Образовательно-развивающие цели:
- Расширять кругозор детей об изобретениях человека.
- Дать представление о значении колеса в жизнедеятельности человека, влияния на развитие человечества.
- Закреплять знания, лежащие в основе родовых обобщений транспорта (наземный, воздушный, водный).
- Уметь доказывать правильность своего выбора в обобщении.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать интерес к истории изобретений; чувство уважения и восхищения к людям, создающим своим трудом материальные ценности – конкретно – все виды транспорта.
Материально-техническое оснащение:
- Зрительно-иллюстративный ряд с изображением транспорта
- Загадки о транспорте
- Презентация «От бревна до современного колеса»
- Стихотворения С.Баруздина, В.Суслова
Предварительная работа: Наблюдения, рисование на тему «Транспорт», аппликация, чтение художественной литературы, заучивание стихотворения. (с воспитателями)
Ожидаемый результат: Дети получат знания, которые смогут применять в повседневной жизни.
Ход занятия
Логопед : Сегодня вам предстоит познакомиться с важнейшим изобретением человека. Что же это такое – «изобретение»? (ответы детей).Да, это то, что человек сделал впервые, то, чего ранее не было. То есть, изобрел – придумал что-то для себя и других людей. Кстати,одни изобретения были результатом упорного труда, а другие – совершенно случайны…
Отгадайте загадку:
«Ты спроси, как я тружусь?
Вокруг своей оси кружусь».
(ответы детей)
Логопед: Да, верно, это обыкновенное колесо, которое крутится, вертится, заставляет двигаться автомобили, плыть пароходы, и делает еще многое-многое другое. Человеку понадобилось много тысяч лет, чтобы придумать простое колесо. Так что же такое колесо? Какое оно?
(ответы детей).
Ученые считают, что изобрели колесо так: Древним людям в Древнем Египте приходилось вручную передвигать тяжелые камни для строительства пирамид. Огромные камни трудно сдвинуть с места и тем более передвинуть. И вот кто-то догадался подложить под него бревна. И, действительно, передвигать камни стало гораздо легче: бревна катятся, а под ним передвигается к нужному месту груз.
Логопед: Другому древнему человеку пришла в голову мысль отпилить от бревна круглый чурбачок, посадить его на ось (прямую крепкую палку) и прикрепить ручки. Так получилась простая тачка!
А у колеса есть секрет. Какой?
Затем логопед обобщает ответы детей, то есть секрет колеса:
Логопед: Это круглое отверстие посередине. Казалось бы, пустяк! Но именно этот пустячок превращает обыкновенную кругляшку в настоящее колесо. Отверстие посередине помогает насадить колесо на палку – ось и заставить везти любой груз. А что могло бы получится,если бы отверстие было бы не в центре,а сбоку?
(ответы детей)
Логопед: Да, на кособоком колесе далеко не уедешь. Значит, центр колеса – замечательное место, от него до любого края – одинаковое расстояние (измеряем).
Логопед: Колесо катится и ось всегда на одинаковой высоте от земли. (Демонстрация опыта с колесом и осью).
Проходил год за годом, век за веком. Постепенно колесо стало уже, у него появились спицы, железный обод. По дорогам Древнего мира помчались двухколесные и четырехколесные повозки, запряженные лошадьми. Их так и называли: колесницы.
Показ презентации «От бревна до современного колеса»
Брёвна – деревянный чурбачок с толстой деревянной осью-палкой – примитивные деревянные колеса для тачек и телег-– железные колеса для первых паровых машин – большие и малые колеса для первых велосипедов- …до первых колес с шинами разных модификаций.
Динамическая пауза:
Логопед: А сейчас ребята я вам предлагаю покататься на карусели, где тоже используется изобретение колеса.
Еле, еле, еле, еле
Закрутились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз, два, раз два
Вот и кончилась игра.
Если б не было колес, не поехал паровоз.
И автобус пассажиров к зоопарку б не повез.
Есть колеса у вагонов, у машин и у телег.
Только сани едут сами, если есть под ними снег.
Далее логопед рассказывает об истории создания автомобиля, трамвая, велосипеда.(используются энциклопедические сведения из книги Т.Нуждиной.)
Используется зрительный иллюстративный ряд с изображением наземного, воздушного и водного транспорта.
Вопросы к детям:
Как называются эти машины одним словом? Что у них общее? Какие виды транспорта вы знаете? Как делится транспорт в зависимости от того, где передвигается?
(Ответы детей).
Вы узнали сегодня кое-что интересное про такой привычный объект как колесо.
Чтение стихотворения ребенком (заранее подготовлено в предварительной работе):
Колеса там, колеса тут!
Колеса уважают труд –
Бегут, мелькают, крутятся!
И трудятся! И трудятся!
Они с работаю дружны
И потому всегда нужны.
И мы с тобой сказать должны: Спасибо вам,колеса!
Рефлексия
Логопед:
- Узнали ли вы сегодня что-то новое?
- Что было особенно интересно?
- Что вызвало затруднение?
- Как вы думаете, знания о колесе вам где-то пригодятся?
- Что понравилось?