1. Введение
Чтобы научится решать задачи, надо их решать.
Д.Пойа
Нельзя недооценивать место ОИиВТ в целом, а тем более алгоритмизации и программирования среди других школьных дисциплин.
…
Необходимость разработки педагогической технологии развития творческой активности учащихся средствами решения задач по алгоритмизации и программированию вызвана объективными и субъективными факторами.
…
Актуально становится то, что многие не сталкиваются с информатикой на вступительных экзаменах, но совершенно все узнают, что это и какого уровня данный предмет уже на первом курсе. В соответствии с этим вырос уровень мотивации к изучению точных дисциплин.
2. Основная часть
…
Новизна моей технологии состоит в том, что я ориентируюсь на то, что развитие индивидуальности личности - это есть прежде всего развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию.
Известно, что изучение информатики школьники нередко начинают с воодушевлением, но через некоторое время интерес гаснет. Анализ причин этого позволяет утверждать, что дело заключается в потребностях личности учащегося, взятых в самом широком смысле слова. Если они реализуются (и не только при изучении информатики), интерес к предмету возникает и растет, так сказать, автоматически; если нет места потребностям, их реализации, то нет и мотивов для учения.
Ясно, что необходима «настройка» анализа системы потребностей на конкретный предмет или учебную ситуацию.
На основе коррекции и реализации потребностей формируется разносторонняя, творческая, гармонически развитая личность.
Основным принципом разработки моей технологии является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Индивидуальность рассматривается мною как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека. Индивидуальность человека формируется на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно (и это главное для человека) в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
…
Лейтмотив моей технологии – развитие индивидуальности личности школьника в рамках традиционной классно-урочной системы обычного (расширенного) обучения.
…
В рамках моей технологии центральный субъект управления – ученик. Сложнее с объектом. Так и хочется сказать: объект управления – индивидуальность личности. Но это не так. Индивидуальность личности не может быть объектом педагогического управления, потому что личность становится, живет, развивается под воздействием внутренних, а не внешних сил. Можно об этом сказать в форме негативного определения: если нечто в человеке надежно определяется, формируется извне – это личность.
От чего же я отталкиваюсь в своей работе, каковы психологические и педагогические предпосылки понимания развития индивидуальности личности в учебном процессе?
Начну с понятия индивидуальности личности. Здесь мне очень близка теория известного психолога и деятеля образования А.Г.Асмолова, с точки зрения которого мало говорить об индивидуальности как своеобразии, уникальности психического мира человека. Надо различать два уровня индивидуальности: мир особенного, уникального в психических процессах, проявлениях темперамента, своеобразного в познавательных процессах (это есть индивидуальность индивида) и уникальное, неповторимое в личности – мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок человека (это и есть индивидуальность личности).
Особое выделение индивидуальности личности позволяет отличить развитие личности человека определенного социального типа от нетипичного, несовпадающего с социально-типовым, как индивидуального образования. Если первое есть ядро процесса социализации, то второе – направляющая внутренняя сила процесса индивидуализации.
2.1 Гипотезы.
- Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъективного опыта.
- Ученье есть не производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
- «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
- Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
2.2 Целевые ориентации.
- Развитие индивидуальности личности – это прежде всего развитие потребности и способности личности к саморазвитию.
- Педагогическая помощь школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию имеет такие аспекты, составляющие, как помощь, в развитии потребности:
- к самопознанию, интересу к своему Я, своим возможностям, результатом своей деятельности;
- самоопределению, выбору деятельности, позиций, отношений в интересах своего развития;
- самореализации как реализации своего творческого, личностного потенциала;
- совместному развитию с другими людьми, в развитии себя через развитие другог
2.3 Классификационные параметры.
- По уровню применения: частно-предметная.
- По философской основе: диалектическая, прогматическая.
- По основному фактору развития: социогенная (психогенная), биогенная.
- По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая.
- По ориентации на личностной структуры: информационно-операционные (ЗУН+СУД)
- По характеру содержания: обучающая, светская, образовательная, гуманистическая.
- По типу управления познавательной деятельностью: система групп + система «репетитор».
- По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.
- По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
- По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.
- По направлению модернизации: модернизированная.
- По категории обучающихся: массовая.
2.4 Основные принципы построения технологии.
- Принцип психологического обеспечения.
…
- Принцип самоорганизации.
...
- Принцип самопознания.
..
- Принцип соучения.
…
- Принцип личной ответственности.
…
- Принцип самореализации.
..
- Принцип саморазвития.
…
2.5 Концептуальные положения технологии.
Данная технология обучения сочетает обучение, понимаемое как нормативно-сообразную деятельность общества, и учение как индивидуально значащую деятельность отдельного ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь в становлении личностно-значимых способов познания путём организации целостной учебной деятельности.
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
ЗУНы. …
СУДы. …
В способах учебной работы отражается субъективная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
СУДы рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения процесса:
- учебный материал (характер его предъявления) должен способствовать тому, чтобы выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения ;
- изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием предлагаемых знаний.
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности обеспечивает ему возможность самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общедидактические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии
- необходимо контролировать и оценивать не только результат, но главным образом процесс учения, т.е. те трансформации, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
- образовательный материал обеспечивает построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Литература
- Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики. – М., 1989.
- Асмолов А.Г. Психология личности. –М., 1995.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика.-1996.-№2.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. М. А.П.Н. РСФСР, 1959.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение Н.Новгород. 1991.
- Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. - М.,1985.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
- Давыдов В.В. Новое педагогическое мышление. - М.1996
- Давыдов Л.В. Виды общения в обучении М.Педагогика. 1972.
- Зельднер Т.А. Quick Basic для носорога. - М., 1994.
- Каймин В.А., Питеркин В.М. Информатика. – М. 1994.
- Каймин В.А. Компьютерная грамотность в примерах и задачах. - М. 1989.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
- Лошкова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М., 1994.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995.
- Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
- Репкин В.В. Развивающее обучение как система. Томск. 1992
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики Педагогика 1980
- Светлозарова Г.И., Мельтников А.А., Козловский А.В. Практикум по программированию на языке Бейсик. – М.,1988.
- Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. М. 1997
- Филичев С.В. Занимательный Basic. – М.,1997.
- Филичев С.В. Занимательный Basic в задачах. – М.1997.
- Якименская Н.С. «Развивающее обучение» – М. 1979.