Методический паспорт проекта
Цель проекта: формирование у дошкольников патриотических чувств на основе ознакомления их с ближайшей средой и боевыми традициями земляков.
Задачи:
- пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего края;
- познакомить с памятниками и улицами, названных в честь героев войны;
- вызвать эмоционально-ценностное отношение к героическому прошлому края, чувство гордости за героев-земляков;
- пробудить у детей интерес к истории родного города;
- формировать действенное отношение к ближайшему окружению, к историческим и памятным местам, стремление к их сохранению;
- развивать у детей умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т.д.);
- вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации;
- привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны.
Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта:
- по характеру: творческий;
- по месту проведения: внутри ДОО;
- по количеству участников: коллективный.
Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.
Целевые ориентиры:
- освоение детьми доступных знаний об истории Отечества;
- приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;
- проявление внимания и уважения к ветеранам,
- пожилым людям, оказание им посильной помощи.
Содержание проекта
Виды Деятельности
Познавательная |
Игровая |
Изобразительная |
Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора |
Беседа «Детям о Великой Отечественной войне». |
Сюжетно-ролевая игра «Пограничники», русские народные игры «Русское единство», «Снять часового», дидактическая игра «Что в военном пакете»?, подвижные игры «Саперы», «Снайперы» |
Рисование на тему «Памятники воинской славы нашего города», лепка барельефов «Звезда», «Самолёт», «Танк». Создание презентации мой город(село) в годы войны» |
Слушание марша «Прощание славянки»(муз. В.Агапкина, сл. В.Лазарева), чтение книги А.Митяева «Рассказы о Великой Отечественной войне» |
Экскурсия в зал Боевой Славы краеведческого музея. |
Сюжетно-ролевая игра «Военные», познавательная игра «Раньше и теперь», подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?» |
Конструирование из бумаги макетов «База подводных лодок», «Эскадрилья самолетов». Лепка барельефов «Медали наших прадедов» |
Чтение художетвенных произведений: В.Давыдов «Дозор», О.Высотская «Мой брат уехал за границу». Слушание музыкального произведения М.Магиденко «У кремлёвской стены» |
Непосредственно-образовательная деятельность «Города Воинской Славы». |
Сюжетно-ролевая игра «Медсёстры», подвижная игра «Переправа через мост» |
Создание книги «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» (дети совместно с воспитателем) |
Слушание фронтовых песен, чтение стихотворений Е.Благининой «Миру-мир», К.Симонова «Товарищ» |
Заочная экскурсия «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны». |
Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки», Дидактические игры «Сигнальные флажки», «Салют», подвижная игра «Разведчики» |
Создание модельных книг: «Дети войны», «Герои тыла»; |
Слушание песни «Из чего наш мир состоит…» (сл. М.Танича, муз. Б.Савельевой); чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости |
Беседа «Земляки-фронтовики». |
Игра-эстафета «Попади в цель», дидактическая игра «Памятные места нашего города(села)» |
Изготовление книжных закладок для ветеранов, аппликации «Мир на земле». Изготовление мини-диорам «Освобождение города-героя от фашистких захватчиков» (дети совместно с родителями) |
Чтение художественных произведений; А.Твардовский «Рассказ танкиста», В.Катаев «В разведке» |
Непосредственно образовательная деятельность «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». |
Дидактические игры «Будем в армии служить, «Ордена войны»; подвижная игра «Кто быстрее соберётся по тревоге» |
Оформление альбома «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (дети совместно с педагогом). Создание книги-раскладушки «Памятники боевой славы города-героя» |
Слушание музыкального произведения А.Филиппенко «Вечный огонь», чтение стихотворения Я.Акима «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края…» |
Конкурс чтецов «Мы чтим и помним…». |
Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберёт»; сюжетно-ролевые игры по желанию детей: дидактическая игра «Род войск и боевая техника»; подвижная игра «Пограничники» |
Конкурс рисунков «Храбрые защитники», оформление альбома со стихами о Великой Отечественной войне |
Чтение стихотворения В.Берестова «Нет, слово «мир» останется едва ли…». Слушание песни А.Александрова и В.Лебедева-Кумача «Священная война» |
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек-участников Великой Отечественной войны), на примере их фронтовых и трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной» «любовь к Отечеству». Мы считаем, что основным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением.
Прикосновение к истокам русского народного творчества также вызывает у детей сильные эмоции, заставляет их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Для решения этой задачи и создаётся мини- музей, в который педагоги детского сада периодически приглашают людей пожилого возраста, так как именно они являются носителями русской народной культуры, носителями истории. В частности в детский сад ежегодно приглашаются ветераны Великой Отечественной войны.
Основные задачи таких встреч:
- Прививать детям чувство гордости за свою великую Родину, свой героический и непобедимый народ.
- Развивать у дошкольников патриотизм и стремление быть достойными гражданами своей страны.
- Развивать умение сопереживать , сострадать и сочувствовать.
- Сохранить память о подвигах великих героев войны для потомков.
Целью этих встреч является передача духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий с ветеранами Великой Отечественной войны. После этих встреч дети должны понять, что одним из проявлений любви к Родине и преданности ей является готовность встать на её защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказать об этом дошкольникам.
Результатом проекта стало создание мини-музея «Согреем памятью сердца…». Педагоги стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс его создания, и занимали скорее позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого гордость и удовольствие. В процессе создания мини-музея ребята не только использовали полученные знания о войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами, клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание ими значимости памяти о Великой Отечественной войне.
Лэпбук «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
Мини-музей «Согреем памятью сердца»
Встреча с ветераном