходимо чередовать виды деятельности (усная-письменная, практическая, игровая, творческая, индивидуальная-коллективная и т.д.). При этом следует учитывать, что смена видов деятельности – это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока (занятия) различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса и работоспособности учащихся.

Согласно основным гигиеническим критериям рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову) смена различных видов деятельности должна происходить через каждые 7-10 минут. Число видов учебной деятельности составляет 4-7.

Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности происходит побуждение учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готового изделия.

Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках: учащиеся помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.

Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие продукта деятельности, что особо важно для детей с ОВЗ. Они видят результат своей работы. Продуктами проектной деятельности могут быть: выставка детских работ, книжка-малышка, коллаж, макет, готовое изделие (например, кормушка), памятки и многое другое.

Использование проектной деятельности в начальной школе

Я работаю с детьми с ОВЗ разного возраста (1 класс, 2 класс, 4 класс).

В своей педагогической деятельности я часто использую метод проекта.

Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач.

Метод проектов осуществляю не только в рамках урочной, но в во внеклассной и внеурочной деятельности.

При планировании и разработке того или иного проекта, я, безусловно, исхожу из возможностей учащихся, из возрастных способностей, их потребностей (то, что подходит для определенного возраста, то, что будет интересно самим детям).

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Считаю, что соблюдение этого правила сделает выполнение проекта более успешным.

Я стараюсь включать всех школьников в проектную деятельность, как учащихся 1, так и 2, 4 классов. Естественно, что для 1-ого класса проекты более простые, представляют собой небольшие творческие задания. Для 2, 4 классов проекты более сложные. Учащиеся с большим удовольствием и интересом выполняют эти проекты.

Знаю, что существует огромное количество проектов. В своей деятельности использую разные виды проектов: исследовательский, творческий, ролевой, информационный, практико-ориентированный (прикладной), личные, классные.

Проекты, которые я смогла реализовать в ходе работы с детьми, я представлю в виде таблицы:

Название проекта Вид проекта Класс
1. «Мой режим дня» Личный прикладной 1, 2, 4
2. «Охрана зрения» Личный прикладной 2
3. «Здоровый образ жизни» Общешкольный исследовательский 2
4. «Путешествие капельки» Парный творческий 1, 2
5. «Моя родословная. Загадки фамилий» Личный информационный 2, 4
6. «Моя малая Родина» Общешкольный информационный 2, 4
7. «Герои ВОВ. Лёня Голиков» Классный исследовательский 2
8. «В гости к сказке» Личный ролевой 2
9. «Бумага, – какая она»? Групповой творческий 1, 2
10. «Птицы зимой» Личный прикладной 2, 4
11. «Загадки» Групповой творческий 2
12. «Все профессии важны» Общешкольный исследовательский 2, 4
13. «Домашние животные» Личный информационный 1, 2, 4
14. «Цветы в нашей жизни» Парный исследовательский 1, 2
15. «Пословицы и поговорки» Групповой информационный 2, 4
16. «Живая азбука» Личный практико-ориентированный 1
17. Безопасный маршрут движения в библиотеку Региональный исследовательский 1

Если посмотреть на таблицу, видно, что темы проектов не ограничиваются какой-то определенной областью, проекты выполнялись по разным направлениям, в разных областях: литературное чтение, окружающий мир, валеология, технология, история, внеклассная работа и др.

Связано это с тем, что некоторые проекты были мною уже запланированы, но были случаи, когда сама жизнь, какая-то жизненная ситуация подталкивала детей на проблему, которую они и должны были решить в ходе выполнения проекта.

Например: проект «Бумага, – какая она?» появился спонтанно. Ребенок спросил другого ребенка «Почему бумага разная? Интересно, а много видов бумаги существует? А кто придумал бумагу?». Второй ребенок лишь пожал плечами – вот и проблема, которую предстояло им решить. Следующий этап проектной деятельности – планирование. На данном этапе мы с детьми обговорили, что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы. Также на данном этапе нами были распределены обязанности каждого участника проекта. На следующем этапе – поиск информации, учащиеся, под руководством учителя и родителей, изучали литературу по проблеме. На этапе – продукта, учащимися были выполнены доклад «Из истории бумаги» и памятка «Коллекция бумаги». На этапе – презентация, мы пригласили к себе в класс ребят из других классов и выступили с докладом перед ними. После своего выступления, мои ребята, задали несколько вопросов на усвоение детьми представленного ими материала, а те в свою очередь, задали свои вопросы, их интересующие. На последнем этапе – оценка результатов, сначала ребята сами проанализировали свою деятельность (положительные стороны и что, на их взгляд не совсем получилось) по определенному плану (Приложение 3), затем мною были подведены небольшие итоги их работы, и, безусловно, я их похвалила, поощрила небольшими грамотами, которые хранятся в Портфолио учеников.

Во втором классе у меня учатся дети с нарушением зрения, поэтому проект «Охрана зрения» был актуален и для ребят очень полезен и интересен. В ходе выполнения данного проекта, ребятами были составлены памятки (индивидуально для каждого), что можно делать и чего не следует делать, чтобы не навредить своему, итак ослабленному зрению. В ходе выполнения проекта всем классом мы ходили на экскурсию в мед. кабинет, там врач показал ребятам макет глазного яблока и дал рекомендации по охране зрения. Эти рекомендации ребята также занесли в свои памятки. На мой взгляд, проект имеет практическую значимость для детей.

При выполнении проекта «Режим дня» ребята составляли свой распорядок дня, сравнивали его с днём своих родителей, друзей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Каждый учащийся разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.

Проекты «Здоровый образ жизни» и «Все профессии важны» - общешкольные мероприятия, организованные в рамках ученической конференции. Оба проекта были удачно представлены моими ребятами перед аудиторией начальной школы.

Проект «Безопасный маршрут движения в библиотеку», не смотря на довольно сложное название, был ориентирован на учащихся 1 класса. Все предположения, наблюдения, выводы делали сами учащиеся. Данный проект был представлен на областном вебинаре (самими учащимися) и занял 1 место.

Проект «Герои Великой Отечественной войны. Лёня Голиков» был организован в рамках Дня освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Выбор темы был определен методом жеребьевки. Ребята моего класса готовили презентацию про Лёню Голикова. В ходе выполнения данного проекта учащиеся: изучили литературу, выбрали необходимую информацию; совместно с родителями мы организовали экскурсию на места, названные именем Л.Голикова (улица, бульвар, сквер, дворец); подготовили презентацию; выступили перед аудиторией начальной школы. При выполнении данного проекта большую роль сыграли родители: помогали детям из огромного количества литературы выбрать необходимую информацию. И самое главное то, что они не делали за детей работу, а лишь координировали их деятельность.

Все выполненные проекты по своему содержанию, по способу презентации, по выбору оформления очень разные, но все они схожи по своей структуре. Каждый проект имеет 6 этапов: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио. В структуру любого проекта я включила еще один этап «Оценка результатов», этот этап стоит между Презентация и Портфолио. По моему мнению, данный этап необходим для того, чтобы учащиеся смогли сделать самоанализ своей работы, увидеть положительные стороны своей деятельности, исправить какие-то недочеты своей работы (если таковые имеются), чтобы в дальнейшем этих ошибок избежать, таким образом, у учащиеся будет развиваться умение проектировать.

Ребята с большим интересом погружаются в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности.

Подводя итог, можно сказать, что, безусловно, проектная деятельность оказывает положительное влияние на развитие, воспитание детей с ОВЗ. Дети, которые боялись отвечать даже на уроке, смогли выступить с рассказом проекта перед учащимися другого класса.