УМК: Развивающая система обучения Л.В.Занкова.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о понятии «сложное предложение».
Планируемые результаты:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- осознание того, что правильная устная и письменная речь - это показатели грамотности и культуры человека;
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои в соответствии с поставленной задачей, действовать согласно плану и вносить необходимые коррективы.
- способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью и критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Предметные:
- умение находить главные члены предложения;
- различать простые и сложные предложения;
- применять правила расстановки знаков препинания в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Технологии: проблемное обучение, разноуровневое обучение.
Методы: эвристический, исследовательский.
Возраст участников: обучающиеся 4 класса.
Условия проведения мероприятия:
Время - по календарно-тематическому плану рабочей программы по русскому языку (учебник А.В.Поляковой, УМК Занкова) урок по данной теме - третий в I четверти;
Место и средства - учебный кабинет, оборудованный интерактивной доской и проектором; иллюстрации, карточки для самостоятельной работы и работы в группах.
ХОД УРОКА
Мобилизующий этап
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
II. Актуализация знаний
1. - А чтобы урок наш прошел на ура, вам мой небольшой совет:
Слайд 1
Сегодня лучше лень прогнать.
Желаю много нового и интересного узнать.
- Соберите и прочитайте слово из подчёркнутых букв. (сложное)
2. - Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Что для вас сегодня утром было сложным? Только ли это значение имеет слово сложное?
(Учитель подводит к выводу о многозначности слова)
- Что может быть сложным в русском языке? (сложное слово, сложная форма будущего времени глагола). Приведите примеры.
- Давайте повторим, что мы знаем о сложных словах.
3. Словарная работа.
Слайд 2
- Какое задание нужно выполнить на словарной работе?
Спишите слова, вставив соединительную гласную. Выделите основы.
Книг…люб, пеш..ход, камн..пад.
- Объясните лексическое значение. Что нужно помнить при записи сложных слов? (Соединительные гласные е, о)
- Какое явление, называемое сложным словом, мы наблюдаем осенью? Запишем это слово. (листопад)
Слайд 3
- Наличие какой орфограммы объединяет все эти сложные слова? (Парный согласный, безударный гласный) Подчеркните.
-Это были сложные слова, которые образовались при сложении двух основ.
4. Назовите антоним слову сложное. Что в русском языке может быть простым? (предложение)
- А что мы называем предложением?
5. Инсценировка
В класс вбегают ученики. У каждого на груди висит табличка с определённым словом.
Учитель (удивленно): Вы кто?
Ученики: Мы - Слова.
Учитель: Вы чем-то расстроены?
Один из учеников (Слово): Да. Мы ходим каждый сам по себе. Нам грустно и одиноко.
Учитель: Ребята мы поможем словам? Но для этого нам нужно ответить на несколько вопросов. Что надо сделать со словами, чтобы их объединить?
Ученики: Соединять слова по смыслу, подставлять предлоги.
Один из учеников (Слово): Правильно. Но вот беда! Мы забыли, как предложение строится. Помогите нам!
Учитель: Верно. Ну-ка, идите сюда опадать и Листва.
Выбранные слова выступают вперёд.
Учитель: Ребята, листва может быть яркой?
Ученики: Да!
Учитель: Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь всё-таки не хватает. Чего же?
Ученики: Наверное, того, что называется грамматической связью.
Учитель: Как сказать правильно?
Ученики: Яркая листва.
Учитель: Правильно.
Меняет окончание -ий на -ая (Заранее приготовленный лист бумаги с написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакату).
Учитель: А почему окончание -ая? О чем оно нам говорит?
Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
Учитель: А что же делать с остальными Словами?
Слова: Составьте из нас предложение.
Учитель: Что для этого мы должны сделать?
Ученики: Построить слова в определённом порядке и связать по смыслу и грамматически.
Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке. Учитель меняет, где необходимо, окончания.
Получилось:
С деревьев опадает яркая листва.
- Вот таким образом мы с вами вспомнили, что слова в предложении должны быть связаны по смыслу и грамматически. Как оформляется предложение на письме?
- А какие слова являются грамматической основой? Грамматическая основа – главные члены предложения шаг вперед!
- Для чего в предложении нужны другие слова?
III. Формулирование темы и задач урока
- В этом предложении одна грамматическая основа. Это простое предложение. А как вы считаете, может ли предложение быть сложным? При каких условиях?
- Сформулируем тему урока, ориентируясь на слова на доске.
Простое и сложное предложения.
- Новая ли для нас эта тема?
- Какие задачи урока мы обозначим?
Слайд 4
Задачи урока:
- Выяснить, какие предложения называют сложными.
- Научиться отличать простые предложения от сложных.
- Учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Физминутка
Мы сейчас покажем точку: |
(сделать глубокий вдох, задержать) |
Спинку все согнули так, |
(наклоны вперёд 4-5 раз) |
IV. Изучение нового материала
- А теперь поработаем с предложениями.
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте и сравните три предложения, выделив в них грамматические основы, определим виды этих предложений: (карточки)
1. Солнце выглянуло из-за туч.
2.Солнце выглянуло из-за туч и озарило землю ярким светом.
3. Солнце выглянуло из-за туч, и земля озарилась ярким светом.
Слайд 5
- Какие предложения по своему строению нам уже знакомы?
- Какое предложение для нас непривычно? Почему оно сложное?
(Четко проговаривается грамматическая основа: о чем говорится, какое действие выполняет).
Как связаны простые предложения в составе сложного? (По смыслу и интонационно)
Слайд 6
Сделаем вывод: как отличить простое предложение от сложного.
- Как на письме разделяются части сложного предложения? (с помощью запятой)
Слайд 7
- Продолжим наше знакомство с простыми и сложными предложениями.
V. Работа по теме
1. Работа по учебнику.
С. 3, упр.2 (Устно, наблюдение за союзами).
- Прочитайте задание.
- Как будем действовать?
- Какую роль в сложном предложении выполняют союзы? (соединяют части сложного предложения)
2. Работа в парах по карточкам.
- Прочитайте предложения. Они вам знакомы? Из каких произведений эти предложения?
- Спишите предложения Подчеркните основы предложений.
- Поставьте в предложениях запятые.
- Отметьте галочкой сложные предложения.
1. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. 2. Туча по небу идёт бочка по морю плывёт. 3. Гости князю поклонились вышли вон и в путь пустились. 4. Старик ловил неводом рыбу а старуха пряла свою пряжу. 5. В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит.
VI. Итог урока. Рефлексия
1. - По какой теме мы работали сегодня?
Слайд 8, 9, 10
- Вернемся к задачам урока.
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
- Повторим отличия простых предложений от сложных.
- Как на письме разделяются части сложного предложения?
2. Составление синквейна
- Предлагаю завершить наш урок составлением синквейна.
Слайд 11
1) Тема.
2) Описание темы.
3) Действия.
4) Отношение к теме.
- Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились. Спасибо за урок.
Слайд 12
Список литературы
- Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ А.В.Полякова – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 127 с.
- Сказки. Пушкин А.С. – Эксмодетство, 2017. – 120 с.
Электронные ресурсы
- http://uchebana5.ru/cont/1155647-p6.html
- https://multiurok.ru/files/fizminutki-na-urokakh-russkogo-iazyka.html