Метод проекта как личностно-развивающая технология внеурочной деятельности. Проект «Никто не забыт и ничто не забыто»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Ключевые слова: проектная деятельность, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий, внутриклассный, краткосрочный.

Участники: воспитанники 6 класса гимназии искусств, родители, педагоги.

Проблема. Воспитанники нынешнего поколения имеют смутное представление о Великой Отечественной войне, о подвигах родных и близких, о трудном военном детстве их бабушек и дедушек, о тяготах жизни людей в тылу. Чтобы решить данную проблему, воспитанникам и их родителям было предложено стать участниками проекта «Никто не забыт и ничто не забыто» в рамках реализации воспитательной программы гимназии искусств по гражданской культуре. Данный проект посвящён 75-летию начала Великой Отечественной войны.

Цель: сформировать у воспитанников 12-13 лет ценностное отношение к истории  семьи, подвигам родных и близких во время Великой Отечественной войны через включение учащихся и их родителей в исследовательскую, информационно - творческую работу по написанию рукописной книги Памяти.

Этапы проекта

1. Подготовительный

- Экскурсия в Республиканский музей истории на тему «Дети войны».

- Работа с архивными документами семьи, беседы с родными и близкими, анализ материалов по данной теме из средств массовой информации.

- Оформление страницы рукописной книги Памяти фотографиями родственников - участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, копиями писем с фронта, списками наград, рассказами очевидцев, рисунками воспитанников, стихами и песнями о подвигах советских солдат.

- Оформление стенда «Герои войны – мои земляки».

На этом этапе проекта осуществляются следующие УУД:

  • целеполагание как постановка воспитательной задачи;
  • планирование сотрудничества воспитанников с педагогом и родителями – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2. Основной

«Круглый стол» «Никто не забыт и ничто не забыто».

- Презентация воспитанниками страниц книги Памяти.

- Выступление председателя братства «Дети войны» Михеевой А.А. о работе данной организации в г. Сыктывкаре.

- Рассказ Суркова Н.И., доцента, кандидата исторических наук КГПИ, об ужасах немецкого концлагеря, куда он попал вместе с мамой и двумя братьями.

- Оформление последней страницы книги Памяти. Написание писем-треугольников с пожеланиями и наказами к потомкам от всех присутствующих на занятии детей и взрослых.

На этом этапе проекта осуществляются следующие УУД:

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • синтез как составление целого из частей;
  • построение логических цепей рассуждений;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • оценка – выделение и осознание того , что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • личностное, жизненное самоопределение;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
  • формирование толерантных установок личности, обеспечивающих её жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной мобильности.

3. Заключительный

Сшили страницы в рукописную книгу «Памяти». Передали книгу в музей гимназии.

На этом этапе проекта осуществляются следующие УУД:

  • анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • умение структурировать знания;
  • владение компьютерными технологиями.

Результат. Воспитанники познакомились с историей своей семьи в военные годы. Из семейных архивов узнали, кто воевал, и какие награды заслужил, защищая Родину от фашизма. Из рассказов родных и близких, после экскурсии в музей истории у воспитанников сложилось представление о трудной, голодной и холодной жизни детей войны, о тяжёлом труде тружеников тыла.