Конспект урока русского языка для 4-го класса по теме «Сложное предложение» (УМК "Л.В.Занков")

Разделы: Русский язык

Класс: 4

Ключевые слова: сложное предложение


УМК: Развивающая система обучения Л.В.Занкова.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о понятии «сложное предложение».

Планируемые результаты:

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • осознание того, что правильная устная и письменная речь - это показатели грамотности и культуры человека;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои в соответствии с поставленной задачей, действовать согласно плану и вносить необходимые коррективы.
  • способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью и критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные:

  • использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Предметные:

  • умение находить главные члены предложения;
  • различать простые и сложные предложения;
  • применять правила расстановки знаков препинания в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Технологии: проблемное обучение, разноуровневое обучение.

Методы: эвристический, исследовательский.

Возраст участников: обучающиеся 4 класса.

Условия проведения мероприятия:

Время - по календарно-тематическому плану рабочей программы по русскому языку (учебник А.В.Поляковой, УМК Занкова) урок по данной теме - третий в I четверти;

Место и средства - учебный кабинет, оборудованный интерактивной доской и проектором; иллюстрации, карточки для самостоятельной работы и работы в группах.

ХОД УРОКА

Мобилизующий этап

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!

II. Актуализация знаний

1. - А чтобы урок наш прошел на ура, вам мой небольшой совет:

Слайд 1

Сегодня лучше лень прогнать.
Желаю много нового и интересного узнать.

- Соберите и прочитайте слово из подчёркнутых букв. (сложное)

2. - Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Что для вас сегодня утром было сложным? Только ли это значение имеет слово сложное?

(Учитель подводит к выводу о многозначности слова)

- Что может быть сложным в русском языке? (сложное слово, сложная форма будущего времени глагола). Приведите примеры.

- Давайте повторим, что мы знаем о сложных словах.

3. Словарная работа.

Слайд 2

- Какое задание нужно выполнить на словарной работе?

Спишите слова, вставив соединительную гласную. Выделите основы.

Книг…люб, пеш..ход, камн..пад.

- Объясните лексическое значение. Что нужно помнить при записи сложных слов? (Соединительные гласные е, о)

- Какое явление, называемое сложным словом, мы наблюдаем осенью? Запишем это слово. (листопад)

Слайд 3

- Наличие какой орфограммы объединяет все эти сложные слова? (Парный согласный, безударный гласный) Подчеркните.

-Это были сложные слова, которые образовались при сложении двух основ.

4. Назовите антоним слову сложное. Что в русском языке может быть простым? (предложение)

- А что мы называем предложением?

5. Инсценировка

В класс вбегают ученики. У каждого на груди висит табличка с определённым словом.

Учитель (удивленно): Вы кто?

Ученики: Мы - Слова.

Учитель: Вы чем-то расстроены?

Один из учеников (Слово): Да. Мы ходим каждый сам по себе. Нам грустно и одиноко.

Учитель: Ребята мы поможем словам? Но для этого нам нужно ответить на несколько вопросов. Что надо сделать со словами, чтобы их объединить?

Ученики: Соединять слова по смыслу, подставлять предлоги.

Один из учеников (Слово): Правильно. Но вот беда! Мы забыли, как предложение строится. Помогите нам!

Учитель: Верно. Ну-ка, идите сюда опадать и Листва.

Выбранные слова выступают вперёд.

Учитель: Ребята, листва может быть яркой?

Ученики: Да!

Учитель: Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь всё-таки не хватает. Чего же?

Ученики: Наверное, того, что называется грамматической связью.

Учитель: Как сказать правильно?

Ученики: Яркая листва.

Учитель: Правильно.

Меняет окончание -ий на -ая (Заранее приготовленный лист бумаги с написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакату).

Учитель: А почему окончание -ая? О чем оно нам говорит?

Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

Учитель: А что же делать с остальными Словами?

Слова: Составьте из нас предложение.

Учитель: Что для этого мы должны сделать?

Ученики: Построить слова в определённом порядке и связать по смыслу и грамматически.

Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке. Учитель меняет, где необходимо, окончания.

Получилось:

С деревьев опадает яркая листва.

- Вот таким образом мы с вами вспомнили, что слова в предложении должны быть связаны по смыслу и грамматически. Как оформляется предложение на письме?

- А какие слова являются грамматической основой? Грамматическая основа – главные члены предложения шаг вперед!

- Для чего в предложении нужны другие слова?

III. Формулирование темы и задач урока

- В этом предложении одна грамматическая основа. Это простое предложение. А как вы считаете, может ли предложение быть сложным? При каких условиях?

- Сформулируем тему урока, ориентируясь на слова на доске.

Простое и сложное предложения.

- Новая ли для нас эта тема?

- Какие задачи урока мы обозначим?

Слайд 4

Задачи урока:

  • Выяснить, какие предложения называют сложными.
  • Научиться отличать простые предложения от сложных.
  • Учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Физминутка

Мы сейчас покажем точку:
Раз, два, три – надули щёчки!
Дружно прыгнули на строчки –
Вот и показали точку!

(сделать глубокий вдох, задержать)
(дыхание на счёт 1-2-3)
(прыжки на двух ногах 5-6 раз)

Спинку все согнули так,
Знак вопроса – нужный знак!
Он идёт, как старый дед
Ста пятидесяти лет!

(наклоны вперёд 4-5 раз)
(медленная ходьба, высоко)
(поднимая ноги)

IV. Изучение нового материала

- А теперь поработаем с предложениями.

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте и сравните три предложения, выделив в них грамматические основы, определим виды этих предложений: (карточки)

1. Солнце выглянуло из-за туч.

2.Солнце выглянуло из-за туч и озарило землю ярким светом.

3. Солнце выглянуло из-за туч, и земля озарилась ярким светом.

Слайд 5

- Какие предложения по своему строению нам уже знакомы?

- Какое предложение для нас непривычно? Почему оно сложное?

(Четко проговаривается грамматическая основа: о чем говорится, какое действие выполняет).

Как связаны простые предложения в составе сложного? (По смыслу и интонационно)

Слайд 6

Сделаем вывод: как отличить простое предложение от сложного.

- Как на письме разделяются части сложного предложения? (с помощью запятой)

Слайд 7

- Продолжим наше знакомство с простыми и сложными предложениями.

V. Работа по теме

1. Работа по учебнику.

С. 3, упр.2 (Устно, наблюдение за союзами).

- Прочитайте задание.

- Как будем действовать?

- Какую роль в сложном предложении выполняют союзы? (соединяют части сложного предложения)

2. Работа в парах по карточкам.

- Прочитайте предложения. Они вам знакомы? Из каких произведений эти предложения?

  • Спишите предложения Подчеркните основы предложений.
  • Поставьте в предложениях запятые.
  • Отметьте галочкой сложные предложения.

1. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. 2. Туча по небу идёт бочка по морю плывёт. 3. Гости князю поклонились вышли вон и в путь пустились. 4. Старик ловил неводом рыбу а старуха пряла свою пряжу. 5. В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит.

VI. Итог урока. Рефлексия

1. - По какой теме мы работали сегодня?

Слайд 8, 9, 10

- Вернемся к задачам урока.

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Повторим отличия простых предложений от сложных.

- Как на письме разделяются части сложного предложения?

2. Составление синквейна

- Предлагаю завершить наш урок составлением синквейна.

Слайд 11

1) Тема.

2) Описание темы.

3) Действия.

4) Отношение к теме.

- Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились. Спасибо за урок.

Слайд 12

Список литературы

  1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ А.В.Полякова – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 127 с.
  2. Сказки. Пушкин А.С. – Эксмодетство, 2017. – 120 с.

Электронные ресурсы

  1. http://uchebana5.ru/cont/1155647-p6.html
  2. https://multiurok.ru/files/fizminutki-na-urokakh-russkogo-iazyka.html