Аннотация: На фестиваль с представлена методическая разработка урока по физике в 10-м классе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
- анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного;
- делать выводы о достоинствах и недостатках ДВС;
- дать историческую справку о создании тепловых двигателей, оценить их достоинства и недостатки по содержанию текстовых заданий;
- аргументировать свою точку зрения.
Основные термины и понятия: история развития ТД, КПД, потери КПД, ДВС.
Средства обучения: ПК, проектор, презентация, рабочая тетрадь.
Методическая разработка может быть использована на уроках физики при изучении темы «Тепловые двигатели».
Ход урока
1. Организация начала урока (3 мин.)
Приветствие учеников.
Деление на группы.
Выдать карточки (название групп).
В соответствии с карточками распределить на две группы.
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Выдаем задания для самостоятельной работы – карточки.
(Этапы развития ДТ, исторические факты).
Работа с карточками.
Акцент на важные вопросы.
I. Историческая справка.
1. Виды ТД
2. Развитие ТД
- Тепловой двигатель это….?
- Что называется КПД?
Ответ: Физическая величина, показывающая, какую долю составляет совершаемая двигателем работа от энергии, полученной при сгорании топлива, называется коэффициентом полезного действия.
- Что известно об этой величине?
КПД теплового двигателя. При работе теплового двигателя только часть внутренней энергии топлива идет на совершение работы.
- Что в тепловых машинах совершает полезную работу?
- Какая энергия тратится в тепловых двигателях?
- Перечислите Виды ТД?
- КПД 45% . Что означает это число?
- На что расходуется энергия топлива ТД?
II. Предлагаем вашему вниманию мнения автолюбителей.
Необходимо выявить проблему?
Карточки. Практическое задание.
Спорный вопрос, мнения автолюбителей Иван Шкинев и Владимир Снебов.
3. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)
Формулирование темы урока.
Выдвижение проблемы.
Получаем противоречие двух мнений.
Предлагаем гипотезу.
4. Получение и первичное закреплений новых знаний и способов действий (20 мин.)
1. Учитель дает задание: проанализировать материал по работе ДВС.
– Работа с теоретическим материалом.
– Выводы, доказательство своей точки зрения.
– Вспомните, что нам необходимо для доказательства, порядок действия?
– Представить доказательства в виде схем, расчетов, таблиц, задач.
2. Привести доказательства выдвинутой гипотезы. Подготовить задачи, предложить пути решения.
3. Оформить материал.
4. В чём сходство и различия ДВС? У какого двигателя КПД выше? Почему?
5. Учитель обращает внимание учащихся на виды потерь ДВС.
6. Нацеливает на решение задач.
Задания для учащихся.
Зная % потерь при работе ДВС – составить финансовую задачу и предложить пути ее решение. Сделать выводы.
Примеры финансовых задач.
- На примере ДВС определить эффективность двигателя работающего на бензине и двигателя работающего на дизельном топливе, и выяснить какой из них наиболее эффективный.
- Зная % потерь при работе ДВС провести расчет количества литров бензина, которое уходит на совершение полезной работы. Использовать данные – 10 литров топлива, уходят за 100 км пробега и определить сколько литров идет на потери, при работе двигателя.
- Рассчитать сумму денежных средств потраченных на полезную работу двигателя, используя данные – 1 литр бензина стоит 43 рубля, сколько денежных средств потратится на полезную работу.
7. Предлагает сделать Вывод какая гипотеза подтвердилась или не подтвердилась.
5. Подведение итогов урока (7 мин.)
Представление результатов.
Учитель задает вопросы:
Какую практическую значимость имеет работа ДВС?
На что идет расход потерь ДВС?
Какие последствия несет это для ДВС? Какое влияние имеет это на финансовые вопросы потребителей?
Итоги, вывод, определить какой ДВС более экономичный?
Чему мы научились, что дают нам знания о работе ДВС в целом, как автолюбителей?
Как мы будем использовать полученные знания на практике?
6. Информация о домашнем задании (2 мин.)
Д/З – Подготовить сообщения об экологической безопасности ДВС.
7. Рефлексия (5 мин.)
Ответы на вопросы:
- Что узнали на уроке?
- Чему научились
- Как применили полученные знания?
- Как вы оцениваете свою деятельности на уроке?
Литература:
- Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования: научно-методическое пособие/ науч. Ред. М.Р. Битянова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. – 3-4 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. – М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
- Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб: 2009. — 30 с.
- Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении – М.: Просвещение, 1991.
- Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 474 с.
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М.: АПК и ПРО, 2002.
- Технология целеполагания урока. Г. О. Аствацатуров. Волгоград: издательство «Учитель», 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмалов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г.Асмалова. — М.: Просвещение, 2010.